Одной из важнейших характеристик современного права является обеспечение достоинства каждой человеческой личности. В своем формально-юридическом значении эта идея находит воплощение в обеспечении равноправия всех людей - равенстве их перед законом и равной защите со стороны закона.
Идея равенства и равноправия не относится к числу «вечных» и изначально присущих человеческой цивилизации. Можно сказать, что впервые на нормативном уровне идея равенства была зафиксирована лишь в конце XVIII века. В Декларации независимости США 1776 года говорится: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами,
к числу которых принадлежат: жизнь, свобода, стремление к счастью». В Декларации прав человека и гражданина 1789 года, явившейся программным документом Великой французской революции, указывается, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, а общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.
Эти документы и провозглашенные ими права (так называемые «права первого поколения)» воплотили и юридически закрепили ценности либерального общества; либеральная идеология видела основание прав человека в естественном праве, подводя, таким образом, под них достаточно мощную опору. Однако с самого начала круг лиц, которым дозволялось пользоваться правами человека, подлежал разнообразным ограничениям. Как справедливо указывает И. Валлерстайн, определение лиц, на которых распространялось действие этих прав, неизбежно являлось текучим, зависящим от политики, и при этом тесно связанным с решением вопроса о том, кто может претендовать на осуществление прав человека. В силу логики исторического процесса реализация идеи прав человека происходила на практике при существенном ограничении той группы лиц, которая могла пользоваться своими правами человека. Несовершеннолетние, старики, социопаты, преступники, женщины, мигранты, некоренные жители, неграждане были фактически изъяты из этого круга. Однако поскольку в теории либерализма права теоретически имели всеобщий характер, ограничения должны были быть оправданы запутанными и благовидными основаниями. Чтобы принципы либерализма не воспринимались буквально и не имели всеобщего применения, нужна была сдерживающая сила, в качестве которой, по словам И. Валлерстайна, стал расизм в сочетании с сексизмом.
Таким образом, можно утверждать, что равноправие и дискриминация возникают практически одновременно, в качестве взаимосвязанных, хотя и полярных явлений. Дискриминация определяется в юридическом словаре как [1]
ущемление прав одних лиц в сравнении с другими лицами. Словарь иностранных слов понимает под дискриминацией умаление (фактическое или юридическое) прав какой-либо группы граждан по признаку национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п. либо предоставление гражданам или организациям меньших прав и привилегий, чем иным гражданам или организациям.[2] [3] При внешне достаточно определенном содержании, понятие дискриминации находит свое выражение и существование в многообразных формах, что объясняется вполне объективными причинами. Разновидностью дискриминации, осуществляемой по половому признаку, главным образом, по отношению к женщинам, является сексизм.
В самом деле, хотя люди и признаются равными в своих правах от рождения, это не может отменить объективного существования как биологических, так и социальных различий между людьми. «Многообразие, - отмечает профессор А.Я. Капустин, - не бич, а средство спасения
человечества как биологического рода от вымирания, это - ключ к
22
человеческому прогрессу и прогрессу каждого отдельного индивида». Отсюда вполне справедливо его утверждение о том, что право не может стремиться к устранению человеческого многообразия - это не только невыполнимая для него задача, но и крайне опасная и гибельная для него цель. Благородная задача права состоит в том, чтобы максимально обеспечить юридические условия для интегрального развития каждого индивида, чего невозможно достичь без искоренения дискриминации и неравноправия в различных сферах жизни общества.
Глобальное движение за искоренение дискриминации, в первую очередь, таких ее форм, как расизм и сексизм, - явление XX века, его результатом стало внедрение в правовую политику международного сообщества и практически всех государств мира принципов равенства и недискриминации. Именно принцип недискриминации лежит в основе всего законодательства ООН в области международной защиты прав человека, а современное международное право вобрало в себя все прогрессивное в деле обеспечения равенства и предотвращения дискриминации в отношении людей, что было достигнуто человеческой мыслью и национальным
23
законодательством стран.
Предметом особой заботы международного сообщества в последнее время являются права женщин, задача по обеспечению их равноправия стала одной из главных в деятельности ООН. Регулярно проводятся всемирные конференции по правовому положению женщин, последняя из которых приняла План действий, выделивший 12 ключевых проблем, требующих пристального внимания. Среди выделенных проблем: постоянное и растущее бремя нищеты; ухудшение показателей здоровья, недоступность медицинской помощи и недостаточная ее эффективность; насилие в отношении женщин; влияние вооруженных и прочих конфликтов на положение женщин; неравные права женщин на участие в деятельности экономических и политических структур и в самих производственных процессах; неравные с мужчинами права женщин в отношении участия в структурах власти всех уровней и при принятии ответственных решений; отсутствие эффективных механизмов для улучшения положения женщины.
Пытаясь решить или приблизить решение указанных проблем, международное сообщество принимает различные нормативные акты и декларации, в которых отражает свое видение принципов и механизмов их решения. Исходные требования к решению проблем обеспечения прав женщин закреплены в важнейших документах о правах человека. Так, например, Всеобщая Декларация прав человека (1948) в ст. 2 установлено правило, согласно которому: «каждый человек должен обладать всеми [4] правами и всеми свободами, провозглашенными в настоящей декларации, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения», а в ст. 7 закреплено, положение о том, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого ограничения на равную защиту закона.[5]
В свою очередь, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) определили обязанности государств обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами.
Развитие указанных обязательств продолжилось в Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967). Принимая ее, Генеральная Ассамблея ООН особо подчеркивала, что дискриминация в отношении женщин не совместима с достоинством женщины как человека, благосостоянием семьи и общества, мешает ее участию на равных условиях с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны и является препятствием к полному развитию возможностей женщины в деле ее служения своей стране и человечеству[6].
Декларация, являясь не правовым, а политическим документом, определила важнейшие требования в области обеспечения прав женщин, значимые в том числе и для разработки уголовной политики национальных государств. Так, ст. 1 рассматриваемого документа установила, что дискриминация в отношении женщин, приводящая к отрицанию или ограничению ее равноправия с мужчинами, является несправедливостью в своей основе и представляет собой преступление против человеческого достоинства. В ст. 7 специально подчеркивается, что все положения уголовного законодательства, носящие дискриминационный характер в
отношении женщин, должны быть отменены; в следующей статье оговаривается необходимость принятия всех надлежащих мер, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и использования проституции. Имеют значение для уголовно-правовой политики и уголовного права также положения статьи десятой, согласно которой меры, принятые для защиты женщин на определенных видах работы, с учетом физиологических особенностей их организма, не должны считаться дискриминационными.
Данные положения Декларации были учтены при разработке ООН Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979). Она представляет собой итоговый документ формирования принципа равноправия мужчин и женщин, ибо:
в юридической форме сформулировала комплекс основных прав, составляющих содержание принципа равноправия;
расширила перечень специальных прав женщин, связанных с рождением детей;
определила обязательства государств по принятию конкретных мер для осуществления всего комплекса прав женщин.
Заслуга Конвенции состоит в нормативном оформлении понятия дискриминации в отношении женщин, под которой, согласно статье первой документа, понимается «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».[7] Кроме того, наряду с требованиями, содержащимися в упомянутой выше Декларации, Конвенция закрепила еще целый ряд важнейших обязательств государств по отношению к женщинам. В частности, Конвенция требует от государств установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации. Конвенция особо подчеркивает значимость социальной роли женщины как матери и утверждает правило, согласно которому принятие государствами специальных мер, направленных на охрану материнства, не считается дискриминационным.
В разрезе уголовно-правовых последствий значимы требования Конвенции об отмене дискриминационных положений уголовного законодательства (ст. 2), о пресечении торговли женщинами и эксплуатации женской проституции (ст. 6), о ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни (ст. 7), о запрете под угрозой применения санкций увольнения с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминации ввиду семейного положения при увольнении (ст. 11), о необходимости обеспечения женщин качественными медицинскими услугами в период беременности и в послеродовый период (ст. 12), о равенстве женщин с мужчинами перед законом (ст. 15).
Рассмотренные выше документы уточняются и конкретизируются в целом ряду иных международных документах как универсального, так и регионального характера, в их числе: Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Конвенция № 100 Международной Организации Труда (МОТ) «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1953), Дополнительная конвенция ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (1956), Декларация ООН о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974), Директива Совета ЕЭС «О соблюдении принципа [8] равенства мужчин и женщин в вопросах, кающихся доступа к работе, профессиональному обучению, продвижению по службе, а также относительно условий труда» (1976), Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (1977), Директива Совета ЕЭС «О постоянном соблюдении принципа равенства мужчин и женщин в вопросах социального обеспечения» (1978), Конвенция МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями» (1983), Директива Совета ЕЭС «О применении принципа равенства мужчин и женщин, занятых в деятельности, включая сельское хозяйство, самостоятельную предпринимательскую деятельность, а также о защите женщин, работающих по найму, в период беременности и материнства» (1986), Директива Совета ЕЭС «Об имплементации принципа равенства женщин и мужчин в системе профессионального социального обеспечения» (1986), Рекомендация Комитета Министров государствам - членам Совета Европы по борьбе против насилия в семье (1989), Декларация ООН об искорени насилия в отношении женщин (1993), Хартия Европейского Союза об основных правах (2000), Протокол ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (2000) и др.
Их анализ позволяет заключить, что международное сообщество поставило и с непременным успехом решает достаточно сложную и двуединую задачу - обеспечения равноправия женщин и их защиты. С одной стороны, установление прочных гарантий равноправия женщин в различных областях общественной жизни - есть лучший способ защиты их личных и общественных интересов; а с другой стороны - объективные физиологические различия мужчин и женщин, особая социальная роль женщины - матери требуют от международного сообщества и национальных государств установления некоторых особенностей в правовом статусе [9] женщины в процессе регулирования некоторых общественных отношений. Данные особенности состоят либо в предоставлении женщинам некоторых льгот и преимуществ по сравнению с мужчинами, либо в изъятии женщин из сферы действия некоторых законоположений, либо в установлении некоторых ограничений для женщин.
Как справедливо указывает М.В. Баглай, нельзя сводить вопрос о равенстве мужчин и женщин к формальному равенству. «Учитывая высокое социальное значение материнства и роль женщины в поддержании семьи, общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реализации их прав. Провозглашение равных прав мужчин и женщин должно дополняться не только запретом дискриминации женщин, но и созданием эффективной системы гарантий их прав и свобод». Это положение подтверждается и Пекинской Декларацией, принятой четвертой Всемирной конференцией по положению женщин в 1995 году, которая требует разрабатывать, осуществлять при всемерном участии женщин действенные, эффективные и взаимодополняющие стратегии и программы, включая политику и программы в области развития, учитывающие гендерные аспекты, и наблюдать за их осуществлением, на всех уровнях, которые будут содействовать расширению прав и улучшению положения женщин; а также следить за тем, чтобы тендерные аспекты находили отражение во всех государственных и общественных стратегиях и программах.
Учет «женского вопроса» при осуществлении тех или иных видов деятельности, в том числе при разработке и реализации уголовной политики государства, приводящий, как правило, к установлению определенных льгот для женщин, не стоит понимать как нарушение принципа равенства и дискриминацию мужского населения. Еще Французская Декларация прав человека и гражданина оправдывала соображениями «общей пользы» существование некоторых общественных отличий. В современном обществе наличие у женщины специфических прав и привилегий оправдывается, в [10] первую очередь, незаменимой ролью женщины в вопросах сохранения человечества как биологического вида и связанными с нею положениями международного права, согласно которым:
права женщин являются правами человека (ст. 14 Пекинской Декларации);
семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 16 Всеобщей Декларации прав человека);
особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов (ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах);
государства обязаны обеспечить любому ребенку защиту и заботу, необходимые для его благополучия (ст. 3 Конвенции о правах ребенка);
государство должно воздерживаться от применения насилия в отношении женщин (ст. 4 Декларации об искоренении насилия в отношении женщин);
женщина наравне с мужчиной имеет одинаковые права свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями (ст. 16 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в
30
отношении женщин).
Указанные соображения как раз и выступают теми «соображениями общественной пользы», которые оправдывают особый статус женщин, в том числе и в уголовно-правовых отношениях.
В сфере борьбы с преступностью, отправления правосудия и исполнения наказаний в полной мере распространяются разработанные международным сообществом стандарты. В частности: никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9 Всеобщей Декларации прав человека); никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению [11]
и наказанию (ст. 5 Всеобщей Декларации прав человека, ст. 7
31
Международного Пакта о гражданских и политических правах.
Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление (ст. 10 Международного Пакта о гражданских и политических правах), а принудительный труд запрещен (Конвенция о принудительном или обязательном труде). Все задержанные, по их просьбе, должны содержаться как можно ближе к дому и семье (принцип 18 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было
-эл
форме).
При реализации уголовно-правовых мер в отношении защиты женщин от преступных посягательств значимы все положения международного права о незыблемости прав и свобод человека, о необходимости их всемерной и приоритетной охраны. В связи с этим особой потребности в повторении соответствующих положений международных документов не возникает.
Вместе с тем, имеет смысл указать на отдельные положения международного права, посвященные специальной охране интересов женщин. К таковым относятся правила, согласно которым:
при предупреждении торговли людьми особое внимание должно быть уделено женщинами детям (ст. 2 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее);
торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами является преступлением международного характера (Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами);
создание и обращение порнографических изданий преследуется и наказывается (ст. 1 Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими); [12] [13]
насилие в семье, то есть насилие, совершенное на основании полового признака, в отношении женщин - домочадцев или женщин, связанных близкими отношениями с причинителем вреда, является серьезным преступлением против личности и общества, которое не извинимо и не терпимо (ст. 2, 3 Модельного законодательства ООН о насилии в семье);
во время вооруженных конфликтов женщины пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита, в частности, от изнасилования, принуждения любых других форм непристойных посягательств (ст. 76 Дополнительного Протокола к Женевским конвенциям, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов).
Тем не менее, следует обратить внимание на то, что в сфере уголовного правосудия международное право не создало каких-либо специальных нормативных актов, направленных на охрану и защиту интересов женщин. Не случайно, на X Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечалось, что в рамках отправления уголовного правосудия женщины по-прежнему имеют маргинальный статус и занимают маргинальное положение в обществе по отношению к правовым системам, что также привело к тому, что их особые потребности считаются
33
маргинальными.
Системы уголовного правосудия ориентируются на мужскую половину общества и в них доминируют мужчины, гендерные проблемы при этом не учитываются. Статус женщины является таковым, что женщины попадают в трудное положение, оказавшись в роли правонарушителей, заключенных, жертв и даже специалистов-практиков. Это положение подчеркивает необходимость предоставления женщинам гарантий того, что их юридические права и основные свободы будут соблюдены, что в системе [14] правосудия они в равной мере имеют право на защиту закона и справедливое к себе обращение. Это положение даже стирает грани различия между женщинами, совершившими правонарушения, и женщинами, ставшими жертвами правонарушений.
Необходимость повышенного внимания к проблемам женщин- правонарушителей и заключенных объясняется также тем существенным обстоятельством, что позор, который ассоциируется с уголовным прошлым, значительно тяжелее переносить женщинам, чем мужчинам, а женщине с уголовным прошлым нередко труднее добиться прощения у общества. В связи с этим необходимо учитывать специфику женской психологии и социального отношения к женщине-правонарушителю при разработке вариантов помощи тем, кто отбыл срок наказания, а также программ и мер реабилитации женщин с опорой на местные общины или альтернативные наказания, не связанные с тюремным заключением.
Подводя итог рассмотрению международно-правовых аспектов обеспечения равноправия и защиты женщин в контексте уголовно-правового исследования, представляется возможным сделать следующие основные выводы.
Исходное требование международного сообщества при разработке и реализации уголовной политики состоит в обеспечении всеми возможными мерами равноправия женщин и мужчин, что предполагает равенство их перед уголовным законом и равную уголовно-правовую защиту основных прав и свобод. Устанавливаемые уголовным законом изъятия из общих правил установления и реализации ответственности женщин могут обусловливаться их социальной ролью матери и не являются проявлениями дискриминации.
Статус женщины-правонарушителя в национальном праве определяется международным стандартом прав человека и международным стандартом обращения с осужденными, скорректированными с учетом физиологических и социально-психологических особенностей женщины.
Обеспечение гарантий безопасности женщины требует особого внимания законодателя и правоприменителя к проблемам торговли женщинами, их сексуальной эксплуатации, использования в индустрии порнографических материалов и домашнего насилия.
[1] Валлерстайн И. Права человека и права народов в геокультуре // Кравченко А.И. Культурология. Хрестоматия для высшей школы. М., 2003. С. 597, 598
17
[2] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2002. С. 159. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.- сост. Е.С. Зенович. М., 2002. С. 198.
[3] Дискриминация вне закона: Сб. документов / Отв. ред. А.Я. Капустин. М-, 2003. С. 10
[4] Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002. С. 38-42.
[5] Международное публичное право: Сб. документов / Сост. К.Я. Бекяшев, А.Г. Хозаков. М., 1996. T. 1.С. 464-482.
[6] Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002. С. 245 - 248.
[7] Рубина И.Е. Международная защита прав женщин: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 15.
21
[8] Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002. С. 250.
22
[9] Международное публичное право: Сб. документов / Сост. К.Я. Бекяшев, А.Г. Хозаков. М., 1996. T.1. - C. 490.
23
[10] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2007. С. 174.
24
[11] Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002. С. 262
25
[12] Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002. С. 254
[13] Там же. С. 260
[14] см.: Women in the criminal justice system: international examples & national responses, Proceedings of the workshop held at the Tenth United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders. Vienna, Austria, 10-17 April 2000. Helsinki, 2001(использован перевод материалов, осуществленный сотрудниками Владивостокского Центра исследования организованной преступности при Юридическом институте ДВГУ, см.:http://www.crime.vl.m)
|