Уголовно-исполнительный кодекс[1] не предусматривает разделение общих правил для осужденного исходя из его гендерной принадлежности. Так, например, если рассматривать главу вторую УИК, там идет речь об осужденных, как о единой категории, соблюдая принцип равенства прав. Таким образом, основные права и обязанности, правовой статус одинаков, и в рамках этого параграфа рассмотрим, а также выделим особенности правового статуса, которые имеют место быть не в силу дискриминации, но в виду особенности физиологии и психологии женщин.
Правовой статус осужденных, их обязанности и основные права закреплены на законодательном уровне, что в современных условиях имеет безусловно важнейшее значение, в том числе и в неукоснительности соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний, в местах лишения свободы в частности. В самом общем виде правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания, можно сформулировать как закрепленное с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.
Правовое положения осужденных имеет достаточно важное социальное значение в обществе. Каждый из видов уголовного наказания связан с комплексным ограничений прав и свобод, потому что люди, отбывающие уголовные наказания, остаются гражданами России, обладают их правами и обязанностями, что само по себе предъявляет особенные требования к нормативному закреплению ограничения этих прав и свобод.
Конституция Российской Федерации постановила, что права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в такой мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства (ч. 3 ст.
АП
55 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ ограничения прав и свобод человека допускаются в соответствии с федеральным конституционным законом и образуют определенную систему, которая включает в себя ограничения:
общего характера, которые определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод;
устанавливаемые в связи с введением чрезвычайного положения;
в связи с особенностями правового статуса отдельных категорий граждан (например, осужденных к лишению свободы).
Стоит сказать, что ограничению не подлежат право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени. Так же, не подлежат ограничению право на получение юридической помощи, право на защиту в том числе судебную, право на доступ к правосудию, право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право каждого на международную защиту своих прав и свобод, на рассмотрение дела в том суде и теми судами, к [2] подсудности которых оно отнесено законом, право не свидетельствовать против себя и близких родственников, право на возмещение вреда. Субъектами ограничения прав человека могут быть: прокуратура, учреждения и органы суд, исполняющие уголовные наказания, внутренние
48
войска, судебные приставы, таможенная служба, органы ФСБ России.
В ч. 2 ст. 10 УИК РФ сказано, что осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным законодательством РФ. Таким образом, в правовом государстве речь может идти лишь о степени ограничения основных прав и относится это прежде всего к осужденным в пенитенциарных учреждениях.
Осуждение человека приводит к снижению правового статуса. Уголовное наказание в виде лишения свободы в зависимости от вида совершенного преступления может привести к очень множественным ограничениям в правах и свободах. Правовой статус осужденного не может находиться в константе, он, должен зависеть от поведения осужденного, может изениться как в лучшую так и худшую сторону. Так, при отбывании наказания к осужденному применяются меры поощрения и взыскания, которые существенно расширяют или сужают права осужденного (метод «Кнут и пряник»). Лишение свободы, влечет за собой ограничение и временное приостановление ряда основных прав личности, что вытекает из целей наказания.
Важнейшей из целей наказания является предупреждение новых преступлений при помощи воздействия средств исправления. Правильное применение таких средств предполагает ограничение основных прав на пенитенциарный и постпенитенциарный, посткриминальный периоды. Такое ограничение не должно выступать главным в сравнении с другими средствами исправительного воздействия, в идеальном варианте они должны [3] дополнять друг друга. Ограничение прав и свобод в связи с лишением свободы, носит обязательный характер, так как без него в принципе невозможно применение других средств исправительного воздействия. Правовое положение осужденных является юридической гарантией ограждения их от произвола, подлинного обеспечения реализации прав и
49
законных интересов.
От эффективности исполнения осужденными возложенных на них обязанностей и ограничений, реализации их прав и законных интересов зависит эффективность и целенаправленность уголовного наказания, одной из главных задач которого является исправление отбывающих наказание.
Значительность института правового положения осужденных, отбывающих наказание, возрастает с учетом предпринимаемых Российской Федерацией мер по интеграции в глобальный мир. Естественно совершенно, одним из главных условий такой глобальной интеграции является защита прав человека и , что еще важно, соблюдение прав осужденных к отбыванию наказание. Интенсивное развитие института правового положения осужденных важно не только из гуманистической точки зрения но и в том числе, по политическим соображениям, так как отражает стремления и возможности нашей страны соблюдать взятые на себя обязательства, а также решать различные моменты прав человека осужденного к отбыванию наказания. Различают три вида правового статуса личности:
общегражданский (или общий правовой статус граждан);
специальный (видоизмененный статус какой-либо категории граждан);
индивидуальный (правовое положение конкретного лица).[4] [5]
И так, осужденные к отбыванию наказания, как особая категория граждан, обладают специальным правовым и не только статусом, который в
так же подразделяется на правовые статусы лиц, отбывающих отдельные виды уголовного наказания, а также по иным критериям. Например, внутри специального статуса осужденного к лишению свободы выделяют отбывающих лишение свободы в исправительной колонии, специальный правовой статус осужденных, отбывающих лишение свободы в колонии- поселении, специальный правовой статус осужденных, специальный правовой статус несовершеннолетних осужденных, специальный правовой статус осужденных-женщин и т.д.
Таким образом, специальный правовой статус сохраняет в себе значительная часть элементов общего правового статуса граждан. Естественно это выражается в форме:
совпадения (в ст. 13 УИК РФ «Право осужденных на личную безопасность» отражена ст. 22 Конституции РФ; в ст. 14 УИК РФ «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных» отражена ст. 28 Конституции РФ и Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [6] [7];
конкретизации (в ст. 112 УИК РФ "Общее образование осужденных к лишению свободы" не только отражены положения ст. 43 Конституции РФ
ГЛ
и Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" , но имеет место уточнение субъекта в указании на обязательность получения основного общего образования осужденных, не достигших 30 лет, и по желанию для осужденных старше 30 лет и инвалидов. Кроме этого, четко ставится вопрос значимости получения осужденными основного общего и среднего образования как инструмента к поощрению и фактора который учитывается при определении степени их исправления осужденных).
Вместе с тем специальный статус осужденного отбывающего наказание существенно отличается от общего правового статуса всех граждан. Во- первых, пользование некоторыми общегражданскими правами и свободами для осужденных конкретно ограничивается. В этом есть сущность уголовного наказания как правильной реакции государства на совершенное преступником деяние. Соответственно, наказание и заключается в создании определенных лишений и ограничений осужденным с целью их эффективного исправления и предупреждения совершения рецедивных преступлений как ими, так и равно совершения новых преступлений другими лицами. Во-вторых, правовое положение осужденных включает в себя реальность применения к осужденным отбывающим срок правовых ограничений, которые должны быть закреплены федеральными законами Российской Федерации. Данное положение содержится в ст. 10 УИК РФ. В ней закреплена возможность ограничений прав и свобод осужденных граждан только на федеральным законом. Правовые ограничения - это только
53
часть специального статуса осужденного.
Кроме этого, правовое положение осужденных дополняется особенными элементами:
а) нет у них подобия в общегражданском правовом статусе;
б) их содержание не зависит от общегражданского правового статуса, а отражает особенности исполнения того или иного вида наказания (например, ст. 40 УИК РФ определяет, что в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции; в соответствии со ст. 48 УИК РФ осужденные к ограничению свободы следуют к месту отбывания наказания за счет государства самостоятельно).
Эти нормы регулируют специфические отношения, присущие конкретным условиям отбывания наказания того или иного вида, и имеют особенность: значительная их часть регламентируется подзаконными правовыми актами. [8]
Таким образом, можно дать следующее определение правового положения осужденных. Под правовым положением осужденных понимается савокупность гарантированных прав и свобод граждан РФ с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и другими законодательными актами РФ.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ достаточно разносторонне и широко отразил международные нормы и стандарты в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными лицами. В частности, правовое положение осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве формируется исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, подлежащего защите с учетом требований международных стандартов обращения с осужденными. [9]
В общем виде правовое положение осужденных представляет собой совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и предоставляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их охраняемые законные интересы). Конкретное правовое положение осужденного будет определяться в зависимости от вида наказания, срока, личностных характеристик и поведения во время отбывания наказания в исправительном учреждении.
При исполнении уголовных наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с ограничениями, установленными УК РФ, уголовно-исполнительным и иными сопутсвующими законодательными актами. Другие ограничения или ущемления их прав и свобод не предусмотрены и не допустимы. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Пример, осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не подлежат призыву в армию на срочную службу, не баллатируются и не могут быть избранными в выборные органы, а также не
могут замещать государственные должности. Осужденные на общих основаниях в судебном порядке защищают свои нарушенные права и интересы как лично, так и через своих законных представителей. Они вполне могут поддерживать международные контакты, в полной мере реализовывать права субъектов авторского, изобретательского права и т.д. Осужденные иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и несут ответственность по международным договорам и по законам Российской Федерации.
В содержание правового статуса заключенных, входят права и юридические обязанности. Каждый из этих элементов правового статуса обособлен, так как характеризуется социальным назначением, сущностью и содержанием. Можно истолковать определение правового статуса осужденных как представляющего собой совокупность политических, личных, социально-экономических, культурных прав, свобод и специальных прав и обязанностей осужденных к отбыванию наказания.
Субъективные права осужденных - закрепленные законом и гарантируемые государством реальные варианты возможного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемые юридическими обязанностями должностных лиц, органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. [10]
Законные интересы осужденных к отбыванию наказания - утвержденные в правовых актах возможности для осужденных к возможности обладать теми или иными благами, удовлетворение которых связано, как правило, с оценкой должностными лицами органов, исполняющих наказания, прокуратуры, судом личности и поведения осужденных во время отбывания наказания в исправительных учереждениях.[11] Например, в ч. 3 ст. 14 УИК РФ предусмотрено, что
осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест для службы Богу, находящихся за пределами исправительного учереждения; нормами ст. 97 УИК РФ предоставлено право администрации исправительных учреждений отпускать заключенного в отпуск за пределы исправительных учреждений; согласно требованиям ст. 175 УИК РФ должностным лицам исправительных учреждений предоставлено право решать вопросы об условно-досрочном освобождении заключенных от отбывания наказания в ИУ.
Виды законных интересов:
возможность применения поощрения (ст. 87 УИК РФ - перевод на улучшенные условия содержания осужденных к лишению свободы);
возможность применения льгот (ст. 139 УИК РФ - оставление в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия);
возможность получения благ, по своей социально-правовой сущности не являющихся ни поощрением, ни льготой (ст. 103 УИК РФ - привлечение осужденных к лишению свободы к труду "по возможности" с учетом специальности).
Юридические обязанности осужденных к заключению установленные в обязывающих и запрещающих нормах права меры необходимого поведения осужденных во время отбывания наказания в ИУ, обеспечивающие достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого
57
обязанного лица, так и иных лиц.
Одно из важнейших мест в правовом статусе осужденных занимают специфические права, законные интересы и обязанности, которым нет аналога в общегражданском правовом статусе (например, обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным - ст. 11 [12]
УИК РФ). Сфера их правового регулирования достаточно обширна - она распространяется на все стороны деятельности учреждений, исполняющих наказания начиная с материально-бытового обеспечения, внутреннего распоряда, воспитательной работы, заканчивая правовым статусом осужденных, отбывающих дисциплинарные взыскания в штрафном
58
изоляторе, карцере или помещении камерного типа,.
В специфических обязанностях осужденных очень интересна обособленная группа, так называемые моральные обязанности осужденных лиц (обязанность выполнять правила личной и общей гигиены, иметь опрятный внешний вид, соблюдать требования санитарии). Цель закрепления обязанностей в правовых нормах в том, что в не простых условиях лишения свободы возрастает значимость морально-нравственных и этических началах в отношениях осужденных к лишению свободы как основы воспитательной работы, а требования гигиены и санитарии служат показателем уровня культуры осужденного и наглядно иллюстрируют внешний аспект реализации задачи охраны здоровья осужденных лиц.
Считаем необходимым отметить направление развития правового статуса осужденных, как смягчение условий отбывания наказания, особенно в отношении женщин. В результате проведенных реформ уголовноисполнительного законодательства были закреплены и применены многие меры гуманитарного характера обращения с осужденными женщинами. В числе мер направленных на смягчение отбывания наказания, можно назвать: свободу совести, усиление гарантий реализации осужденными права на личную безопасность, информацию.[13] [14]
Таким образом, мы видим, что у женщин как одной из категорий осужденных также есть свои особенности в правовом статусе, они в большинстве своем касаются тех женщин, которые или беременны или
имеют малолетних детей, и особенности правового регулирования их мы рассмотрим далее в отдельном абзаце. В целом необходимо отметить, что, как правило, при назначении наказания и определении исправительного учреждения женщинам назначают более мягкий вариант, нежели мужчинам и это не свидетельствует о неравенстве или дискриминации, всего лишь учитывает определенные особенности, присущие полу.
[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015)// "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.
37
[2] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2007. С. 24.
38
[3] Павлова Е.В. Сущность правового статуса осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 4. С. 23 - 26.
39
[4] Борсученко С.А. Контроль за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С.24
[5] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Бриллиантов А.В., Курганов С.И.; под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2011. С. 215.
40
[6] СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
[7] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.
[8] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, В.В. Геранин, Л.П. Дубровицкий и др.; под ред. В.И. Селиверстова. М.: Проспект, 2011. С.
[9] Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. С. 99.
43
[10] Там же. С. 104
[11] Уголовно-исполнительное право России: учебник / А.П. Алешина, В.М. Анисимков, Н.В. Желоков и др.; под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. С. 312.
[12] Брусницын Л.В. Комментарий законодательства об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 53.
45
[13] Там же. С 55
[14] Гачава М.Л. Гуманизация отбывания наказаний как основное условие обеспечения правового положения осужденных в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 5. С. 2 - 4.
|