Воскресенье, 24.11.2024, 16:06
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Практика реализации и защиты прав и законных интересов женщин, содержащихся в местах лишения свободы в РФ

Российское уголовно-исполнительное законодательство ориентируется на рекомендации международных правовых актов, пенитенциарные правила, стоит на позициях принципов гуманизма, дифференциации и индивидуализации исправительного воздействия, соединения режимных требований при исполнении наказания, мерами социальной и

психологической поддержки осужденных женщин. За последние несколько лет в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ были внесены изменения и дополнения, которые направлены на смягчение порядка, условий исполнения наказаний и иных мер уголовно- исполнительного характера применительно к женщинам. Современная пенитенциарная политика в отношении осужденных женщин в России более либеральна, чем в отношении осужденных мужчин. Вместе с тем, проблема реализации прав и законных интересов женщин, осужденных к лишению свободы, сохранения физического и психического здоровья женщин в условиях лишения свободы находится в тесной взаимосвязи с улучшением санитарно-гигиенических норм и бытовых условий заслуживает особого внимания.

Осужденные к лишению свободы женщины согласно ч.1 ст.73 УИК РФ отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. По материалам переписи осужденных еще в 90 - е годы 51 % осужденных женщин отбывали лишение свободы не по месту жительства и

 

не по месту совершения преступления, а в другом субъекте РФ . Результаты проведенного анкетирования женщин, содержащихся в исправительной колонии в 2016 году показал, что 12% женщин отбывают наказание не по месту своего жительства, что осложняет поддержание связи с родственниками.[1] [2] [3] Такое положение, безусловно, способствует ослаблению социально полезных связей, которое выражается в ограничении возможности привлечения родственников и членов семьи для оказания помощи осужденной женщине в нормализации ее жизни после отбытия наказания.

В некоторых случаях происходит полный разрыв этих связей, и женщина остается наедине со своими трудностями после освобождения, и это еще раз подтверждают факты о том, что 50 % женщин не имеют свиданий с родственниками и только около 16 % из них используют свое право на свидание полностью. Причиной этого является отдаленность места отбывания наказания, а также отсутствие у родственников необходимых материальных возможностей. Так, 28% осужденных женщин не могут реализовать свое право на телефонные переговоры из-за ограниченных технических возможностей в исправительной колонии либо отсутствия денег . Данное обстоятельство в значительной степени осложняет положение осужденных женщин, обусловливает их отчуждение от общества, а особенно сильно это проявляется в отношении женщин молодежного возраста. Молодые женщины очень тяжело переживают нарушение связей с родными, друзьями, коллективом по месту работы. Компенсировать ослабление социально полезных связей они пытаются, как правило, с помощью переписки.

Результаты проведенного исследования в 2009 году в женских исправительных колониях общего режима показали[4], что по месту жительства отбывают наказания 37,9%, по месту осуждения отбывают наказания 53,1%, а остальные 9% отбывают наказания в исправительном учреждении, расположенном на территории другого субъекта РФ, то есть не по месту прежнего жительства и не по месту осуждения. [5] [6] [7] Результаты проведенного исследования в 2016 году в женской исправительной колонии общего режима г. Новосибирска показали , что по месту жительства отбывают наказания 48,5%, по месту осуждения отбывают наказания 46,5%, а остальные 5% отбывают наказания в исправительном учреждении, расположенном на территории другого субъекта РФ. Данное обстоятельство имеет отрицательные последствия для сохранения социальных связей в период отбывания наказания осужденными женщинами. Так, осужденные женщины в ответах на вопросы анкеты дополнительно указывали: нужно помещать осужденных в колониях по месту жительства, так как очень тяжело морально находиться вдали от дома.

Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, обязуется проводить в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение достойной защиты здоровья граждан. Одной из задач нашего государства в соответствии с Конституцией РФ является охрана здоровья населения . Так, в ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека закрепляется право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и

 

благосостояния его самого и его семьи[8]. Изолируя осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, наше государство берет на себя обязанность не только исполнять наказание, но и сохранять при этом их здоровье. Анализ обобщенной нами информации свидетельствует о том, что, прежде всего, нарушается конституционное право на охрану жизни и здоровья в части создания приемлемых условий содержания.[9]

Осужденные в соответствии с п. 6 ст. 12 УИК РФ имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и

специализированной помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Специфическими задачами медицинских частей учреждений УИС в отношении женщин являются: проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов и послеродового периода; проведение комплексных профилактических осмотров; оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи; диспансерное наблюдение за гинекологическими больными, беременными и роженицами; психопрофилактическая подготовка беременных женщин к родам и др.[10].

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в соответствии со ст. 89 УИК РФ обязывает администрацию исправительного учреждения устанавливать и поддерживать социально полезные связи, создавать условия для их реализации, поскольку общение с внешним миром для осужденных является одним из основных средств их исправления. Вместе с тем, законодатель не определяет круг родственников и иных лиц, которым предоставляются краткосрочные свидания, также не перечислены исключительные случаи, когда иным лицам предоставляются длительные свидания (ч.2 ст.89 УИК

РФ). Следовательно, толкование данной нормы полностью зависит от усмотрения администрации, что на наш взгляд, и обусловливает нарушение права на краткосрочные свидания.

Перечисленные нарушения специальных прав осужденных затрагивают не только их интересы, но и интересы родственников, иных лиц, вовлеченных в уголовно-исполнительную сферу, а также являются существенным препятствием для сохранения контактов с внешним миром, что осложняет их адаптацию в период отбывания наказания и последующую ресоциализацию осужденных женщин.

Результаты проведенного исследования в женских исправительных колониях[11] показали, что не все женщины, осужденные к лишению свободы могут использовать право на длительные и краткосрочные свидания. Так, из результатов опроса видно, что полностью использовали право на краткосрочные свидания лишь 24,4% осужденных женщин, 7,9% ответили о частичном использовании данного права, а не использовали право на краткосрочные свидания 67,7% женщин. Причинами не использованного права на краткосрочные свидания является отдаленность колонии от прежнего места жительства осужденной 42%, отсутствие материальных возможностей у родственников 43,5%, иные причины указали 14,5% осужденных женщин.

Результаты опроса женщин, осужденных к лишению свободы, показали, что полностью использовали право на длительные свидания на территории колонии - 24,4%, частично - 7,7% и не использовали, ответили 67,9% осужденных женщин. Причинами неиспользованного права на длительные свидания являются: отдаленность колонии от прежнего места жительства осужденной женщины 39,9%, отсутствия у родственников материальных возможностей 48,2%, иные причины указали 11,9% женщин. Таким образом, право осужденных женщин на длительные и краткосрочные свидания не всегда может быть использовано в силу объективных причин.

В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Г енеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Так, в процессе исследования проанализированы представления Новосибирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по Исправительной колонии № 9 за период 2012-2016 гг.

Реализация права на краткосрочный выезд по данным исследования также имеет проблемы. В соответствии с ч.2 ст.97 УИК РФ осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей- инвалидов вне исправительной колонии, - один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок.

По результатам проведенного анкетирования в женских исправительных колониях правом краткосрочного выезда за пределы исправительной колонии, осужденные женщины, имеющие детей инвалидов воспользовались лишь 5%, а остальные 95% не знали о своем праве. Так, осужденные женщины в дополнениях к ответам на вопросы анкеты указывали, что не знали о такой возможности.

В связи с фактическим положением по данному праву, можно сделать вывод о том, что администрация нарушает ст.12 УИК РФ: право осужденных на получение информации о своих правах. Кроме того, многие нарушения прав осужденных связаны с несовершенством законодательной базы, коллизиями и пробелами правового регулирования жизненно важных вопросов.

В соответствии с ч.1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Результаты проведенного нами исследования в женской исправительной колонии показали, что трудовая занятость женщин составляет 58,7%, не работают 41,3% осужденных женщин. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что администрация исправительных учреждений не обеспечивает работой осужденных женщин, которые могут и желают трудиться.

Безусловно, трудовая деятельность способствует выработке таких качеств человека, которые наиболее полно помогают его адаптации в обществе. Трудовая занятость способствует сокращению количества случаев нарушения дисциплины в исправительных учреждениях, а также дает возможность осужденным зарабатывать деньги, помогать своим детям. Необходимо отметить, что если в настоящее время государство думает о ресоциализации осужденных, их возвращении в общество и социальной адаптации, то оно обязано дать осужденным возможность приобретения и закрепления трудовых навыков, что, в свою очередь, невозможно без научно обоснованной системы производственного обучения и трудовой адаптации осужденных к лишению свободы .

Также следует отметить, что работающие осужденные в соответствии с ч. 4 ст. 104 УИК РФ имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 12 дней. Данным правом могут пользоваться, в [12] соответствии с п. б ч.1 ст.97 УИК РФ осужденные, не обеспеченные работой по не зависящим от них причинам.

В соответствии с ч.1 ст.92 УИК РФ, осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Результаты проведенного нами исследования в женских исправительных

99

колониях показали , что данным правом воспользовались: «полностью» - 96,8%, не воспользовались - 1,6% соответственно. Только трудовая занятость и получение заработной платы могут практически полностью обеспечить реализацию права на телефонные переговоры.

Проблема оказания психологической помощи женщинам, осужденным к лишению свободы это отдельная тема, нуждающаяся в самостоятельном детальном анализе, как гуманизация условий содержания заключенных в местах лишения свободы. В соответствии с ч.б1 ст.12 УИК РФ, осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения.

Женщины, особенно молодые, тяжело адаптируются к условиям и порядкам, сложившимся в исправительных учреждениях. Многие спустя короткое время после прибытия в места лишения свободы фактически перестают ощущать себя женщинами. Результаты исследования по данному вопросу в исправительной колонии г. Новосибирска в 2016г. показали[13] [14], что в отрядах содержатся более 40 человек. Грубая, часто неопрятная одежда, хождение строем, совместное проживание от 50 до 100 осужденных женщин в одном помещении, и, как следствие, вынужденное общение отражаются и на состоянии здоровья, и на психике[15].

 

Примерами густо населенных отбывающими наказание отрядов, служат представления прокуратуры:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений требований уголовноисполнительного законодательства в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области.

Новосибирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области (далее по тексту - ФКУ ИК-9) проверено соблюдение требований законодательства при материально-бытовом обеспечении осужденных.

В соответствии с частью 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинам, не может быть менее трех квадратных метров.

В нарушение указанного требования закона в отряде № 2 колонии площадью 257,2 кв.м. проживают 105 осужденных, на одного человека приходится 2,45 кв.м., в отряде № 3 колонии площадью 229,8 кв.м. проживают 111 осужденных, на одного человека приходится 2,07 кв.м., в отряде № 4 колонии площадью 233,1 кв.м. проживают 103 осужденных, на одного человека приходится 2,26 кв.м., в отряде № 5 колонии площадью 283,9 кв.м. проживают 108 осужденных, на одного человека приходится 2,63 кв.м., в отряде № 8 колонии площадью 260 кв.м. проживают 112 осужденных, на одного человека приходится 2,45 кв.м., в отряде № 9 колонии площадью 238,5 кв.м. проживают 110 осужденных, на одного человека приходится 2,17 кв.м.

В нарушение норм установленных приказом Министерства юстиции РФ «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы» от 02.06.2003 года № 130, определяющих количество санитарно-технического оборудования не менее 1 умывальника (крана) и 1 унитаза на 15 человек, отряды № 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 не обеспечены необходимым количеством унитазов, а отряд № 9 не обеспечен необходимым количеством умывальников.

В соответствии с частью 2 статьи 99 УЖ РФ осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий. Согласно части 3 статьи 99 УИК РФ, нормы вещевого довольствия осужденных утверждены Приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах».

В нарушение указанных требований закона и нормативных актов в исправительном учреждении 39 осужденных не обеспечены утепленными полупальто, 100 осужденных майками, 68 осужденных не обеспечены трусами, 92 осужденных утепленными брюками, 55 осужденных полушерстяными платками, 72 осужденных трикотажными шапками, 38 осужденных полушерстяными носками, 90 осужденных зимними комбинированными сапогами, 79 осужденных кожаными туфлями, 16 осужденных банными полотенцами, 69 осужденных утепленными рукавицами.

В соответствии с пунктом 2.1. Устава ФКУ ИК-9 предметом и целями деятельности колонии являются в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, а также создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 54731 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие уголовные наказания обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

 

Согласно статье 12 УИК РФ, осужденные в исправительных учреждениях не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Ненадлежащее материально-бытовое обеспечение осужденных в ФКУ ИК-9 является грубыми нарушением их прав.

Администрация исправительного учреждения должным образом не обеспечивает исполнение уголовно-исполнительное законодательство и выполнение уставных задач.

Указанные нарушения закона явились следствием ненадлежащего исполнения служебных обязанностей сотрудниками центра трудовой адаптации осужденных учреждения и отсутствия должного контроля со стороны руководства колонии за работой подчиненных сотрудников.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 24, 33 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:

Безотлагательно рассмотреть настоящее представление на совещании с участием прокурора. О дате и времени рассмотрения представления не менее чем за 5 суток уведомить прокуратуру.

Принять конкретные меры по устранению указанных нарушений закона и недопущению их впредь.

Рассмотреть вопросы о привлечении сотрудников учреждения, допустивших нарушения закона, к дисциплинарной ответственности.

О результатах рассмотрения представления и принятьгх мер сообщить в прокуратуру в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления. К ответу приложить копии протокола оперативного совещания и приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших нарушение закона.

Разъясняю, что за неисполнение законных требований прокурора предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Новосибирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения уголовно исполнительного законодательства в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России п< Новосибирской области (далее - ФКУ ИК-9).

Согласно статье 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняе- права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законност) применения средств их исправления.

В соответствии с частью 1 статьи 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительные учреждениях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, не может быть менее трех квадратных метров.

Проверкой установлено, что на участке колонии-поселения ФКУ ИК-9 при лимите наполнения 25 человек, проживали 52 осужденных, следствием чего стало существенное нарушение прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение, предусмотренное ст. 99 УИК РФ.

Так, участок колонии-поселения ФКУ ИК-9 состоит из двух жилых помещений. В жилом помещении № 1 площадью 61,7 кв.м. проживают 32 осужденные, жилая площадь в расчете на одну осужденную составляет 1,9 кв.м.

В жилом помещении № 2 площадью 54,1 кв.м. проживают 21 осужденная жилая площадь в расчете на одну осужденную составляет 2,6 кв.м.

Кроме того, в нарушение требований части 3 статьи 99 УИК РФ, а также норм, установленных приказом Министерства юстиции РФ «Об утверждение номенклатуры норм обеспечения и сроках эксплуатации мебели, инвентаря оборудования и предметов хозяйственного обихода для исправительных \ специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы» от 27.07.2006 № 512 (далее - Приказа № 512), не все осужденные обеспечены табуретами. Так, в жилом помещении № 1 из 31 осужденных не обеспечены табуретами 15 осужденных, в жилом помещении № 2 из 21 осужденных не обеспечены табуретами 7 осужденных.

В нарушение требований Приказа № 512, в спальном помещении осужденных, проживающих на участке колонии-поселения ФКУ ИК-9, отсутствуют подставка под бак для воды, бак для питьевой воды с кружкой и тазом, тумбочка для дневального и репродуктор.

В комнате личной гигиены осужденных, проживающих на участке колонии-поселения, отсутствуют тумбочка, табурет, настенная вешалка, настенное зеркало, резиновый коврик и педальное ведро. Камера штрафного изолятора оборудована откидной металлической кроватью с железным, а не деревянным покрытием.

В комнате для проведения длительных свиданий на участке колонии- поселения отсутствует шкаф, репродуктор, прикроватные коврики и корзина для мусора. Туалет в помещении для проведения длительных свиданий на участке колонии-поселения не оборудован полотенцедержателем, электрополотенцем, педальным ведром и держателем для туалетной бумаги. Душевая не оборудована педальным ведром и резиновыми ковриками.

Указанные нарушения стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей сотрудниками ФКУ ИК-9, а также отсутствием должного контроля со стороны руководства учреждения за деятельностью подчиненных работников.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 24, 32-34

Федерального закона «О прокуратуре РФ»,

ТРЕБУЮ:

Безотлагательно рассмотреть настоящее представление на совещании с участием прокурора. Уведомление о дате и времени рассмотрения представления не менее чем за 5 суток направить в прокуратуру.

Принять необходимые меры по устранению указанных нарушений закона и недопущению их впредь.

Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, способствовавших нарушению уголовно-исполнительного законодательства.

О принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а также причин и условий, способствующих им, сообщить в прокуратуру в письменной форме в тридцатидневный срок со дня внесения представления. К ответу приложить копии протокола оперативного совещания и приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших нарушения закона.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

26 июня 2013 года помощником Новосибирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдение прав осужденных, отбывающих наказание на участке колонии- поселения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области (далее УКП ФКУ ИК-9), на материально-бытовое обеспечение.

Участок колонии-поселения ФКУ ИК-9 организован и функционирует на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.07.2007 № 146. Лимит наполнения установлен в количестве 25 осужденных женщин. В нарушении установленного лимита наполнения на УКП ФКУ ИК-9 содержится 45 осужденных. При этом грубо нарушаются требования законодательства по обеспечению осужденных определенными размерами жилой площади, предусмотренными ч. 1 статьи 99 УИК РФ, в соответствии с которой норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, не может быть менее трех квадратных метров.

Так в жилой секции № 1 при общей жилой площади 66.3 м2 проживают 36 осужденные. Жилая площадь на одну осужденную составляет 1.84 м . В

 

жилой секции № 2 площадью 36,3 м2. проживают 18 осужденных Жилая площадь на одну осужденную составляет 2.0 м .

В нарушение требований установленных «Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ» (нормы СП 17-02 Минюста РФ), утвержденной приказом министерства юстиции РФ № 130 от 02.03.2003, определяющей, что нагрузка санитарно-технического оборудования рассчитывается при условии использования 1 унитаза на 15 человек. Жилое помещение секции №1, в котором проживают 36 женщин, оборудовано 2 унитазами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24, 33 Федерального закона «О прокуратуре РФ»

ТРЕБУЮ:

Безотлагательно рассмотреть настоящее представление на оперативном совещании с участием прокурора. Не менее чем за 5 суток уведомить прокуратуру о дате и времени рассмотрения.

Принять меры по устранению выявленных нарушений закона. Обеспечить осужденных, отбывающих наказание на УКП ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Новосибирской области надлежащими материально-бытовыми условиями, жилой площадью, соответствующей нормам, установленным ч. 1 статьи 99 УИК РФ.

О результате рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру в письменной форме, в установленный законом месячный срок.

Таким образом, наглядно видно что прокуратура Новосибирской области по надзору за исправительными учреждениями реагирует на подобного рода несоответствия уголовно-исполнительному законодательству.

По мнению А.В. Чернышовой, переполненность некоторых женских колоний приводит к столпотворению в огромных спальнях, итак рассчитанных на 50—100 человек. Более того, в качестве спальных мест используют двухуровневые пружинные кровати, плотно установленные с очень узкими проходами. Это приводит к опасной для здоровья скученности, ухудшает эпидемическую и психологическую ситуацию в учреждении. Все это свидетельствует о несоблюдении нормативов обеспечения заключенного минимальной площадью[16] [17]. Если суд приговаривает к лишению свободы, то в связи с чем осужденная женщина вынуждена жить в многолюдном общежитии, в условиях дискомфорта, недоверия и враждебности, пользоваться примитивнейшими услугами, плохо питаться и не получать необходимого лечения.

По мнению Д.В. Синькова, необходимость обеспечения исправительных колоний психологами заключается в следующем. Во-первых, женщины гораздо острее и драматичнее переживают лишение свободы. Для них это эмоциональный удар, вызывающий состояние безысходности, повышенной тревожности, угнетенности, подавленности. Они нередко утрачивают жизненные перспективы, испытывают повышенную настороженность к людям и т.д. От душевного настроя в немалой степени зависит перспектива исправления и успешной адаптации. Поэтому весьма важно своевременно снять эмоциональную напряженность, улучшить настроение человека, и профессиональную помощь в этом может оказать только психолог. Во- вторых, использование специальных психологических приемов необходимо для того, чтобы получить наиболее полную характеристику личности осужденной, без которой невозможен выбор наиболее эффективных методов индивидуального исправительного воздействия, целенаправленное и дифференцированное управление процессом формирования личности. В- третьих, необходимость работы психологов в исправительных учреждениях обусловлена наличием достаточно большого числа лиц с психическими отклонениями, расстройствами нервной системы, что требует профессиональной психокоррекции. В настоящее время во многих исправительных учреждениях работают штатные психологи[18], но их число не позволяет проводить работу с каждой осужденной женщиной, поэтому следует увеличить их штат для более эффективной психологической помощи осужденным женщинам[19].

Охрана здоровья осужденных обеспечивается при соблюдении установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований. По мнению Н.А. Стручкова, создание необходимых бытовых и гигиенических условий способствует выполнению осужденными требований режима, воспитанию у них навыков правильного поведения, умению соблюдать порядок, поддерживать чистоту. Вместе с тем, удовлетворение осужденных всеми видами довольствия, забота об их здоровье воспринимаются как олицетворение справедливости[20] [21] [22]. Так, Т.Н. Волкова отмечает: в материально-бытовом и санитарном содержании осужденных женщин и мужчин нет особых различий . Исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что порой женские исправительные

учреждения представляют собой мрачные строения, в которых преобладают

108

серые тона интерьера, отсутствуют уют, зелень и т.п. .

Следует отметить, что кроме прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется большая работа ОНК (Общественных наблюдательных комиссий) по всей стране. Одним из приоритетных направлений комиссий является защита прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовноисполнительной системы Российской Федерации (следственные изоляторы (СИЗО), помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ), исправительные колонии (ИК)), которая осуществляется в тесном взаимодействии с прокуратурой, государственными и общественными правозащитными организациями.

Для решения вопросов, связанных с реализацией прав осужденных женщин в местах лишения свободы, необходимо: решение проблем, связанных с правом на отбывание наказания в исправительной колонии приближенной к месту жительства, так как отдаленность от дома влияет на сохранение социально полезных связей, в том числе на реализацию права на краткосрочные и длительные свидания; обеспечение работой осужденных женщин, которые могут и желают трудиться; предоставления отпуска с правом выезда за пределы исправительной колонии. Проблема охраны здоровья осужденных женщин, содержащихся в местах лишения свободы стоит остро, и требует безотлагательного решения. Практика реализации права на охрану здоровья, предоставления психологической помощи должна соответствовать положениям уголовно-исполнительным законодательства. Кроме того, необходимо также улучшение материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий в период отбывания наказания.

 

[1] Михлин А.С. Общая характеристика осужденных (по материалам контрольной переписи осужденных 1994 года) / под ред. П.Г. Мищенкова. - М.: ВНИИ МВД России, 1996. - С. 74.

[2] Анкетирование 250 женщин, содержащихся в исправительной колонии г. Новосибирска в 2015 г.

[3] Михлин А.С. Общая характеристика осужденных (по материалам контрольной переписи осужденных 1994 года) / под ред. П.Г. Мищенкова. - М.: ВНИИ МВД России, 1996. - С. 58 - 60.

74

[4]Анкетирование 436 респондентов по вопросам правового обеспечения и реализации прав осужденных женщин проводилось в женских исправительных колониях Иркутской области в феврале 2009 г.

[5]Анкетирование 436 респондентов по вопросам правового обеспечения и реализации прав осужденных женщин проводилось в женских исправительных колониях Иркутской области в феврале 2009 г.

[6] Анкетирование 165 респондентов по вопросам правового обеспечения и реализации прав осужденных женщин проводилось в женской исправительной колонии г. Новосибирска в июле 2016 г.

[7] Конституция Российской Федерации. - М.: «Проспект». 2000. Ст. 2,7,41,42.

75

[8] Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 10 декабря 1948г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М., 1990.

[9] Борсученко С. Характеристика нарушений прав человека при отбывании наказания в виде лишения свободы // Преступление и наказание. - 2006. - № 2. - С. 10 - 11.

[10] Женщины, лишенные свободы: проблемы и суждения // Преступление и наказание. - 2006. - №10. - С. 8.

[11] Анкетирование 436 респондентов по вопросам правового обеспечения и реализации прав осужденных женщин проводилось в женских исправительных колониях Иркутской области в феврале 2009 г.

[12] Емельянова Е.В. К вопросу о праве государства использовать труд осужденных // Человек: преступление и наказание. - 2009. - № 1. - С. 57.

[13] Анкетирование 436 респондентов по вопросам правового обеспечения и реализации прав осужденных женщин проводилось в женских исправительных колониях Иркутской области в феврале 2009 г.

[14] Анкетирование 165 респондентов по вопросам правового обеспечения и реализации прав осужденных женщин проводилось в женской исправительной колонии г. Новосибирска в июле 2016 г.

[15]Заплатина Е.А. Социально-биологические и психологические предпосылки совершения женщинами рецидивных преступлений // Проблемы борьбы с рецидивной преступностью. - Томск, 1992. - С. 76.

[16] Чернышева А.В. Ресоциализация осужденных женщин, освобождаемых из исправительно-трудовых колоний: правовые и организационные вопросы: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - M.: Академия МВД СССР, 1990. - С. 1.

[17] Синьков Д.В. Роль микросреды в детерминации преступного поведения женщин // Сибирский юридический вестник. - 2002. - № 4. - С. 56 - 57.

[18] Шоткинов С.А. Профилактика рецидивной преступности женщин: попытка анализа // Закон и право. - 2004. - № 6. - С. 58.

[19] Минязева Т.Ф. Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях // Журнал российского права. - 2005. - № 1. - С. 81.

[20] Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. - М., 1985. - С. 168.

[21] Волкова Т.Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: МГЮА, 1995. - С. 78 - 79.

[22] См. например: Митфорд Дж. Тюремный бизнес. Анализ американской пенитенциарной системы. - М.: Прогресс, 1978. - С. 33 - 34; Волкова Т.Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: МГЮА, 1995. - С. 79.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.04.2018)
Просмотров: 344 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%