Современный период начинается с принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции.
12 декабря 1993 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, в том числе для граждан, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
При выборах Президента РФ сохраняется мажоритарная избирательная система.
Вскоре после принятия Конституции был принят Федеральный закон от 06.12.1994 N 56-ФЗ (ред. от 26.11.1996) «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», а в 1997 -
Федеральный закон от 19.09.1997 N 124-ФЗ (ред. от 10.07.2001, с изм. от 11.06.2002) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который объединил нормы, устанавливающие основы регламентации выборов и референдума.
В 1999 г. был принят Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», на основе которого 19 декабря 1999 года были проведены выборы в Государственную Думу Российской Федерации.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в редакции 2002 г. установил, что не менее 50 % депутатов законодательного собрания должны избираться пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями и блоками[1].
С июля 2003 г. вступила в силу новелла о введении смешанной системы на выборах законодательных органов субъектов РФ. Инициирующая роль в формировании партий перешла к федеральным элитам, что создало качественно иную расстановку сил в регионах. Первый раунд избирательных кампаний, проведенных в регионах по смешанной системе (2003–2004 гг.), повысил роль оппозиционных или впервые созданных партий[2]. Выборы Государственной Думы в 2003 г. стали последними проводившимися по смешанной системе.
Уже в 2007 г. выборы в Государственную Думу стали проходить по пропорциональной системе. Помимо этого был повышел избирательный барьер с 5% до 7%, а так же был убран вариант голосования «против всех», когда избиратель мог показать, что ни один из представленных кандидатов его не устраивает. Выборы в 2011 году проходили по той же системе.
Лишь в 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, стали проводиться по смешанной избирательной системе[3]. В одномандатных или многомандатных избирательных округах по мажоритарной системе избирается часть депутатов законодательных, или представительных, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты представительных органов муниципальных образований. Результаты выборов по федеральному избирательному округу определяются пропорционально[4].
Вывод: отсутствие в Конституции России определенной главы, устанавливающей какую-либо систему для органов государственной власти, дало определенную свободу действия для развития законодательства о выборах в эти органы государственной власти. Однако, в то же самое время это позволило законодателю менять нормы о выборах и, конечно, об определенной избирательной системе на выборах в органы государственной власти в Российской Федерации.
[1] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ [ред. от 30.10.2017] // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42, ст. 5005.
[2] Баранов А.В., Гришин Н.В. Реформы избирательной системы России: политические эффекты // Теория и практика общественного развития. 2013. №11. С. 434.
[3] О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ [ред. от 18.06.2017] // Собрание законодательства РФ. 24.02.2014. № 8, ст. 740.
[4] Там же.
|