Одним из наиболее строгих и вместе с тем распространенных видов уголовных наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, является лишение свободы, представляющее собой принудительную изоляцию осужденного в специально предназначенных для этого исправительных учреждениях.
Исправительные учреждения - это специализированные органы государства, исполняющие наказание в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы, которые в своей совокупности образуют систему отбывания наказания в виде лишения свободы.[1]
Женщины отбывают наказание в виде лишения свободы:
1) в колониях-поселениях - лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также осужденные, переведенные из колоний общего режима;
2) в исправительных колониях общего режима - лица, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива.
Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия.[2]
Несовершеннолетние женщины отбывают наказание в воспитательных колониях.
Кроме того, имеются лечебные исправительные учреждения, предназначенные для отбывания наказания осужденных у которых обнаружена ВИЧ-инфиция больных открытым туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, а также страдающих психическими расстройствами, совместимыми с вменяемостью, и не прошедших полного курса лечения от венерического заболевания.
Уголовно-исполнительным кодексом предусмотрено, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ в пределах территории субъекта Российской Федерации в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта РФ.
При отсутствиинеобходимых колоний соответствующего вида по месту жительства или по месту осуждения или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях они по
согласованию направляются в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов РФ.[3]
Осужденные к лишению свободы должны отбывать полный срок наказания, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается из гуманитраных соображений в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, позволяющих это сделать препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется Минюстом России.[4] Также закон устанавливает требование обязательного раздельного содержания в исправительных учреждениях различных категорий осужденных. Кроме того, предусмотрены отдельные исправительные учреждения для содержания осужденных - бывших судей, прокуроров, полицейских и других сотрудников силовых структур.[5] Данная норма обеспечивает реализацию права осужденных бывших чиновников на личную безопасность. Данные меры связаны с недопущением в местах лишения свободы проявлений мести со стороны отдельных осужденных к бывшим чиновникам судов и правоохранительных органов за их прошлую деятельность в сфере правосудия, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, предотвращения преступности. В указанные учреждения могут быть направлены и иные осужденные: офицеры
старшего и высшего состава Вооруженных Сил РФ, работники госаппаратов, Пограничных и Внутренних войск РФ, бывшие депутаты Государственной Думы и т.п. Требования раздельного содержания не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка.
В границах нашего диссертационного исследования мы также рассмотрим условия и особенности содержания осужденных в исправительный колониях. Реализация принципа дифференциации наказания связана не только с формированием различных условий отбывания наказания в исправительных колониях разных видов, но и с наличием таких условий в одинаковых исправительных колониях. Основным фактором дифференциации является поведение осужденного в период отбывания наказания. Если заключенный ведет себя хорошо, тоусловия режима будут более мягкие или если плохо то они мобут быть более строгими. Такая возможность изменения правового положения для каждого осужденного призвана способствовать стимулированию правого послушания, развитие хорошего поведения и является выражением прогрессивной системы исполнения наказания в частности.[6] Именно потому в исправительных колониях каждого типа есть различные условия отбывания наказания для заключенных, характеризующихся по-разному. В исправительных колониях общего режима есть всего три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие.
Попавшие в исправительную колонию из следственных изоляторов осужденные, будут сидеть в обычных условиях. Если за время пребывания в следственном изоляторе осужденным не было допущено никаких нарушений, за которые к нему применялись бы меры взыскания в виде водворения в карцер, или ШИЗО то срок его нахождения в обычных условиях естественно исчисляется со дня заключения под стражу.
Тоесть можно сделать вывод, что для всех осужденных к отбыванию наказания создаются равные первоначальные условия. Дальнейшая дельта условий отбыванияв ИУ наказания будет зависеть только от него самого, и естественно от его поведения.
Вместе с тем как показывает анализ представлений прокуратуры не всегда водворение ШИЗО или карцер может быть объективным сос тороны администрации колонии:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 05.03.2015 проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства администрацией ФКУ ИК- ГУФСИН России по Курской области (далее - ФКУ ИК-).
Проверкой установлено, что 06.01.2015 на основании статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ постановлением начальника ФКУ ИК- ГУФСИН России по Курской области (далее по тексту - ФКУ ИК-9) Дягилев А.Б. к осужденной Ивановой А.А. применено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 6 суток.
Из текста постановления следует, что «03.01.2015 в 06 часов 40 минут осужденная Ивановой А.А. повела себя не вежливо по отношению к осужденной Козловой Б.Б., а именно высказывала оскорбления в адрес последней в грубой, циничной форме, употребляя нецензурные слова, унижающие человеческое достоинство», чем нарушила пункты 14, 15 главы 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 № 205 (далее по тексту - Правил).
Изучение материалов, послуживших основанием для привлечения
осужденной Иванова А.А. к ответственности показало, что взыскание
применено на основании рапорта оперуполномоченного оперативного отдела
ФКУ ИК- Петрова Е.И., в котором указано, что «осужденная Иванова А.А.
повела себя невежливо по отношению к осужденной Козловаой Б.Б., а
51
именно высказывала оскорбления в адрес последней в грубой, циничной форме, употребляя нецензурные слова».
Согласно объяснениям осужденных Козловой Б.Б., Копыловой И.В., Реснянской Е.И., приобщенным к материалам о применении взыскания между осужденными Иванова А.А. и Козловой Б.Б., произошел конфликт, в ходе которого осужденные высказывали в адрес друг друга оскорбления, употребляя нецензурные слова. При этом, из объяснения осужденной Шорий А.А. следует, что осужденная Козлова Б.Б. оскорбляла нецензурными словами осужденную Иванову А.А., которая пыталась успокоить Козлову Б.Б. на повышенных тонах.
Опрошенная сотрудником прокуратуры осужденная Иванову А.А. пояснила, что 03.01.2015 в 06 часов 40 минут она находилась в помещении отряда № 2, вместе с другими осужденными. В это время осужденная Козлову Б.Б. стала ее беспричинно оскорблять. На Иванову А.А. прекратить свое противоправное поведение, не реагировала. При этом, Иванову А.А. в адрес Козловой Б.Б.. нецензурными словами не выражалась и ее не оскорбляла. Указанные обстоятельства также отражены и в объяснении Иванову А.А., данном ей 03.01.2015 сотрудникам ФКУ ИК-.
Опрошенные сотрудником прокуратуры при проведении проверки осужденные Реснянская Е.И., Копылова И.В., Труфанова О.А., Шорий А.А., указанные в материалах о применении взыскания как свидетели, а также осужденные Шим О.А., Даксимович Д.А., Немова И.Н., проживающие в одном отряде с осужденной Иванову А.А. пояснили, что 03.01.2015 в 06 часов 40 они находились в помещении отряда. Факт совершения осужденной Иванову А.А. нарушения Правил не подтвердили, пояснив, что осужденная Козловой Б.Б. оскорбляла осужденную Иванову А.А. грубой нецензурной бранью, а последняя в адрес Козловой Б.Б.. нецензурными словами не выражалась и ее не оскорбляла.
Кроме того, в ходе опроса, осужденная Реснянская Е.И. пояснила, что
ею написано объяснение по факту употребления осужденной
52
Козловой Б.Б.. в адрес осужденной Иванову А.А. нецензурных слов, которое ею подписано и передано сотрудникам ФКУ ИК-. В объяснении от
слова об употреблении Иванову А.А.. нецензурных слов в адрес осужденной Козловой Б.Б. написаны не ею, а кем-то другим и когда она подписывала свое объяснение, указанной фразы не было. Данный факт подтверждается и тем, что слова об употреблении нецензурных слов осужденной Иванову А.А., вписаны другим подчерком между строк объяснения.
Опрошенная сотрудником прокуратуры оперуполномоченная оперативного отдела ФКУ ИК- Петрова Е.И.., составившая рапорт о нарушении, пояснила, что о конфликте между осужденными она узнала
только в 09 часов 30 минут, через 2 часа 50 минут. Сама Петрова Е.И. при конфликте между осужденными не присутствовала, факта нарушения ими Правил не выявляла. Рапорт Петрова Е.И.. был составлен только на основании объяснений осужденных, собранных ею по данному факту. Вместе с тем, из объяснений осужденных сделать однозначный вывод об употреблении осужденной Иванову А.А. нецензурных слов в адрес осужденной Козловой Б.Б., не представлялось возможным, так как они уже содержали противоречия, оценка которым дана не была. Какие-либо иные рапорты сотрудников ФКУ ИК- о выявлении совершенного Иванову А.А. нарушения в материалах о применении к ней взыскания отсутствуют.
В нарушении части 1 статьи 115 УИК РФ начальником ФКУ ИК- объективная оценка обстоятельств, выразившихся в фальсификации документов, противоречиях в объяснении осужденных, послуживших основаниями для наложения взыскания на осужденную Иванову А.А., не дана.
Следовательно, решение начальника ФКУ ИК- ГУФСИН Курской по области Дягилев А.Б. от 06.01.2015 о применении к осужденной Иванову А.А. взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 6 суток,
является незаконным и прокуратурой отменено.
53
Данные нарушения являются следствием ненадлежащего отношения к исполнению своих служебных обязанностей должностных лиц исправительного учреждения и отсутствием должного контроля со стороны руководства учреждения за работой подчиненных сотрудников.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24, 32-34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ТРЕБУЮ:
Безотлагательно рассмотреть настоящее представление на совещании с участием прокурора. Уведомление о дате и времени рассмотрения представления не менее чем за 5 суток направить в прокуратуру.
Принять необходимые меры по недопущению указанных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих в дальнейшей деятельности.
За допущенные нарушения уголовно-исполнительного законодательства, привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, способствовавших нарушению уголовно-исполнительного законодательства.
О принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а также причин и условий, способствующих им, сообщить в прокуратуру в письменной форме в месячный срок со дня внесения представления. К ответу приложить копии протокола оперативного совещания и приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших нарушение закона.
Как правило в обычных условиях в исправительных колониях общего
режима отбывают наказание и осужденные к лишению свободы,
переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Из
облегченных условий в более строгие как правило переводят только самых
отпетых и злостных нарушителей установленного порядка отбывания
наказания по скольку это - ухучшение положения, а во втором (улучшение
положения) - в отношении осужденных, характеризующихся положительно,
при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к работе, по
54
отбытии не менее шести месяцев срока наказания в строгих условиях отбывания наказания.[7]
Не менее шести месяцев должен пребывать осужденный в обычных условиях. Если в данный промжуток времени он не имеет взысканий и добросовестно относится к работе и труду, то он переводится в облегченные условия. Злостные нарушители режима и осужденные поведение которых нельзя назвать положительным переводится в строгие условия отбывания наказания.
При хорошем поведении, отсутствии взысканий осужденных, переводят из обычных условий в облегченные и там они находятся вплотную до своего освобождения. В случае отрицательного поведения, злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания, в зависимости от числа и характера нарушений, числа и характера взысканий или просто наличии взысканий, осужденный может быть переведен в обычные или строгие условия отбывания наказания.
В строгих условиях как правило отбывают наказание злостные нарушители лагерного порядка отбывания наказания, переведенные в строгие условия из обычных или облегченных условий отбывания наказания. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные при изменении линии поведения, отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания может быть осуществлен не ранее чем через шесть месяцев. Повторные процедуры перевода из одних условий отбывания наказания в другие производятся по тем же основаниям.
В случае если осужденные переводятся из одной исправительной колонии общего режима в другую, они отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода. При этом в срок отбывания наказания в определенных условиях засчитывается срок пребывания в этих условиях до перевода.
В исправительных колониях общего режима на обычных условиях осужденные проживают в общежитиях. Общежития представляют собой открытые помещения, в которых заключенным создаются комфортные условия проживания.[8] В общежитиях есть спальни, туалеты, душевые комнаты, помещения для сушки и хранения одежды. В комнате отдыха обычно находится телевизор, как правило есть радио, столы, стулья, табуреты, где осужденные могут писать письма, читать, играть в настольные игры и другое.
В общежитии расположено помещение для начальника отряда.
От подъема до отбоя выход из общежития абсолютно свободный. В свободное от работы время осужденный может находиться за пределами общежития на территории изолированного участка, а по разрешению администрации исправительного учреждения - и на другой территории колонии.
Осужденные к лишению свободы имеют лицевые счета на которые зачисляется заработная плпта в период отбывания наказания, а также пенсии, социальные пособия и различные денежных переводы. За счет этих средств они могут без ограничения приобретать продукты питания, бытовые средста по необходимости, расчеты производятся безналичным способом.
На расходование остальных средств накладываются некоторые ограничения (например, на средства перечисленные родственниками) законом ограничено. При отбывании наказания в обычных условиях сумма, расходований осужденный, не может превышать девять тысяч рублей. При отбывании наказания в облегченных условиях сумма никак не лимитируется, а в строгих условиях на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости осужденные могут тратить сумму не выше семи тысяч восемьсот рублей, помимо средств, заработанных осужденными в период отбывания наказания, получаемых ими пенсий и социальных пособий.
Стоит сказать, что установление законом в УИК РФ определенного предела расходования денежных средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости не может быть признано необоснованным ограничением, поскольку обусловлено режимом и условиями содержания лиц, осужденных к лишению свободы, и касается - за исключением ограничений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 118 УИК РФ, - лишь дополнительных средств, не заработанных непосредственно заключенным. Степень же соразмерности таких ограничений зависит от реальной возможности обеспечивать в их пределах законные материальные потребности осужденных с учетом целей уголовного наказания и исходя из существующего уровня жизни населения.[9]
В обычных условиях осужденные имеют 6 краткосрочных и 4 длительных свидания в текущеме году. В облегченных условиях - 6 краткосрочных и 6 длительных свиданий, а в строгих условиях - 2 краткосрочных и 2 длительных свидания в течение года. Заключенные также могут получать посылки и передачи. В обычных условиях они могут получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в текущем году. В облегченных - двенадцать посылок или передач и двенадцать бандеролей в течение года, а в строгих условиях - три посылки или передачи и три бандероли в течение года.
В рамках прокурорских проверок прокуратурой Новосибирской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях имеются факты несоответствия законодательства в этой области, так например:
1) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений уголовноисполнительного законодательства в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Новосибирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проверки соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области (далее - ФКУ ИК-9) выявлены нарушения требований статьей 89, 121 УИК РФ.
Установлено, что в ФКУ ИК-9, по состоянию на 31.10.2012, отбывали наказание 1074 осужденных при лимите наполнения исправительного учреждения 1412 осужденных.
В соответствии с ч. 1 статьи 89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения.
Во исполнение указанных требований, в соответствии с п. 7.1 «Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ» (нормы СП 17 - Минюста РФ), утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 02.03.2003 № 130 в исправительных учреждениях общего режима, для проведения длительных свиданий, должны быть оборудованы комнаты из расчета 8,5 % от лимита наполнения учреждения. В ФКУ ИК-9 количество комнат, оборудованных для проведения длительных свиданий, должно быть не менее 120. В настоящее время в учреждении оборудованы всего 6 комнат, что является недостаточным и не может обеспечить потребности осужденных по реализации их права на проведения длительных свиданий, предусмотренного, статьями 89, 121 УИК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24, 32-34 Федерального закона «О прокуратуре РФ»,
ТРЕБУЮ:
Безотлагательно рассмотреть настоящее представление на оперативном совещании с участием прокурора. Не менее чем за 5 суток до рассмотрения представления уведомить прокуратуру о дате и времени рассмотрения.
Принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона в деятельности ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области, их причин и условий им способствующих.
О результате рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру в письменной форме. К ответу приложить копии подтверждающих документов.
2) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Новосибирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в соответствии с заданием прокуратуры Новосибирской области от 24.01.2014 № 17-15-09-2014, проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области (далее ФКУ ИК-9).
Согласно части 4 статьи 89 УИК РФ, для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
Как установлено в ходе проверки, свидания осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ИК-9, предоставляются с адвокатами в помещении для проведения краткосрочных свиданий, что исключает проведение свиданий наедине и позволяет слышать их разговоры третьим лицам.
Согласно требованиям части 1 статьи 89 УИК РФ, осужденным к
лишению свободы предоставляются длительные свидания
59
продолжительностью 3 суток. Приказом Федеральной службы исполнения наказания от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода для учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы» (далее по тексту - Приказ) установлен определенный перечень имущества, необходимого для оборудования комнат длительных свиданий.
В нарушение параграфа 3 главы 12 приложения № 2 к Приказу, в помещении для проведения длительных свиданий ФКУ ИК-9 отсутствует специально оборудованная комната отдыха.
Данные нарушения являются следствием ненадлежащего отношения к исполнению своих служебных обязанностей сотрудниками учреждения и отсутствия контроля за их деятельностью со стороны руководства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24, 32-34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ:
Безотлагательно рассмотреть настоящее представление на совещании с участием прокурора. Уведомление о дате и времени рассмотрения представления не менее чем за 5 суток направить в прокуратуру.
Принять необходимые меры по устранению указанных нарушений закона и недопущению их впредь.
Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, способствовавших нарушению уголовно-исполнительного законодательства.
4.О принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а также причин и условий, способствующих им, сообщить в прокуратуру в письменной форме в тридцатидневный срок со дня внесения представления. К ответу приложить копии протокола оперативного совещания и приказов о
привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших нарушения закона.
Если осужденные, переведены в более жесткие условия отбывания наказания, то количество посылок и передач сокращается.
Пункт 98 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливает период получения осужденными в течение года количества посылок (бандеролей и передач), что позволяет дифференцировать исполнение наказания, стимулировать осужденных к не допущению злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания, неменуемо влекущего перевод в более жесткие условия исполнения
69
наказания.
Существенные льготы осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях, могут предоставляться в отношении условий проживания. За шесть месяцев до окончания срока наказания и освобождения из-под стражи, в целях успешной социальной адаптации они могут быть по постановлению начальника исправительной колонии переведены на проживание за пределами колонии, но только под надзором администрации исправительного учреждения. Они могут содержаться совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения. Осужденным может быть разрешено посещение магазинов и приобретение необходимых вещей с целью подготовки к освобождению. В этот же период они могут встречаться с семьей, родственниками, им может быть предоставлено право краткосрочного выезда
70
для решения трудовых и бытовых вопросов.
Женщин для более успешной социальной адаптации осужденным к лишению свободы на облегченных условиях, им может быть разрешено [10] [11]
проживание за пределами ИУ совместно с семьей, детьми на арендованной или собственной жилой площади.
Осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание на обычных или облегченных условиях, предоставлено право на телефонные разговоры. Количество телефонных разговоров при отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения может быть ограничено до шести в 1 год. Время разговора не более 15 минут. Осужденные ведут телефонные переговоры согласно графику. Вне графика телефонный разговор предоставляется только при поступлении осужденного в исправительное учреждение, а также при имеющихся исключительных обстоятельств. В строгих условиях отбывания наказания, телефонный разговор может быть разрешен только лишь при исключительных личных обстоятельствах.
Права свободного выхода из помещений у осужденных нет. В этой связи для здоровья осужденных разрешается ежедневная прогулка длительностью 1 час 30 минут. Очень существенные ограничители установлены для заключенных находящихся на строгих условиях отбывания
71
наказания, и в других сферах уголовно-исполнительных правоотношений. Например, в строгих условиях, лица, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и на курсах профессиональной подготовки, в период пребывания отбывания наказания в исправительных колоний занятия посещать запрещено. Можно заниматься самообучением и консультироваться с преподавателями. Культурномассовые мероприятия с осужденными проводятся в пределах помещений, в которых они проживают. Пользование библиотекой и магазином обеспечивается в в изоляционном режиме от других осужденных.
Прием пищи, санитарная обработка, трудоиспользование, медицинский осмотр, , амбулаторное лечение осужденных организуются отдельно от [12]
осужденных, отбывающих наказание в других условиях содержания. Тут требуется отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 (ред. от 29.05.2015) «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» суточные нормы у мужчин и женщин различаются (у мужчин продуктовые наборы больше (с точки зрения веса), зато у женщин больше положена норма гигиенических средств). А также отдельно выделяются несовершеннолетние, беременные и женщины, имеющие при себе детей.
Анализируя данный параграф, мы в очередной раз подтверждаем мнение относительного равенства в правах и обязанностях между женщинами и мужчинами в пенициарной системе, а также в наличии небольших послаблений для тех женщин, у которых есть малолетние дети или они находятся в состоянии беременности, что также является не дискриминацией, но лишь учет физиологических особенностей женщин, их психо-социальной составляющей.
[1] Уголовно-исполнительное право России: учебник / А.П. Алешина, В.М. Анисимков, Н.В. Желоков и др.; под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. С. 94.
47
[2] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, В.В. Геранин, Л.П. Дубровицкий и др.; под ред. В.И. Селиверстова. М.: Проспект, 2011. С. 242
[3] Куракин А.В., Поникаров В.А., Сенатова Е.В. Смежные административно-правовые и уголовноисполнительные отношения, возникающие в процессе исполнения наказаний // Административное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 88 - 91.
[4] Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения: Приказ Минюста РФ [от 1 декабря 2005 г. N 235] // Бюллетень нормат. актов федер. органов исполн. власти. 2005. N 51.
[5] Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. С. 79.
49
[6] Там же. С.103
[7] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.К. Айвар, В.Л. Гейхман, А.Я. Гришко и др.; под ред. И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006. С. 284.
55
[8] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Н.И. Брезгин, М.Г. Детков, Л.П. Дубровицкий и др.; под ред. А.И. Зубкова. 2-е изд., перераб. М.: НОРМА, 2015. 320.
[9] Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2009 г. N 362-О-О «О прекращении производства по делу о проверке конституционности положений статьи 88, пункта «а" части второй статьи 118, пункта «а» части третьей статьи 123 и пункта "а" части пятой статьи 131 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".
[10] Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N КАС08-444 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N ГКПИ08-1343, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 98 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205"
[11] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Н.И. Брезгин, М.Г. Детков, Л.П. Дубровицкий и др.; под ред. А.И. Зубкова. 2-е изд., перераб. М.: НОРМА, 2015. С. 303.
[12] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.К. Айвар, В.Л. Гейхман, А.Я. Гришко и др.; под ред. И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006. С. 270.
62
|