Четверг, 28.11.2024, 08:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Ретроспективный анализ развития правового регулирования исполнения лишения свободы в отношении осужденных женщин

Понятие преступления и характеристика личности преступника исторически изменялись, отражая господствующие в обществе представления политического, научного, религиозного и мировоззренческого характера. Для всех исторических периодов общественного развития характерно выделение преступности женщин и это связано с наличием в ней специфических особенностей, а также отличием криминологических характеристик представительниц женского пола от преступников-мужчин.

Отсутствие ясного определения преступления и его критериев, а также объективности в поиске виновных способствовало объединению преступниц мнимых и реальных в одну группу. На скамье подсудимых были равны убийца, задушившая своего новорожденного ребенка и оклеветанная соседями в «порче» невиновная женщина; карманная воровка, которую знал весь город, и молодая красавица, «сглазившая» беспутного мужа.[1]

Повышенная криминогенность женщин была связана с особыми чертами совершаемых ими деяний: высокой долей умышленных убийств, в том числе детоубийств; тяжких телесных повреждений; содержанием притонов и занятием проституцией, которая традиционно сопровождала криминальное поведение женщин и считалась преступлением.[2] Октябрьская социалистическая революция 1917 г. стала новым историческим этапом в развитии российского государства. Изменения в государственном механизме страны повлекли за собой изменения в пенитенциарной политике. В её основу легли два, казалось бы, несовместимых принципа: разрушение старого государственного аппарата и сохранение некоторой исторической преемственности, рецепции передовых идей, ранее сформировавшихся в пенитенциарной теории. Реализация этих идей на практике привела к тому, что в период с 1917 по 1918г. были буквально разрушены и демонтированы сотни пенитенциарных учреждений на территории страны.

После того как революционный пыл российского пролетариата немного поостыл, в работу включились крупные ученые - пенитенциаристы, часть из которых даже работала в Наркомате юстиции РСФСР. Встала задача определить пенитенциарную политику советского государства и разработать новую систему пенитенциарных учреждений в стране. В качестве теоретической основы были использованы труды зарубежных и отечественных пенитенциаристов С.В. Фойницкого, Н.С. Таганцева, С.П. Мокринского, А.А. Жижиленко, С.В. Познышева.

Основными положениями, исходя из которых, началась трансформация пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую, были заложены ещё при Временном правительстве профессором А.А. Жижиленко идеи об исправлении осужденных. Именно они послужили возникновению нового термина - «исправительно-трудовое право». Накануне октября 1917 года в местах заключения содержалось в среднем 94297 заключенных, из которых 12710 составляли женщины.

В советское время первичное звено лагерей принудительных работ НКВД составляли концентрационные лагеря. В одном из таких лагерей на 1 сентября 1922 года содержалось 89 мужчин и 10 женщин[3] [4].

По указанию В.И. Ленина еще в начале революции, концлагеря были созданы и оформлены декретами от 15 апреля и 17 мая 1919 года. Декрет от 15 апреля 1919 г. устанавливал, что "Для управления всеми лагерями принудительных работ на всей территории РСФСР при Народном

 

Комиссариате Внутренних дел по согласованию с Всероссийской Чрезвычайной Комиссией учреждается Центральное Управление Лагерями".[5]

Декрет от 17 мая 1919 года дал подробные указания об организации лагерей принудительного труда и, в частности, подчеркнул, что "Во всех губернских городах в установленные инструкцией сроки должны быть созданы лагери, рассчитанные не менее, чем на 300 человек..». В уездных городах лагерь может быть открыт с позволения Отдела Принудительных работ... Женщины и малолетние, несовершеннолетние должны содержаться в особенных категориях лагерей...».[6] [7] [8] [9] Все заключенные должны работать немедленно по поступлению в лагерь и заниматься физическим трудом в

п

течение всего времени их пребывания там.

Первый исправительно-трудовой кодекс РСФСР был принят 16 октября

о

1924 г. , вслед за принятием Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. Кодекс выделял три группы мест заключения, однако отдельной для женщин градации не было:

места заключения для применения мер социальной защиты исправительного характера;

места заключения для применения мер социальной защиты медикопедагогического характера;

места заключения для применения мер защиты медицинского характера.

Систему учреждений для применения мер социальной защиты исправительного характера по Исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1924 г. составляли, дома заключения для подследственных, исправительнотрудовые дома, трудовые колонии, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома.

 

В систему учреждений медико-педагогического характера входили:

1) трудовые дома для осужденных к лишению свободы несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет; 2) трудовые дома для осужденных к лишению свободы правонарушителей из числа рабочекрестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет. Учреждения медицинского характера состояли из колоний, институтов психиатрической экспертизы, больниц и т.п.

ИТК РСФСР 1924 г. содержал нормы, дающие послабление режима беременным женщинам и женщинам, имеющим детей вскармливаемых грудью. Так, ст. 58 кодекса регламентировала «Заключенные женщины, начиная с пятого месяца беременности, не подлежат переброске за пределы места заключения без их согласия». Ст. 109 разрешала вместе с женщинами в ИТУ принимать и грудных детей заключенных женщин, по их желанию. Ст. 208 регулировала перевод в другое учреждение заключенных в случаях тяжелой и быстро распространяемой болезни, такие меры были положены и женщинам, находящихся в положении (но только после с четвертого месяца беременности) и кормящих матерей грудью.

ИТК РСФСР 1933 года шире рассматривал германизацию условий отбывания наказания осужденных женщин. Так, ст. 18 ИТК РСФСР 1933 г. устанавливала, что «кормящие грудью женщины и женщины в положении не должны направляться на исправительно-трудовые работы в дали от места жительства»9. Также, они не могут трудиться до родов и после в строгом соответствии со сроками, указанными Кодексом законов о труде РСФСР, и могут пользоваться установленными в нем льготами.

Следует отметить, что в соответствии со ст.46 ИТК РСФСР 1933 года «женщины отбывающие наказание могли совместно проживать с детьми до 4 лет, для этого в исправительных учреждениях создавались ясли». [10] [11]

 

Статистические данные рассматриваемого периода показывают, что для детей заключенных матерей в лагерях и колониях в системе ГУЛАГ были организованны 90 «домов младенца» с общим количеством находящихся в них 4595 детей.10

Таким образом, в тридцатые годы двадцатого столетия осужденным матерям разрешалось иметь при себе детей гораздо больше, чем позволено действующим УИК РФ 1996 года. Кроме того, ст. 46 ИТК РСФСР позволяла лицам отбывающим наказание в виде лишения свободы иметь при себе детей до четырех лет, причем как женщинам, так и мужчинам.

В 30- е годы в общую систему ИТУ уже входило: 425 ИТК ( в том числе 170 промышленных, 83 сельскохозяйственных и 172 контрагентских, т.е. работающих на стройках и хозяйствах других ведомств), объединяемых областными, краевыми, республиканскими отделами исправительных трудовых колоний; 50 колоний для несовершеннолетних.[12] [13]

Несмотря на то, что начались позитивные тенденции в сторону разграничения процесса отбывания наказания в отношении женщин, политическая тенденция, начатая в 30-х годах и продолжающаяся вплоть до 1952 года, была направлена на ужесточение репрессий, по отношению не только к осужденным, но и ко всему населению. Идеологией подобных репрессий явилась сталинская доктрина борьбы с врагом народа и вредительством, что обеспечило места в ГУЛАГ огромному числу граждан СССР, многие из которых так и не вышли на свободу. В тот период все приобретения и достижения в области гуманизации наказания, были нивелированы, а правоотношения в области исполнения и отбывания наказаний практически соответствовали периоду феодального права, с характерными для этого периода признаками насилия и физической расправы. После смерти Сталина в области пенитенциарной политики, восстанавливаются демократические начала, осуществляется реформа исправительно-трудового права, наблюдается всеобщее снижение напряженности в пенитенциарной системе.

Нормативное регулирование деятельности мест лишения свободы не обеспечивалось действенным механизмом защиты прав и законных интересов личности. Личность заключенного в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы, утрачивала свою индивидуальность. В особое положение были поставлены заключенные, осужденные по политическим мотивам, так называемые «враги народа». Они испытывали двойное давление: со стороны администрации лагерей, и в особенности со стороны «авторитетов» преступного мира.

Труд из средства воспитательного воздействия, превратился в непосильную обязанность заключенного. Трудом заключенных сооружались крупнейшие народно-хозяйственные объекты, составляющие основу материально—технической базы социалистического характера. Весом их материальный вклад в дело защиты Родины и Великой отечественной войне. Это ещё одно подтверждение прочности их гражданских позиций, неотделимости интересов и устремлений интересов заключенных в годы великих потрясений от устремлений и интересов народа. Именно необходимость коренного изменения отношения к заключенному как к гражданину страны, должна была поставить места лишения свободы перед выбором основных направлений их реформы, к осуществлению которой государство приступило в 50-х годах.

Начиная с 1954 г. деятельность исправительно-трудовых учреждений уже регламентировалась не ведомственными нормативными актами, а нормативными документами, утвержденными высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти - Советом Министров СССР. В частности, Советом Министров СССР 10 декабря 1954 г. было одобрено Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД

СССР, которое упразднило действие многих ведомственных нормативных актов.[14] [15]

Система исправительно-трудовых учреждений в соответствии с Положением 1954 г. включала в себя: исправительно-трудовые лагеря (режимы: общий, облегченный, строгий); исправительно-трудовые колонии. Такие колонии, наряду с другими режимными учреждениями, предусматривали облегченный режим с проживанием за территорией; тюрьмы (общий, строгий); детские трудовые колонии для несовершеннолетних преступников. Как позитивное явление следует отметить последующее принятие ряда новых нормативных актов, к числу которых следует отнести: Указ Президиума Верховного Совета от 24 апреля 1954 г. , восстановивший условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; Указ Президиума Верховного Совета от 24 мая 1955 г. о принятии Положения о прокурорском надзоре. В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее сохранение исправительно-трудовых лагерей. Последние подлежали реорганизации в исправительно-трудовые колонии. Во исполнение указанного Постановления было разработано Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД 1958 г.[16]

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. предусматривал случаи временного оставления осужденных в следственных изоляторах или тюрьме, если это было необходимо для производства следственных действий, а также для выполнения хозяйственных работ. Тюрьмы предназначались для содержания особо опасных рецидивистов, которым лишение свободы назначалось в виде тюремного заключения, лиц, осужденных за тяжкие преступления, а также лиц, переведенных из исправительно-трудовых колоний за злостные нарушения режима. В исправительно-трудовой кодекс

 

1970 г. была включена отдельная глава, девятая, регулирующая материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы. Было закреплено, что норма жилой площади на одного осужденного в исправительно-трудовых колониях не может быть менее 2 квадратных метров, а в воспитательно-трудовых колониях - не менее 2,5 метров. Значительно расширялся правовой статус беременных женщин и женщин имеющих малолетних детей.

Статья 18 указанного кодекса, предусматривала раздельное содержание женщин осужденных впервые к лишению свободы, - от женщин, ранее отбывавших лишение свободы. Но данное требование не распространялось на лечебные учреждения, а также исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка.15

Также ИТУ 1970 года предоставлял заключенным женщинам дополнительные льготы, предусматривающие, согласно статье 33, что осужденным женщинам, хорошо и ответственно трудящихся, соблюдающих режим, по постановлению начальника исправительного учреждения, согласованного с наблюдательной комиссией, может быть разрешено проживание за пределами колонии, во время освобождения от работ по беременности и родам, а также до достижения ребенком возраста двух лет. Данная категория женщин могла селиться рядом с колонией и должна находиться под постоянным надзором органов внутренних дел, может носить гражданскую одежду, иметь при себе и пользоваться наличными средствами, иметь возможность свободного передвижения в часы от подъема до отбоя по территории, границы данной территории определены начальником, получать посылки, бандероли, отправлять письма, передачи и иметь неограниченные свидания. По окончании периода освобождения от работы после родов, выполняла работу по указанию администрации исправительного учреждения и получать заработную плату на общих основаниях с другими осужденными. [17] [18]

 

В случае систематического или злостного нарушения режима или правил поведения по мотивированному постановлению начальника, право проживания вне колонии отменялось, а осужденные переводились в колонию.[19] [20] [21]

Однако такое проживание осужденных женщин на практике встречалось крайне редко, ввиду недостаточности финансирования для аренды помещения вне колонии для проживания осужденных, так как осужденные за свой счет практически не имели возможности снимать квартиру, и также создание дополнительных сложностей для администрации колонии в виде установления надзора за осужденной, устройство ее на

17

работу, делала эту льготу практически не осуществимой.

Важно отметить, что в исправительно-трудовом кодексе 1970 года, появилась статья о свободном вероисповедании, чего раньше уголовно- исполнительное законодательство советского периода не знало.

«Ст. 8.1 Обеспечение свободы совести осужденных: осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». В дальнейшем данная статья позволяла посещать культурные религиозные заведения за пределами исправительного учреждения.

В начале 90-х годов, с развалом Советского Союза, прекратила свое существование единая система исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Однако её дух и содержание продолжают существовать во вновь формирующихся аналогичных системах суверенных государств, возникших на основе бывших союзных республик советского союза.[22]

В заключении можно сделать следующий вывод о развитии уголовно- исполнительного законодательства и мест лишения свободы для женщин. В советском периоде государство разработало огромную законодательную базу уголовно-исполнительной системы, а также систему мест лишения свободы, что говорит о том, что советские власти были обеспокоены судьбой осужденных. Именно в этом периоде явно прослеживается мысль об утилизации преступников, использовании их труда во благо общества и государства. Труд, по мнению законодателя, являлся главным условием исправления осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В отношении осужденных к лишению свободы женщин, законодательство предусматривало дифференцированные режимы, и в дальнейшем шло на путь гуманизации условий отбывания наказания, особенно это касалось беременных женщин и женщин с малолетними детьми, что в дальнейшем было реализовано в строительстве домов ребенка при женских исправительных колониях.

 

[1]Валевский С.Ю. Презумпция невиновности: исторический анализ. Спб.,1992. С. 56.

[2]Волкова Т.Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы. М. 1995. С. 15.

[3] Кунц Е.В. Ретроспективный анализ преступлений, совершаемых женщинами/ Вестник Челябинского государственного университета № 9. // Государство и право. 2007 г. - 92 С.

[4] Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России, М.: "Вердикт-1M", 1999. - 121 С.

[5] Сборник Декретов 1919 г., М., 1930, стр. 80. Декрет подписал Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (В ЦИК) М. Калинин и Секретарь Серебряков. Декрет опубликован в "Известиях" за 15 апреля 1919 г.

[6] Декрет ВЦИК от 17.05.1919 "О лагерях принудительных работ"/ [Электронный ресурс] Справочно - правовая система Консультант Плюс 2016 г.

[7] Декрет ВЦИК от 17.05.1919 "О лагерях принудительных работ"/ [Электронный ресурс] Справочноправовая система Консультант Плюс 2016 г.

[8] Постановление ВЦИК от 16.10.1924 "Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса Р.С.Ф.С.Р."/ [Электронный ресурс] Справочно-правовая система Консультант Плюс 2016 г.

[9]

[10] Постановление ВЦИК РСФСР и СНК РСФСР от 1 августа 1933 года «Об утверждении Исправительнотрудового кодекса РСФСР» СУ РСФСР, 1933, № 48, ст. 208, Консультант Плюс 2016 г.

[11]

[12] Минстер М.В. Правовое положение женщин осужденных к лишению свободы /М.В. Минстер. Монография. - ООО «Альфа-Порте». Новосибирск, 2011г. - 19 с.

[13] Тимофеев В. Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события. Учебное пособие. - Чебоксары, 1999. - 206 с.

[14] Шмаров И.В. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. М., 1996. С. 72.

[15] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 года «О порядке досрочного освобождения от наказания осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет» / Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г.

[16] Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2001. С. 152.

15 "Исправительно - трудовой кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 18.12.1970) (ред. от 21.12.1996) [Электронный ресурс] Справочно-правовая система Консультант Плюс 2016 г.

[18]

[19] "Исправительно - трудовой кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 18.12.1970) (ред. от 21.12.1996) [Электронный ресурс] Справочно-правовая система Консультант Плюс 2016 г.

[20] Полищук Н.И., Иванова Н.А. «Гуманизация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин: монография. - Рязань: Академия ФСИН России, 2012. - 48 С.

[21] "Исправительно - трудовой кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 18.12.1970) (ред. от 21.12.1996) [Электронный ресурс] Справочно-правовая система Консультант Плюс 2016 г.

[22] Детков М.Г. «Содржание карательной политики советского государства и её реализация при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы: Монография. - Домодедово: РИПК работников МВД России, 1992. - 156 С.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (02.04.2018)
Просмотров: 333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%