В правоприменительной деятельности, осуществляемый в особых процессуальных формах, которые отражают функциональный характер решения конкретного дела в зависимости от его особенностей, представляют собой последовательные процессуальные действия, закрепляются в разнообразных правоприменительных актах и имеют целью достижение результата, предусмотренного применяемой нормой[1].
Процессуальными формами взаимодействия процессуалисты именуют:
Выполнение поручений (указаний) следователя:
а) проведение оперативно-розыскных мероприятий и производство отдельных следственных действий по поручению следователя;
б) привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;
в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких, как охрана места происшествия, оцепление здания и т.п.;
г) исполнение постановлений следователя о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Содействие органа дознания следователю на стадии возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Возбуждение уголовных дел, по которым обязательно предварительное следствие, производство по ним неотложных следственных действий и направление таковых руководителю следственного органа (ст. 157 УПК РФ).
Использование следователем результатов оперативно-розыскной деятельности, когда они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ (ст. 89 УПК РФ).
Совместная согласованная деятельность в период производства органами дознания неотложных следственных действий по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ).
Привлечение к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 УПК РФ).
Организационными формами взаимодействия называют:
совместную согласованную деятельность в составе следственнооперативных групп;
немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступления, требующего производства предварительного следствия;
организацию следственно-оперативных групп (бригад), в которые включаются следователи и представители органа дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных преступлениях;
согласованное планирование следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий;
совместное выступление перед населением и (или) проведение профилактических мероприятий;
межведомственные оперативные совещания работников прокуратуры, следователей, сотрудников учреждений, наделенных статусом органа дознания;
совместное проведение занятий[2].
Соответственно, под процессуальной формой взаимодействия следует понимать совокупность однородных процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового результата получения и проверки доказательств, розыска и ареста подозреваемого (обвиняемого) и проч.
Другими словами, она представляет собой особую юридическую конструкцию наиболее целесообразной процедуры осуществления определенных полномочий.
Применительно к рассматриваемой сфере процессуальной деятельности можно выделить следующие элементы этой конструкции:
предмет взаимодействия;
круг лиц, участвующих во взаимодействии;
содержание и характер их деятельности;
правоприменительный акт, служащий основой взаимодействия;
процессуальные гарантии эффективности взаимодействия.
Предметом взаимодействия органов предварительного следствия и
дознания может быть собирание и проверка доказательств, установление, розыск и арест (привод) подозреваемого (обвиняемого), для чего могут быть использованы как следственные действия, так и оперативно-розыскные мероприятия, которые в таком контексте являются средствами достижения поставленных целей.
Следует заметить, что в юридической литературе они иногда определяются в предмете взаимодействия, что не вполне обоснованно, поскольку, рассматривая взаимодействие как правоотношение, надо определять его предмет как то, на что непосредственно направлена деятельность его участников, т.е. конкретный материально-правовой результат, который может выражаться в получении или проверке доказательства, задержании подозреваемого (обвиняемого) и т.д.
Круг лиц, участвующих в рассматриваемой процессуальной деятельности, включает следователя, начальника следственного подразделения, начальника органа дознания, оперативных работников[3].
Как правило следователь, выступает инициатором взаимодействия, так как он определяет форму взаимодействия и целесообразность ее осуществления на каждом конкретном этапе расследования, сроки исполнения даваемых поручений и прочее.
Соответственно возникает вопрос об обоснованности и целесообразности принимаемых им решений.
Решение о взаимодействии является обоснованным, если оно соответствует конкретной следственной ситуации, требующей для получения необходимой информации производства органом дознания определенных следственных и розыскных действий, а также принятие оперативнорозыскных мер. Целесообразность избранной формы взаимодействия оценивается по тому, насколько она способна обеспечивать быстрое и полное получение от органа дознания информации, имеющей значение для дела.
Роль начальника следственного подразделения в системе процессуального взаимодействия является обеспечительной и выполняет при этом контрольную функцию.
Контролируя расследование по уголовному делу, он выясняет, имеется ли потребность в привлечении следователем сил и средств органов дознания, организовал ли следователь взаимодействие, все ли формы в данной ситуации использованы.
В том случае, если следователь не прибегает к помощи органов дознания, явно нуждаясь в ней, то начальник следственного подразделения вправе потребовать от него дачи объяснений и дать соответствующие указания.
Когда же орган дознания не выполняет письменные поручения и указания следователя либо медлит с их выполнением, именно начальнику следственного подразделения, а не следователю целесообразно поставить вопрос перед начальником органа дознания о принятии мер к повышению эффективности взаимодействия1.
Содержание и характер деятельности участников взаимодействия позволяют выделить несколько его форм.
Их содержательная характеристика позволяет выделить некоторые виды взаимодействия, которые представлены в качестве самостоятельных, а именно:
- выполнение поручений и указаний следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий, розыскных и следственных действий;
- принятие органом дознания розыскных и оперативно-розыскных мер по уголовному делу, которое находится в производстве у следователя, в целях установления лица, совершившего преступление;
- оказание содействия следователю при производстве отдельных следственных действий.
Важным условием повышения эффективности взаимодействия является установление и соблюдение сроков исполнения поручений следователя.
Данному обстоятельству в большой степени может способствовать их законодательное закрепление.
Вместе с тем, в действительности ст. 157 УПК РФ не указывает срок исполнения поручения следователя, при этом в правоприменительной же практике существует устоявшееся мнение, что такой срок составляет 10 суток. Однако он установлен законом только для поручений, исполнение которых предполагается вне места производства предварительного следствия (ст. 152 УПК РФ), следовательно, можно предположить, что в него заложено некоторое время на пересылку ответа следователю.
Кроме того, нельзя не согласиться с утверждением о том, что здесь возникает вопрос об установлении единого срока применительно ко всем поручениям.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство
предусматривает возможность использования следователем помощи органов дознания при расследовании преступлений.
Так, в частности, ст.38 УПК РФ, устанавливая полномочия следователя, указывает на его право давать органу дознания письменные поручения, обязательные для исполнения, о производстве отдельных следственных действий и, кроме того, о производстве иных процессуальных действий.
При расследовании преступлений следователи довольно часто используют предоставленную им возможность пользоваться содействием и помощью органов дознания[4].
Самостоятельной процессуальной формой взаимодействия является оказание содействия следователю при производстве отдельных следственных действий.
Прежде всего в данном случае идет прежде всего о совместной деятельности следователя и органов дознания, в то время как дача поручения предполагает самостоятельное их выполнение работниками органов дознания. Более того, следователь не может вмешиваться в производство оперативно-розыскных действий.
Потребность в оказании следователю такого содействия возникает тогда, когда ему одному физически трудно (а подчас и невозможно) осуществить следственное действие, а также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам дознания.
В соответствии с Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений это содействие может выражаться:
- в обеспечении условий успешного проведения следственного действия;
- в непосредственном участии оперативного работника в деятельности следователя;
- в принятии оперативных мер, направленных на повышение эффективности следственного действия.
В свою очередь, принятие органом дознания мер по обеспечению наиболее успешного производства следователем отдельных следственных действий включает:
- оцепление и охрану места происшествия работниками органа дознания, что имеет место преимущественно до прибытия следователя на место происшествия. Своевременность такого содействия создает необходимые условия для обнаружения и изъятия следов преступления и других улик, имеющих значение для дела;
- оцепление жилого дома либо здания или иного помещения, где будет производиться обыск, в целях предупреждения выноса заинтересованными лицами искомых объектов и недопущения исчезновения разыскиваемого. Вопрос об оказании такого содействия следователь должен поставить перед органом дознания уже в ходе подготовки к производству обыска;
- наблюдение за лицами, находящимися в помещении или месте, в котором производится обыск, либо пришедшими туда, во избежание контактов между ними или несанкционированного оставления помещения или иного места производства обыска;
- сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей (при производстве следственных действий с его участием, если есть основания полагать, что оно будет использовано для побега или имеются основания опасаться эксцессов со стороны данного лица).
Обеспечительный характер носит также применение органом дознания принудительных мер в целях создания следователю условий для производства отдельных следственных действий[5].
Наиболее распространенной формой этого вида содействия является доставление приводом обвиняемого и свидетеля (подп. 4 п. 2 ст. 38 УПК РФ) в случае их неявки к следователю без уважительной причины.
По требованию следователя в случае неподчинения его законным требованиям орган дознания вправе применить принудительные меры по отношению к подозреваемому, обвиняемому, свидетелю и потерпевшему в процессе производства отдельных следственных действий.
Правовой основой непосредственного участия работников органа дознания в производстве следователем отдельных следственных действий является норма, которая закреплена в подп.4 п.2 ст.38 УПК РФ.
Так, согласно указанной норме, следователь уполномочен получать содействие при производстве процессуальных действий.
В отличие от ранее рассмотренной формы содействия, позиция органа дознания здесь более активна: он берет на себя часть работы, входящей в содержание осуществляемого действия. Целесообразность такого содействия может быть обусловлена большим объемом работы, необходимостью одновременного производства следственных действий в разных местах и другими обстоятельствами. Но в любом случае соответствующий протокол должен всегда быть составлен от имени следователя.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 152 УПК, следователь вправе поручить органу дознания производство следственных или розыскных действий. В соответствии с ч.2 ст.163 УПК к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность.
Выделение органом дознания специалистов для участия в производстве следователем отдельных следственных действий является очень важной формой взаимодействия, призванной компенсировать недостаточность или отсутствие у следователя специальных познаний.
Особое значение она имеет на начальной стадии расследования, и прежде всего при производстве осмотра места происшествия. В ходе расследования проблема использования специальных познаний решается путем назначения экспертизы.
Здесь же стоит задача более эффективного применения научно - технических средств в целях обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и предметов, которые могут быть вещественными доказательствами по делу.
В последнее время следователем при раскрытии преступлений, совершаемых в результате ДТП, используется информация, полученная при помощи навигатора1, что требует в качестве специалистов привлекать экспертов-криминалистов[6] [7], но по отдельным категориям дел могут привлекаться работники ГИБДД, противопожарной службы МЧС и другие.
Таким образом, особой формой оказания содействия следователю в вопросах взаимодействия является проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства им отдельных следственных действий, и привлечение специалистов для участия в отдельных следственных следствиях.
[1] Майстренко Г.А. Процессуальные формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания // Российский следователь. - 2016. - № 5. - С.17.
[2] Рыжаков А.П. Предварительное расследование. М.: 2014. С. 58 - 67.
[3] Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ред. от 22.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
Уголовный процесс: Учебник / Под общ.ред. А.В. Смирнова. 6-е изд., перераб. М., 2015. - С.223.
[4] Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. - 2002. -№ 2.- С.23.
[5] Майстренко Г.А. Процессуальные формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания // Российский следователь. - 2016. - № 5. - С.18.
[6] Киселев Е.А., Забавина А.Ю. Проблемы законодательной регламентации использования данных спутниковых навигационных систем в раскрытии и расследовании преступлений // Российский следователь. 2015. N 4. С. 7 - 11.
[7] Иванова А.А. Современное состояние и актуальные проблемы правового статуса эксперта в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2014. N 3. С. 11 - 15.
|