Воскресенье, 24.11.2024, 15:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Особенности отбывания лишения свободы осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющих малолетних детей

В предыдущих параграфах диссертационного исследования мы не раз затрагивали особую роль женщины, которая выступает неким «катализатором уровня нравственности» общества. С древнейших времен [1]

 

женщина занимает особое место в природе и обществе, т.к. является хранительницей семейного очага, продолжательницей рода. Максим Г орький возносил женщину как Мать: «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!» .

Политика государства в любой области, направленная на улучшение положения женщин, должна иметь свои особенные черты, защиту их прав и интересов в том числе и в пенитенциарной системе. Правовое положение осужденных женщин, как мы уже неоднократно отмечали, должно учитывать то обстоятельство, что они «ответственны» не только за себя но и за своих малолетних детей, ведь они не только пример для них но и в отдельных

74

случаях единственная возможность выжить.

Численность женщин, содержащихся в учреждениях уголовноисполнительной системы, по состоянию на конец 2016 года составила 54 642 человека (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) количество осужденных женщин уменьшилось на 2%). При этом в 13 домах ребенка, имеющихся при женских колониях, содержалось 759 детей в возрасте до 3 лет (АППГ - 760 детей) . Следует отметить небольшое снижение количества женщин, содержащихся в местах лишения свободы с детьми, что естественно связано с гуманизацией в отношении наказания женщин, имеющих малолетних детей, в то же время увеличилось количество беременных женщин, поступающих в пенитенциарные учреждения. Тем не менее, несмотря на все еще значительное количество осужденных женщин, в том числе беременных и имеющих малолетних детей, анализ соответствующих норм показывает, что особенности правового положения [2] [3] [4]

данной категории осужденных четко не закреплены в уголовно- исполнительном законодательстве.[5] [6]

Основные нормы, регламентирующие отбывание наказания данной категории осужденных, содержатся в статье 100 УИК РФ «Особенности материально-бытового обеспечения осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей, осужденных беременных женщин». В ней закреплены отдельные особенности прав, законных интересов и обязанностей этой категории осужденных.

Так, Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает в исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, дома ребенка. В них обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные к отбыванию наказания женщины могут проживать в домах ребенка исправительных учреждений со своими детьми в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено проживание совместно с детьми. С согласия женщин их дети могут быть переданы родственникам или по решению органов опеки и попечительства иным лицам либо по достижении детьми трехлетнего возраста направлены в соответствующие детские учреждения.

Если ребенку исполнилось 3 года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось менее года, администрация ИУ может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка до дня окончания срока заключения. Дома ребенка размещаются изолировано от жилой зоны учреждения. Занимаемые этими домами земельные участки отгораживаются, оборудуются изолированными друг от друга площадками (по количеству групп) для проведения прогулок и сна детей на свежем воздухе в течение круглого года.

В дома ребенка поступают дети из родильных домов, а также из следственных изоляторов вместе с осужденными матерями. Начальником дома ребенка организуется работа по санитарно-гигиеническому воспитанию и обучению матерей и обслуживающего персонала в целях повышения санитарной культуры, профилактики заболеваний, привития навыков по

78

воспитанию и уходу за детьми, в том числе «школа матерей».

Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до 15 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, - один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок (ст. 97 УИК РФ).[7] [8] [9]

Анализ норм уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения показал, что при создании домов ребенка на территории ИУ возникают определенные трудности. Размещение ихдолжно быть изолированно от жилой зоны учреждения. Занимаемые ими земельные участки отгораживаются, оборудуются изолированными друг от друга детскими площадками (по количеству групп) для проведения прогулок на свежем воздухе в течение круглого года . Кроме того, для прохождения карантина организуется специальное помещение, количество коек в котором составляет не менее 10% от штатного числа мест в доме ребенка. Помещение карантина должно иметь приемную с 2 - 3 полубоксами, комнаты для содержания детей вместе с матерями, ванную комнату, туалет, веранду и

отдельную площадку для прогулок детей. Изолятор должен размещаться в

81

отдельном от групп помещении и иметь отдельный вход.

Совместного проживание матери и детя, является выжным достижением Уголовно-исполнительного кодекса 1997 года была изложена ст. 100 УИК РФ в формулировке «может быть разрешено совместное проживание с детьми». Реализация этого права зависит от администрации колонии. Можно говорить о том, что такое право нужно предоставлять не всем а только тем кто действительно готов заботиться о своем ребенке и не страдает заболеваниями не позволябщими это делать. . По данным ФСИН России, у детей проживающих совместно с матерями наблюдается снижение заболеваний ОРЗ, женщины становятся более дисциплинироваными и в дальнейшем по выходу из мест лишения свободы как правило, не

83

отказываются от своих детей.

Вместе с тем, Новосибирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в испраительных учреждениях в этой области выявлены нарушения:

- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Новосибирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства администрацией ФКУ КП-22 ГУФСИН России по Новосибирской области (далее по тексту ФКУ КП-22) [10] [11] [12]

 

В соответствии с требованием части 1 статьи 100 УИК РФ в исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка. В домах ребенка исправительных учреждений обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения.

Порядок организации домов ребенка в исправительных учреждениях определен главой 9 приказа Минздравсоцразвития и Минюста РФ № 640/190 от 17.10.2005 (далее по тексту Приказ). Дома ребенка в исправительных учреждениях создаются для обеспечения воспитание детей и ухода за ними, организации и проведение профилактических, лечебно-диагностических и реабилйтационно-оздоровительных мероприятий, комплексной оценки состояния здоровья детей и эффективности проводимых им профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационнооздоровительных мероприятий. Наблюдения за состоянием здоровья физическим и психическим развитием детей, соблюдение санитарногигиенического режима и т.д.

Также согласно требований главы 9 Приказа, дома ребенка размещаются изолировано от жилой зоны исправительного учреждения. Занимаемые домами ребенка земельные участки отгораживаются, оборудуются изолированными друг от друга площадками (по количеству групп) для проведения прогулок и сна детей на свежем воздухе в течение круглого года.

Проверкой установлено, что Иванова И.И. проживает совместно со

своим ребенком в помещении отряда № 3 ФКУ КП-22, что является

недопустимым и противоречит требованиям главы 9 Приказа, части 1 статьи

100 УИК РФ. Факт того, что осужденная Иванова И.И. отбывает наказание в

ФКУ КП-22 совместно со своим сыном, не позволяет сотрудникам

68

 

администрации в полной мере осуществлять надзор за выполнением Ивановой И.И. требований Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 № 205. Проводить с ней надлежащую воспитательную работу, привлекать ее к общественно полезному труду, что является одними из основных средств исправления осужденных, указанных в статье 9 УИК РФ.

Кроме того, в нарушении части 2 статьи 100 УИК РФ, администрацией - исправительного учреждения на протяжении длительного времени не принимались действенные меры к направлению ребенка осужденной Ивановой И.И. в соответствующие детские учреждения, в связи с тем, что надлежащие условия для ребенка Ивановой И.И. в ФКУ КП-22 не организованы.

Данные нарушения закона являются следствием ненадлежащего отношения к исполнению своих служебных обязанностей сотрудниками исправительного учреждения, а так же отсутствием должного контроля со стороны руководства учреждения за работой подчиненных сотрудников.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 24, 32 - 34 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:

Безотлагательно рассмотреть настоящее представление на совещании с участием представителя прокуратуры области. Информацию о дате и времени рассмотрения представления не менее чем за пять суток направить в прокуратуру.

Принять меры к устранению указанных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также недопущению подобных нарушений в дальнейшей деятельности.

Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, способствовавших нарушению уголовно-исполнительного законодательства.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Новосибирской области в письменной форме. К ответу приложить копии: протокола оперативного совещания, приказов о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Напоминаю, что неисполнение законных требований прокурора влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 17.7 КоАПРФ.

Количество ИУ с наличием домов ребенка очень мало, поэтому женщины вынуждены отправляться отбывать наказание далеко за пределы своего субъекта. Данный факт негативно влияет на семейные и социальные связи и осложняет процесс исправления и ресоциализации осужденных женщин. Создание специализированных детских отделений при каждом женском исправительном учреждении позволило бы решить данную проблему.[13]

Проанализировав нормы, закрепленные в УИК РФ, для женщин с детьми пна ряду с прочими льготами, так же предоставляются повышеные нормы питания (в соответствии с ПРИКАЗом от 26 февраля 2016 г. N 48 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОВЫШЕННЫХ НОРМ ПИТАНИЯ, РАЦИОНА ПИТАНИЯ И НОРМ ЗАМЕНЫ ОДНИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДРУГИМИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, А ТАКЖЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НА МИРНОЕ ВРЕМЯ», улучшенные жилищные условия, выплачиваются пособия, которые положены всем гражданам РФ; предусмотренно право тратить деньги без ограничения. Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до 15 суток, без учета времени на дорогу, о чем мы ранее указали, ссылаясь на норму.

Таким образом, осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей, обладают рядом прав (законных интересов), которые

85

обусловлены их положением и (или) наличием малолетних детей.

В то же время при реализации указанных прав возникает ряд проблемных вопросов, законодательно не урегулированных. Так, не определен механизм реализации права женщины на совместное проживание с ребенком (кто определяет, возможно ли совместное проживание, по каким критериям и в каком порядке, какими правами в данном случае обладает мать и может ли обжаловать данное решение в судебном порядке); нормативно не закреплен порядок действий при рождении ребенка у осужденной женщины, отбывающей наказание в колонии-поселении (учитывая, что дома ребенка находятся при исправительных учреждениях, мать с ребенком могут перевести из колонии-поселения в исправительную колонию общего режима на территории которой функционирует дом ребенка, чем ухудшат ее правовое положение ввиду существенной разницы между условиями отбывания наказания в этих учреждениях); законодательно не закреплены действия администрации на те случаи, когда осужденной женщине, имеющей малолетнего ребенка, требуется стационарная медицинская помощь, которая, по общему положению, оказывается в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - ЛПУ УИС) (направляют ли малолетнего (грудного) ребенка вместе с матерью в ЛПУ УИС, и в каких условиях он содержится с учетом отсутствия в пенитенциарных лечебных учреждениях условий для совместного содержания осужденных женщин с детьми).[14] [15]

Отсутствует законодательное закрепленные обязанности осужденных матерей совместно проживающих со своими детьми. В результате на практике, к сожалению, может возникать ситуация, когда осужденная уклоняется от обязанности по воспитанию ребенка но использует ребенка как гаранта послабления режима, тоеть из-за личной корысти. При этом отсутствует механизма по исправлению такого поведения осужденных женщин, имеющих детей, попросту не существует. Полномочия администрации ИУ в данном случае не определены, процедура взаимодействия в этой области с органами опеки и попечительства и принятия соответствующего решения в УИК РФ не установлена.

Отсутствие отдельной главы, включающей в себя особенности исполнения и отбывания наказания женщин в исправительных колониях, как, например, глава 17 УИК РФ «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях», приводит к определенным трудностям в правоприменительной практике. Нормы, регламентирующие исполнение наказания осужденными женщинами, с учетом их физиологических особенностей, специфики трудовой деятельности, воспитательного воздействия, определенных условий отбывания наказания при беременности и (или) наличии малолетних детей, особенностей совместного проживания матери и ребенка, наличия обязанности по уходу и воспитанию ребенка должны содержаться в отдельной главе и распространяться только на женщин. Необходимо проводить работу по обучению сотрудников уголовно-исполнительной системы для работы с осужденными женщинами; направить усилия на сохранение физического и психического здоровья женщин в условиях лишения свободы; улучшение санитарно-гигиенических и бытовых условий и решения вопросов материнства в местах лишения свободы.

На основании изложенного вполне очевидны направления совершенствования регулирования правового положения осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

 

[1] «Собрание законодательства РФ», 18.04.2005, N 16, ст. 1455

63

[2] Мудрость тысячелетий: энциклопедия / Под ред. В. Балязина. М.: Олма-Пресс, 2006. С. 751.

[3] Соколов А.А. Проблемы реализации законных интересов осужденных к лишению свободы // Уголовно - исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 4. С. 15 - 17.

[4] Официальный сайт ФСИН России. URL: http://фсин.рф (дата обращения: 20.04.2016).

[5] А.А. Соколова "Проблемы реализации законных интересов осужденных к лишению свободы" включена в информационный банк согласно публикации - "Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление". 2012. N 1.

[6] В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, зачисляется независимо от всех удержаний не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (ч. 3 ст. 107 УИК РФ).

[7] разд. IX «Организация работы домов ребенка» совместного Приказа Минздравсоцразвития России N 640, Минюста России N 190 от 17 октября 2005 г. «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

[8] Такие выезды не разрешаются осужденным при особо опасном рецидиве преступлений; тем, которым в порядке помилования смертная казнь заменена лишением свободы; осужденным к пожизненному лишению свободы, а также больным открытой формой туберкулеза, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ-инфицированным.

[9] Приказ Минздравсоцразвития РФ, Минюста РФ от 17.10.2005 N 640/190 «О порядке оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 46. С. 42 - 46.

[10] Приказ Минздравсоцразвития РФ, Минюста РФ от 17.10.2005 N 640/190 «О порядке оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 46. С. 42 - 46.

[11] Завадская Л.Н., Зотова З.М., Михлин А.С. и др. Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. и рук.авт. коллектива Л.Н. Завадская. М.: БЕК, 2001. С. 110.

[12] Половникова А.А., Ларионова И.И., Давыдова Н.В., Пономарев С.Б. Анализ состояния здоровья детей в домах ребенка, организованных при исправительных учреждениях ФСИН России: аналитический обзор. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2013. С. 25.

[13] Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 432 с.

[14] Русина В.В. Женщины в пенитенциарной системе. Гендерный аспект проблемы // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 3. С. 13 - 18.

[15] Омельченко О.А. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 5.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.04.2018)
Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%