По мнению Горкиной, «пенитенциарная система всегда была объектом пристального внимания специалистов различных областей научного знания и в каждую историческую эпоху она являлась отражением господствующих взглядов на такие социальные явления, как преступление и наказание».[1] [2] [3]
Исправительно-трудовой кодекс 1924 года
Ю.Я. Чайка, в своей работе «Уголовно-исполнительная система, 125 лет» пишет: «Сложившийся в первые годы Советской власти опыт ведомственного нормативного регулирования исполнения лишения свободы как вида уголовного наказания позволил приступить к разработке законодательных актов на уровне союзных республик. В РСФСР первым таким нормативным актом стал Исправительно-трудовой кодекс (ИТК РСФРС), утвержденный постановлением ВЦИК, принятый на Второй сессии
Л
XI созыва 16 октября 1924 г.»
Принятию Исправительно-трудового кодекса РСФСР предшествовала подготовительная работа, участие в которой наряду с НКВД принимали Наркомюст, Наркомздрав, Наркомтруд, Главполитпросвет. Для разработки проекта кодекса Народным комиссариатом внутренних дел была образована специальная комиссия в составе работников Главного управления мест заключения. О содержании работы комиссии можно судить хотя бы по такому факту: с января по июнь 1923 г. было проведено 21 заседание
-5
комиссии, на которых проходило постатейное обсуждение проекта кодекса.
Местные органы исполнения наказания в виде лишения свободы сыграли большую роль в разработке проекта Исправительно-трудового кодекса. Представляют интерес материалы Иваново-Вознесенского
Губернского управления мест заключения, которые были представленные в комиссию ГУМЗ РСФСР. По мнению их авторов: «труд в колонии должен быть обязательным условием для пенитенциарной работы, но к трудовым процессам заключенных нужно относиться с большим вниманием и не делать их самоцелью и погоней за выматыванием сил и повышением производительности во что бы то ни стало, иначе этот труд превратится в
4
каторгу и даст только отрицательный результат».
Исправительно-трудовой кодекс основной своей задачей определил: «Установление правил по осуществлению на территории РСФСР начал уголовной политики путем соответствующей организации лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей».[4] [5] Основными целями лишения свободы являлись общее предупреждение преступлений со стороны неустойчивых элементов общества и предупреждение дальнейших посягательств преступника.
Кодекс определял, что исправительно-трудовые учреждения создаются: «Для приспособления преступника к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, соединенного с лишением свободы; для предотвращения возможности совершения дальнейших преступлений».[6]
Все места заключения по Исправительно-трудовому кодексу составляли единую систему исправительно-трудовых учреждений с различными видами режима.
Исправительно-трудовой кодекс 1924 г. предусматривал следующие места заключения:
«учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера: 1) дома заключения, 2) исправительнотрудовые дома; 3) трудовые колонии - сельско-хозяйственные, ремесленные и фабричные; 4) изоляторы специального
п
назначения, 5) переходные исправительно-трудовые дома».
«Учреждения для применения мер социальной защиты медикопедагогического характера: 1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей; 2) трудовые дома для
о
правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи».
«Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: 1) колонии для психически
неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных; 2) институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.».[7] [8] [9]
Положения ИТК РСФСР 1924 года гласили: «в целях планомерного распределения заключенных и организации лишения свободы в соответствии со специальными и психическими особенностями личности преступника, а также индивидуализации мер социальной защиты в зависимости от причин преступления в трудовые дома направлялись: 1) для несовершеннолетних правонарушителей - несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, приговоренные судом к лишению свободы, и 2) для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи - лишенные свободы правонарушители рабоче-крестьянского происхождения в возрасте от шестнадцати до двадцати лет».[10]
ИТК 1924 г. также указывал: «Несовершеннолетние заключенные, находящиеся под следствием, в случае отсутствия специальных для них учреждений должны содержаться отдельно от взрослых».[11]
Кодекс предусматривал специальную главу, регламентирующую правила содержания заключенных в трудовых домах для несо
вершеннолетних правонарушителей. Положения этой главы гласили: «В данные дома поступали следующие категории - несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, приговоренные судом к лишению свободы, а также несовершеннолетние того же возраста, состоящие под следствием и числящиеся за судебными и следственными органами».12
Несовершеннолетних помещали в трудовой дом, для того, чтобы привить навыки квалифицированного труда, расширить умственный кругозор, повысить профессиональное образование, сформировать самостоятельную и законопослушную личность. Все несовершеннолетние в трудовых домах делились на две категории: первая категория включала в себя несовершеннолетних с признаками правонарушителей-рецидивистов, во вторую входили остальные несовершеннолетние правонарушители. Закон предусматривал необходимость разделения несовершеннолетних разных категорий на работах и во время школьных занятий, а также в остальное время.
Руководил трудовым домом директор, при котором и под его председательством образовывался педагогический совет, в его состав входили, кроме директора и его помощника, весь воспитательский учительский и инструкторский персонал, а также врачи трудового дома.
Несовершеннолетние всех категорий имели право на свидания, однако это право распространялось лишь на лиц, относительно которых не было оснований опасаться вредного с их стороны влияния. Все свидания проходили в особых помещениях в присутствии и под наблюдением персонала трудового дома. Несовершеннолетние, находящиеся в трудовом доме, обязаны были работать, заработанным за трудовую деятельность несовершеннолетние могли распоряжаться лишь с разрешения педагогического совета и в пределах не свыше трех четвертей заработанного.
ИТК РСФСР 1924 года // СПС Консультант Плюс
Закон предусматривал возможность отпуска для несовершеннолетних, который устанавливался на срок не более двух недель.
Необходимо отметить, что кроме обычных мер педагогического воздействия администрация трудового дома могла поместить несовершеннолетнего за нарушения в отдельную комнату на срок не более семи суток.
Закон предусматривал, что «в целях воспитания общественных навыков и социального перевоспитания несовершеннолетних в трудовых домах для несовершеннолетних организовывать самоуправления, действующие на основании особых Положений, вырабатываемых Главным управлением
местами заключения РСФСР совместно с Народным комиссариатом
1 ^
просвещения РСФСР».
Отдельной главой кодекс предусматривал правила содержания в трудовых домах для несовершеннолетних из рабоче-крестьянской молодежи: «В трудовых домах для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи содержались приговоренные к лишению свободы заключенные в возрасте от шестнадцати до двадцати лет, если они происходили из трудовых слоев населения и не являлись правонарушителями-рецидивистами, однако совершили преступление вследствие малосознательности, нужды или по
14
случайности».
Данные учреждения особое внимание уделяли допризывной подготовке молодежи с проведением трудовой дисциплины, учитывая это, все поступившие в трудовые дома зачислялись в начальный разряд. Закон не предусматривал никаких сроков для пребывания в том или ином разряде для содержащихся в трудовых домах правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи. Перевод из разряда в разряд зависел исключительно от индивидуальных особенностей каждого заключенного. [12] [13]
Административный вестник отмечал, что: «в 1925 - 1926 гг. на территории РСФСР числилось девять, а в 1926 - 1927 гг. - десять трудовых домов обоих типов». [14]
Исправительно-трудовой кодекс 1933 года
1 августа 1933 г. Постановлением ВЦИК и СНК был принят новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Основной своей задачей кодекс предусматривал: «защиту диктатуры пролетариата и осуществляемого им социалистического строительства от посягательств со стороны классововраждебных элементов и нарушений со стороны как деклассированных элементов, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся».[15] [16]
Учитывая это, исправительно-трудовая политика преследовала две главные цели:
ставить осужденных в такие условия, в которых бы они не могли совершенить действий, наносящих ущерб социалистическому строительству;
перевоспитывать и приспособлять их к условиям трудового общежития путем направления их труда на общеполезные цели и организации этого труда на началах постепенного приближения труда принудительного к труду добровольному на основе соцсоревнования и ударничества.
Основным типом мест лишения свободы кодекс предусматривал: «трудовые колонии различных видов, куда должны были помещаться осужденные применительно к их трудовым навыкам, в зависимости от их классовой опасности, социального положения, возраста и успешности
17
исправления».
Закон предусматривал: «в местах лишения свободы женщины
обязательно размещаются отдельно от мужчин, а несовершеннолетние -
18
отдельно от взрослых».
По Исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1933 г. местами лишения свободы являлись: «1) изоляторы для подследственных; 2) пересыльные пункты; 3) исправительно-трудовые колонии: фабричнозаводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные; 4) учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных); 5) учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы фабрично-заводского ученичества индустри-
ч 19
ального и сельскохозяйственного типов)».
В своей работе «Историческая справка о создании и организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей» А.Ф. Кудимов писал, что: «в школы ФЗУ НКЮ помещались несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 15 до 18 лет на основании приговоров суда, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, постановлений других уполномоченных на то органов. Для дифференцированной организации процесса исправления и перевоспитания различных категорий правонарушителей предусматривалось несколько видов школ ФЗУ НКЮ: закрытые, полуоткрытые, открытые. Работа школ ФЗУ строилась в органической связи со всей общественнополитической жизнью страны. Непосредственная связь с промышленными предприятиями, коллективами трудящихся позволяла лучше осуществлять трудовое воспитание. Шефство рабочих коллективов, участие комсомола в работе школ, как по линии культурного шефства, так и путем выделения лучших молодых рабочих на постоянную работу в школы и другие формы [17] [18] участия общественности в деятельности школ ФЗУ НКЮ помогали успешно решать их задачи.
Фабрики и заводы заключали со школами ФЗУ специальные договоры о подготовке высококвалифицированных рабочих требуемых специальностей. По окончании школы ФЗУ бывшие правонарушители сразу попадали в здоровую среду заводских рабочих. Курс обучения в школах ФЗУ устанавливался 2 - 2,5 года. Помимо занятий в школе подростки ежедневно работали на производстве от 4 до 6 часов с учетом их возраста и состояния здоровья. В школах ФЗУ с сельскохозяйственным уклоном подростки приобретали профессии механиков, животноводов, садоводов, полеводов.
При окончании школы педагогический совет, который был образован в каждой школе, мог снимать судимость. В том случае, если срок приговора несовершеннолетнего заканчивался ранее окончания обучения в школе и если не было возможности обеспечить его дальнейшее обучение, педагогический совет мог установить обязательный срок обучения независимо от срока приговора, с тем, однако, чтобы все время обучения не превышало трех лет.
Школы ФЗУ получили всеобщее признание, они довольно быстро и повсеместно открывались. Так, в 1934 г. в РСФСР их было 19, в УССР - 5, в БССР - 2. Однако в связи с принятием Закона от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», который устанавливал уголовную ответственность несовершеннолетних за определенную категорию преступлений с 12-летнего возраста, судебная практика пошла по линии более широкого применения к ним уголовного наказания, особенно лишения свободы. Возникла необходимость в расширении сети специальных учреждений для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Между тем, дальнейшее расширение сети школ ФЗУ было связано с большими трудностями, так как по своему характеру они требовали высокой технической оснащенности и высококвалифицированных кадров специалистов. Встал вопрос о новом типе учреждений, которые можно было
бы открыть во всех областях и республиках, и в которых можно было бы содержать большее число осужденных, - трудовых колониях для несовершеннолетних». [19]
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в системе НКВД СССР были созданы учреждения для несовершеннолетних. Например, в Москве и Московской области к апрелю 1935 г. функционировало две колонии для несовершеннолетних.
По решению ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 31 мая 1935 г., в Наркомате внутренних дел СССР был создан Отдел трудовых колоний. Основной задачей этого отдела было создание приемников-распределителей, изоляторов и трудовых колоний для несовершеннолетних беспризорных и преступников. А главной целью стало перевоспитание беспризорных и безнадзорных детей через культурно-просветительные и производственные работы с подростками и дальнейшее направление их на работу в сельское хозяйство или промышленность.
Колонии ставили перед собой основную задачу обучить несовершеннолетних осужденных квалифицированным видам трудовой деятельности, развить их духовные интересы, расширить интеллектуальные возможностей через общее и профессиональное образование, а также воспитать из оступившихся подростков «самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан советской республики». Труд являлся обязательным средством исправления для всех категорий заключенных, даже находившихся под следствием. Отказ от работы принимали как главнейшее нарушение порядка в местах заключения; добросовестное отношение к труду, систематическое выполнение порученной работы, производственных заданий, а также установленных норм выработки, бережное отношение к оборудованию являлись доказательствами исправления подростка.
Этот период знаменателен активной работой по организации трудового использования и профессионального обучения, а также привлечения несовершеннолетних к общественно полезному труду. Основными задачами стали:
формирование у осужденных подростков убежденности в необходимости труда;
приобретение каждым воспитанником профессии, формирование разнообразных трудовых навыков;
профессиональная ориентация на перспективу;
определение специальности, соответствующей индивидуальным способностям и личностным особенностям осужденного;
поиск наиболее оптимальных путей, которые в дальнейшем
21
могут помочь в приобретении выбранной профессии.
Исправительно-трудовой кодекс 1933 г. ввел ряд важных законодательных положений в развитие института лишения свободы в России, которые сохраняли свое действие длительный период. Данный акт регулировал лишь часть системы исполнения отбывания лишения свободы как наказания, а именно связанную с исправительно-трудовыми колониями. Одновременно же действовала система исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), руководство которой осуществлялось НКВД.
Исправительно-трудовой кодекс 1970года.
Складывающаяся годами практика регулирования деятельности мест лишения свободы подзаконными нормативными актами в условиях формирования правового государства приобрела существенные противоречия с реальной действительностью. Поэтому закономерным в развитии и совершенствовании действующего законодательства в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы явилось обращение к его кодификации.
Крахмальник Л.Г. Труд заключенных и его правовое регулирование в СССР. Саратов, 1963. С.48-49.
Детков М.Г., Кудимов А.Ф., Хмель А. в своей работе «Воспитательные колонии: 135 лет развития», писали, что «вся деятельность колоний до 1970 года основывалась на идее гуманного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, допустимости привлечения их к уголовной ответственности только тогда, когда исправление было невозможно без применения мер карательно-воспитательного воздействия. В колониях были созданы учебно-производственные мастерские, профессионально-технические училища, средние образовательные школы, необходимые условия для проведения политико-воспитательной, культурномассовой и физкультурно-спортивной работы. Они были открытыми учреждениями для посещения общественностью, шефами, родителями. В колониях создали попечительские советы и родительские комитеты. Ежегодно проводились общественные смотры, родительские конференции, совместные вечера отдыха воспитанников с шефами, спортивные соревнования, в том числе и за пределами колонии. Воспитанники выезжали на экскурсии, с концертами, докладами рапортов о трудовых делах в другие колонии, принимали участие в оказании помощи совхозам и колхозам в посевной и уборочной кампаниях, работали на подсобном хозяйстве колонии. Воспитанникам, успешно окончившим среднюю школу, твердо вставшим на путь исправления, разрешалось обучение на заочных отделениях в институтах и техникумах, выдавались золотые и серебряные
медали. Хорошо были развиты самоуправление воспитанников, детская
22
символика».
11 июля 1969 г. был принят Закон «Об утверждении основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» . Раздел III «Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы» в статье 11 закрепил виды исправительно-трудовых учреждений: «исправительно-трудовыми учреждениями, исполняющими
Воспитательные колонии: 135 лет развития // Преступление и наказание. 2001. № 12. С. 27 - 28. Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 29. Ст. 247.
наказание в виде лишения свободы, являлись исправительно-трудовые
24
колонии, тюрьмы и воспитательно-трудовые колонии».
На Восьмой сессии Верховного Совета РСФСР седьмого созыва 18 декабря 1970 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. Основными задачами Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г. являлись: «1) обеспечение исполнения уголовного наказания; 2) исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду и уважения к правилам социалистического общежития; 3) предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами».[20] [21]
Также в кодексе указывалось «исполнение наказания не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».[22]
В соответствии со ст. 12 Кодекса «исправительными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, являлись - исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы и воспитательные колонии».[23] Лица, достигшие совершеннолетия, осужденные к лишению свободы, отбывали наказание в колонии-поселении, исправительной колонии или тюрьме, а несовершеннолетние осужденные - в воспитательной колонии.
Несовершеннолетние осужденные наказание в виде лишения свободы отбывали в воспитательно-трудовых колониях. Воспитательно-трудовые колонии подразделялись на колонии общего режима и усиленного.
Ст. 77 ИТК РСФСР 1970 г. предусматривала перевод осужденных из воспитательных колоний в исправительные колонии: «осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста, переводились из воспитательной колонии для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима. Вопрос о переводе в исправительную колонию осужденного,
достигшего восемнадцатилетнего возраста, разрешался судом в порядке,
28
установленном Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР».
Хочется сказать о том, что в период действия ИТК 1970 г. лишение свободы считалось преобладающим наказанием, избираемым судами в отношении несовершеннолетних.
[1] Горкина С.А. Назначение и исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц женского пола. Диссертация. Рязань., 2006 . С. 4.
[2] Уголовно-исполнительная система, 125 лет / под общ. ред. Ю.Я. Чайки. М., 2004. С. 76.
[3] ЦГАОР. Ф. 4042. Оп. 2. Д. 31 б. Л. 1 - 5.
Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М., 1999. С. 110 - 111.
[5] Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года. (Принят на 2-й сессии ВЦИК XI созыва 16.10.1924)// СПС Консультант Плюс
[6] ИТК РСФСР 1924 года // СПС Консультант Плюс
[7] ИТК РСФСР 1924 года // СПС Консультант Плюс
[8] ИТК РСФСР 1924 года // СПС Консультант Плюс
[9] Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года. (Принят на 2-й сессии ВЦИК XI созыва 16.10.1924)// СПС Консультант Плюс
[10] ИТК РСФСР 1924 года // СПС Консультант Плюс
[11] ИТК РСФСР 1924 года // СПС Консультант Плюс
3 Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года. (Принят на 2-й сессии ВЦИК XI созыва 16.10.1924)// СПС Консультант Плюс
[13] ИТК РСФСР 1924 года // СПС Консультант Плюс
Административный вестник. 1927. № 10 - 11. С. 59.
[15] Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 года (Постановление ВЦИК РСФСР 01.08.1933 «Об утверждении исправительно-трудового кодекса РСФСР»)// СПС Консультант плюс
ИТК РСФСР 1933// СПС Консультант плюс
[16] ИТК РСФСР 1933// СПС Консультант плюс
[17] ИТК РСФСР 1933// СПС Консультант плюс
[18] 19 Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 года (Постановление ВЦИК РСФСР 01.08.1933 «Об утверждении исправительно-трудового кодекса РСФСР»)// СПС Консультант плюс
[19] Кудимов А.Ф. Историческая справка о создании и организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних : сб. тр. М., 2000. С. 23.
14
Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 29. Ст. 247.
[21] Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года (Постановление ВС РСФСР 18.12.1970 «Об утверждении исправительно-трудового кодекса РСФСР») // СПС Консультант плюс
[22] ИТК РСФСР 1970 года // СПС Консультант плюс
[23] ИТК РСФСР 1970 года // СПС Консультант плюс
|