К видам исправительных учреждений согласно статье 74 Уголовно - исполнительного кодекса РФ относят: «исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения».[1]
Статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ гласит: «исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных признаются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие».[2]
Главной целью наказания взрослых и несовершеннолетних преступников является их исправление и предупреждения совершения осужденными, а также иными лицами новых преступлений.
По мнению А.Л. Санташова и Ю.Б. Шабанова: «совокупность закрепленных в уголовном законодательстве средств исправления осужденных в ходе их непосредственного применения образует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного и педагогического процесса, который осуществляется при исполнении наказаний - в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных.
Они не присущи педагогическому процессу, протекающему, например, в школах, высших учебных заведениях, в воинских частях и т.д.».[3]
Отличительной особенностью цели наказания несовершеннолетних осужденных является: специальное предупреждение преступлений, устранение нравственно-психологических недостатков и формирование социально-полезных свойств их личности.
Именно поэтому, отличаются и применяемые в воспитательных колониях средства исправления осужденных. Значение карательных средств исправления (режим) значительно меньше, а мер исправительно-трудового воздействия (труд, образование, профессионально- техническое обучение, воспитательная работа с осужденными) больше. Например, в воспитательных колониях режим содержания осужденных значительно мягче, нежели в исправительных колониях.
Так как, «педагогический процесс - это процесс динамичный, творческий и требующий постоянного поиска наилучших форм и методов воздействия» законодатель не использует сразу все аспекты педагогического воздействия на осужденных. Данный процесс регламентируется нормами уголовно-исполнительного права, потому что его организация осуществляется в особых условиях и с особым контингентом (лицами, преступившими закон).[4]
Существует следующая точка зрения: «процесс исправления несовершеннолетних лиц в условиях лишения свободы имеет свои специфические черты, которые обусловлены психолого-возрастными особенностями данной группы осужденных. Как и всякий воспитательный процесс, он представляет собой совокупность объективных и субъективных факторов воздействия на лицо. К объективным факторам относятся условия, создаваемые государством для исправления несовершеннолетних правонарушителей, материальная и производственная база, социально- психологические отношения и контакты между несовершеннолетними осужденными и между администрацией воспитательной колонии и лицами, отбывающими в ней наказание. В качестве субъективных факторов выступают сознательная и целеустремленная деятельность сотрудников, их профессиональное мастерство, умение познать особенности личности воспитуемого, найти и правильно использовать наиболее действенные средства для изменения его ценностных ориентаций, взглядов, поведения,
43
отношения к людям и т.д.».
Несовершеннолетние осужденные к лишению свободы отбывают наказание в воспитательных колониях, а также, там отбывают наказание осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут быть созданы изолированные участки, которые функционируют как исправительные колонии общего режима, для осужденных, достигших совершеннолетия во время отбывания наказания. Порядок создания, функционирования и ликвидации таких участков устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
Статья 132 Уголовно-исполнительного кодекса РФ гласит: «в воспитательных колониях установлены обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания. Такая четырехступенчатая система режимных требований направлена на повышение эффективности
44
воспитательного воздействия на несовершеннолетних». [5] [6]
Начальник воспитательной колонии по представлению учебновоспитательного совета этой колонии осуществляет перевод осужденных из одних условий в другие, за исключением перевода из обычных в облегченные условия отбывания наказания, которые осуществляются по представлению совета воспитателей отряда.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ, регулируя условия отбывания наказания в воспитательных колониях, базируется на двух значимых положениях:
• как и в исправительных колониях, для стимулирования несовершеннолетних осужденных, процесс исправления их выстроен на основе особой прогрессивной системы, которая предусматривает перевод несовершеннолетних из одних условий содержания в другие - в зависимости от поведения на более строгие и, наоборот, на более мягкие;
• учитывая психологические, нравственные и физиологические особенности несовершеннолетних, режим в воспитательных колониях значительно мягче, чем в исправительных колониях.
Несовершеннолетние осужденные, впервые поступающие в воспитательную колонию, а также осужденные, которых переводят из льготных, облегченных или строгих условий, отбывают наказание в обычных условиях. Срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу только в том случае, если им не был нарушен установленный порядок содержания под стражей в следственном изоляторе, за который к осужденному применили меру взыскания в виде водворения в карцер. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в обычных условиях проживают в общежитиях и им разрешено:
• каждый месяц на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, расходовать в размере десяти тысяч восьмисот рублей средства, заработанные в период отбывания наказания, получаемые пенсии, социальные пособия, а также иные денежные средства, которые имеются на их счетах;
• в течение года иметь четыре длительных и восемь краткосрочных свиданий.
Из обычных условий, несовершеннолетних осужденных, которые не имеют взысканий за нарушения, установленного в воспитательной колонии порядка отбывания наказания, добросовестно относящихся к труду, учебе переводят в облегченные условия. В облегченные условия могут быть переведены:
• осужденные мужчины, которые впервые отбывают лишение свободы и любые категории осужденных женщин, при условии отбытия трех месяцев срока наказания в обычных условиях;
• осужденные мужчины, которые ранее отбывали наказание, при условии отбытия шести месяцев в обычных условиях.
Несовершеннолетние, отбывающие наказание в облегченных условиях проживают в общежитиях и им разрешено:
• каждый месяц на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, расходовать в размере одиннадцати тысяч четырехсот рублей средства, заработанные в период отбывания наказания, получаемые пенсии, социальные пособия, а также иные денежные средства, которые имеются на их счетах;
• в течение года иметь четыре длительных и двенадцать краткосрочных свиданий. Администрация воспитательной колонии может разрешить провести длительные свидания за пределами колонии.
Несовершеннолетние осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания для подготовки к освобождению.
Несовершеннолетние, отбывающие наказание в льготных условиях проживают в общежитиях и им разрешено:
• каждый месяц на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, расходовать без ограничения средства, которые имеются на их счетах;
• в течение года иметь шесть длительных свиданий с возможностью проживания за пределами воспитательной колонии и неограниченное количество краткосрочных свиданий.
По постановлению начальника воспитательной колонии, несовершеннолетним, отбывающим наказание в льготных условиях, разрешено проживать в общежитии за пределами, но под надзором администрации воспитательной колонии. Им также разрешается пользоваться денежными средствами и носить гражданскую одежду.
Если во время отбытия наказания в льготных условиях несовершеннолетним неоднократно были нарушены установленные правила порядка, и он признан злостным нарушителем, то его переводят в обычные условия отбывания наказания, а повторный перевод в льготные условия может быть осуществлен не ранее шести месяцев после возвращения осужденного в облегченные условия.
В строгих условиях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания и ранее отбывавшие лишение свободы; осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, а также переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. Если несовершеннолетний осужденный не согласен с
31
переводом в строгие условия отбывания наказания, он может обжаловать данное решение в установленном законом порядке.
Если по истечении шести месяцев у несовершеннолетнего отсутствуют взыскания за нарушения установленного порядка отбывания наказания и он добросовестно трудится и учится, то его переводят в обычные условия отбывания наказания.
Несовершеннолетние, отбывающие наказание в строгих условиях проживают в изолированных жилых помещениях, которые запираются в свободное от учебы или работы время и им разрешено:
• каждый месяц на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, расходовать в размере девяти тысяч шестисот рублей средства, заработанные в период отбывания наказания, получаемые пенсии, социальные пособия, а также иные денежные средства, которые имеются на их счетах;
• в течение года иметь шесть краткосрочных свиданий.
Таким образом, наличие данной четырехступенчатой системы режимных требований это большой плюс, потому что в разных условиях отбывания наказания оказывается свое эффективное воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных, у них появляется стимул для хорошего поведения, возможность хорошо трудится и учиться, проявить себя, чтобы иметь, так называемые, определенные привилегии условий отбывания наказания. Несовершеннолетние, как правило, легче поддаются исправлению, именно это позволяет переводить их в такие условия отбывания наказания, которые максимально приближенны к жизни на свободе.
[1] Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.12.1996, действующая редакция от 28.11.2015)) // СПС Консультант плюс
[2] УИК РФ // СПС Консультант плюс
[3] Особенности процесса исправления несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, Вестник института: преступление, наказание, исправление 2013. №4. С.31-32. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20927080
[4] Особенности процесса исправления несовершеннолетних осужденных к лишению свободы 2013. №4.
С.35
3 Исправительная (пенитенциарная) педагогика . Учебник для слушателей и курсантов МВД РФ / Под. Ред. А.И.Зубкова, М.П.Стуровой. Рязань, 2005. С.243-244
[6] Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.12.1996, действующая редакция от 28.11.2015)) // СПС Консультант плюс
|