Воскресенье, 24.11.2024, 16:00
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Образование и организация трудовой занятости в воспитательных колониях

Образование выступает одним из условий получения человеком систематизированных знаний, является одной из главных сфер жизнедеятельности. Для формирования и становления отдельной личности, для стимулирования ее развития, да и всего общества, образование является необходимым условием. Получая какие-либо знания, мы познаем мир, совершаем новые открытия, меняем свое отношение к окружающему нас. На сегодняшний день даются различные определения понятия «образования», но все же стоит обратиться к преамбуле Федерального закона от 29.12.2012 №271-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации», которая гласит: «образование это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».[1]

На сегодняшний день, образование в нашем обществе рассматривается как одно из главных направлений деятельности государства. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ, образование является одним из основных средств исправления осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

В последние несколько лет, в российском обществе особое значение придают социально-правовым ценностям, в частности, правам и свободам человека и гражданина. На первое место выступают социальноэкономические права и свободы, реализация которых в местах лишения свободы ограничивается, так как там предусмотрены значительные правоограничения граждан.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.[2] Основным общим образованием признается образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Образование хоть и является социально-экономическим правом гражданина РФ, но все же имеет ряд отличительных особенностей реализации данного права в отношении осужденных.

Образование является неотъемлемым фактором формирования личности, также, образование помогает повысить конкурентоспособность на рынке труда рабочей силы. Говоря о реформировании уголовноисполнительной системы, можно выделить одно из важнейших направлений в этой области - национальное законодательство в итоге должно быть приведено в соответствие с международными стандартами.

В соответствии со статьей 141 Уголовно-исполнительного кодекса РФ: «в целях исправления несовершеннолетних осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни, организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, профессиональное обучение и получение среднего профессионального образования, повышение образовательного и

47

культурного уровня».

Основное внимание уделяется учебному процессу, так как не все осужденные несовершеннолетние имеют профессии и не каждого из них, возможно привлечь к труду в силу их возраста. Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования или профессиональной подготовки, повышение их образовательного и культурного уровня. Учебно - воспитательная работа проводится дифференцированно с учетом психофизических особенностей, свойственных подростковому возрасту, и индивидуальных особенностей подростков.[3]

В отношении воспитательных колоний особо определен порядок получения образования заключенными. Приказом Министерства юстиции от 21.11.2005 № 223 «Об утверждении Положения о порядке организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» гарантируется: «право осужденных на получение образования в создаваемых школах. С учетом условий работы воспитательной колонии в школе организуется и проводится кружковая, внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Количество классов устанавливается исходя из численности осужденных, нуждающихся в получении общего образования. Наполняемость классов в школе устанавливается в количестве не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах - не более 16 человек.

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора при воспитательной колонии, создаются условия для получения общего образования.

Обучение проводится педагогическими работниками школы по индивидуальному плану с дополнительной почасовой оплатой в установленном законодательством порядке. Обязательному обучению в школе подлежат все осужденные, не имеющие основного общего образования. Отвлекать осужденных от уроков запрещается.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.12.1999 № 1075.[4] Осужденные, обучающиеся в 9 и 11 (12) классах, на время подготовки и прохождения государственной (итоговой) аттестации приказом воспитательной колонии освобождаются от работы.

Выпускникам школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне общего образования. Документы об образовании хранятся в личных делах осужденных, а при освобождении вручаются под расписку. Директор школы осуществляет свою деятельность, взаимодействуя с администрацией воспитательной колонии». [5]

Согласно статье 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Подводя итоги всего вышесказанного, можно сказать о том, что получение образования несовершеннолетними осужденными - это важная ступень на пути к их исправлению, законопослушному поведению, развитию личности, расширению кругозора, получения профессиональных навыков, которые обязательно пригодятся им после освобождения из воспитательной колонии. В последние годы, большинство осужденных, которые направляются в места лишения свободы по приговору суда, не умеют читать и писать, поэтому говорить о получении несовершеннолетними основного общего образования нецелесообразно. Для начала им необходимо получить начальное общее образование.

Профессиональная подготовка является одним из основных средств исправления осужденных, наряду с общественно полезным трудом. Однако, качественный и высокопроизводительный труд осужденных невозможен без наличия соответствующего профессионального образования и

профессиональной подготовки. Вопросы труда и профессиональной подготовки осужденных тесно взаимосвязаны между собой и регулируются нормами одной главы Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка это одни из приоритетных факторов исправления, которые способствуют самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного. Профессиональная подготовка организуется по востребованным на рынке труда специальностям, чтобы в дальнейшем, осужденные могли воспользоваться своей полученной профессией и после отбытия наказания.[6]

В соответствии со статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, которые определяются администрацией исправительных

учреждений. Администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные могут быть привлечены к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.[7] [8]

Использование труда осужденных к лишению свободы не является принудительным и не противоречит Конвенции № 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного

53

труда».

Общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных. Мотивация трудовой деятельности с точки зрения психологии, социологии и педагогики является неотъемлемой характеристикой личности. Именно умение трудиться является главной предпосылкой для адаптации юного поколения в обществе и предоставляет большие возможности несовершеннолетним для развития и самовыражения. Сильным криминогенным фактором, безусловно, является, незанятость трудом и учебой, а также свободное времяпровождение. На сегодняшний день, большее число подростков, которые совершили преступление, являются нигде незанятыми.

Также, существует очень много проблем в области трудоустройства несовершеннолетних. Наиболее «яркие» из них, это слабая профориентационная работа, отсутствие достаточных правовых гарантий, социально экономическая ситуация в стране и т.д.

Несовершеннолетние осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях являются обладателями права на труд.

Правовое положение несовершеннолетних осужденных в сфере труда предусматривается Конституцией РФ и гарантирует им свободу труда, с учетом установленных Уголовно-исполнительным кодексом РФ правоограничений.

Возвращаясь к статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, можно сделать вывод о том, что несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду на добровольной основе, в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Труд воспитанников, на сегодняшний день, организован на базе трудовых мастерских воспитательных колоний. Их деятельность организована как единый слаженный воспитательный процесс и направлена на формирование у несовершеннолетних добросовестного отношения к учебе

54

и труду, законопослушному поведению, повышению культурного уровня.

В статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ сказано, что «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться», но, к сожалению, ничего не сказано о возрасте, с которого администрация исправительного учреждения «обязана» привлекать осужденного к труду. Однако, в обязательном порядке, согласно статье 63 Трудового кодекса РФ, к труду могут привлекаться лишь несовершеннолетние старшего возраста, то есть, начиная с 16 лет.

Осужденные несовершеннолетние не могут свободно выбирать род деятельности и профессию, в силу объективных обстоятельств - на территории одной воспитательной колонии невозможно организовать огромное количество разнообразных производств. Так же, не на все виды деятельности могут привлекаться несовершеннолетние. [9]

Право несовершеннолетних осужденных на отдых, выходные, праздничные дни закреплено в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со статьей 94 Трудового кодекса РФ, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;

для обучающихся по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа.

Согласно статье 268 Трудового кодекса РФ: «запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет».[10]

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, несовершеннолетние осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Согласно части 4 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях.

Согласно статье 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ: «несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию».[11]

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что труд безусловно является одной из важных ступеней на пути к исправлению несовершеннолетних осужденных. Конечно, существуют пробелы в области организации трудовой деятельности на территории воспитательной колонии, для заполнения которых необходимо расширять производственную и профессиональную сферу, привлечь несовершеннолетних осужденных к труду за пределами воспитательной колонии и право выбора деятельности и профессии оставить за несовершеннолетними. Но для реализации этого пробела необходимы государственная и общественная поддержка.

 

5 Федеральный закон от 29.12.2012 №271-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс

[2] Конституция РФ (часть 2 статья 43) Принята на Всеобщем референдуме 12 декабря 1993 г. // СПС Консультант Плюс

7 Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.12.1996, действующая редакция от 28.11.2015)) // СПС Консультант плюс

8 Брилиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, М.: Проспект, 2011. 416 с.

9 Приказ Министерства образования Российской Федерации от 03.12.1999 № 1075 «Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (в редакции приказов Министерства образования Российской Федерации от 21.01.2003 г. № 135)// СПС Консультант Плюс

0 Приказ Министерства юстиции от 21.11.2005 № 223 «Об утверждении Положения о порядке организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы»(действующая редакция) // СПС Консультант Плюс

[6] V W W

Брилиантов А.В., Курганов С.И. «Комментарии к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации», М.: Проспект, 2011. 416 с.

[7] Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.12.1996; в ред. от

// СПС Консультант плюс

[8] Конвенция № 29 Международной организации труда "Относительно принудительного или обязательного труда" (принята в г. Женеве 28.06.1930 на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // СПС Консультант Плюс

Приказ Министерства юстиции РФ от 01.04.2008 №80 «Об утверждении примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы» // СПС Консультант Плюс

[10] Трудовой кодекс Российской Федерации (Принят ГД ФС РФ 21.12.2001, действующая редакция 30.12.20150 // СПС Консультант Плюс

[11] Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.12.1996; в ред. от

// СПС Консультант плюс

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.04.2018)
Просмотров: 308 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%