Начиная со второй половины XX в. в отечественной науке шла активная полемика по определению понятия избирательной системы. Единого определения данного термина в конституционно-правовой науке не выработано до сих пор.
В научной литературе существует два похода к определению понятия «избирательная система»: широкий и узкий.
Избирательная система в широком смысле – это система упорядоченных общественных отношений, возникающих по поводу организации и проведения выборов органов публичной власти, регулируемых нормами права или возникающих на их основе[1].
В узком смысле понятие «избирательная система» означает способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между избирательными объединениями или кандидатами[2].
Баглай М.В. в своём учебнике пишет, что понятия «избирательное право» и «избирательная система» во многом совпадают, и более того в обиходе часто употребляются как идентичные.
Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования.
Что касается узкого смысла данного термина, то его он рассматривает, как порядок определения результатов голосования[3].
Авакьян С.А. рассматривает избирательную систему, как реально существующий порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации[4].
Избирательная система охватывает совокупность как юридических правил (избирательное право), так и фактических сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы.
Помимо этого данным понятием обозначают также те или иные применяемые в различных странах модели организации и проведения выборов[5].
В соответствии с доминирующим подходом, под избирательной системой необходимо понимать условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.[6]
Вывод: с начала XX в. по настоящее время в российской правовой науке до сих пор нет единого определения к термину «избирательная система». Каждый ученый в данном плане свободен в выборе трактовки. Главной причиной этого служит и то, что сам законодатель не дает точного определения данному понятию.
[1] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / под. ред. А.В. Иванченко. М.: Норма, 1999. С. 104.
[2] Макарцев А.А., Юсупов Э.С. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 136.
[3] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. М.: Норма-Инфра, 2015. С. 406.
[4] Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2т. Т.2. М.: Проспект, 2014. С. 406.
2Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. – М.: Юстицинформ, 2015. С. 322.
[6] Конституционное право: университетский курс. В 2 т. Т. 2. 2-е издание/ под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н. М.: Проспект, 2015. С. 180.
|