Воскресенье, 24.11.2024, 15:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Воспитательная работа и общественное воздействие

«Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно - исполнительной системы» утвержденная 20 апреля 2000 года гласит, что важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными явилась передача УИС из ведения МВД России в Министерство юстиции, что сделало ее более открытой, предоставило возможность участия в ее делах широкому кругу представителей общественности, а приобщение к международным правовым нормам и стандартам выработало новые подходы к обеспечению требований по защите гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных.

В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года» воспитательной работе отводится ведущее место и посвящен один из главных разделов. Одна из основных целей - сокращение рецидива преступлений, совершенных вышедшими из мест лишения свободы путем усовершенствования социальной и психологической работы в местах лишения свободы, развития постпенитенциарной помощи осужденным.

Воспитательная работа с осужденными представляет собой систему педагогических мер, которые способствуют преодолению личностных деформаций и социальной адаптации после освобождения.

Согласно статье 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ: «воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого

57

общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня».

Воспитательная работа с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях, имеет ряд особенностей, обусловленных следующими основными факторами:

объектом воспитательного воздействия выступают несовершеннолетние, требующие к себе пристального внимания, контроля, использования в работе с ними особых приемов и методов психологопедагогического воздействия;

педагогическое воздействие осуществляется в условиях лишения свободы, что, в свою очередь, значительно смещает основные акценты в содержании организации и сущности воспитательного процесса;

воспитательное воздействие на осужденных несовершеннолетних связано с необходимостью корректировок еще не полностью сформированной структурой социальных ценностей и подразумевает, значительное переосмысление и «перепрограммирование» искривленных, асоциальных жизненных установок;

процесс воспитательного воздействия на несовершеннолетних в воспитательных колониях связан с учебно-воспитательным процессом, который направлен на повышение их образовательного уровня и правосознания. [1]

В статье 141 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, говорится о потребности и режиме организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях - в целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, профессиональное обучение и получение среднего профессионального образования, повышение образовательного и культурного уровня.

Наиболее значимым средством исправления несовершеннолетних осужденных выступает образовательный процесс, который организуется в воспитательных колониях - основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляется на базе вечерней образовательной школы, профессиональнотехнического училища и предприятия воспитательной колонии.

Учебно-воспитательный процесс комплексный единый процесс, а воспитательная, учебная работа с несовершеннолетними, их трудовая деятельность тесно взаимосвязаны между собой. Главной целью такого воспитательного процесса является ресоциализация несовершеннолетнего, подготовка его к самостоятельной жизни за пределами воспитательной колонии. Данный подход, безусловно, является наиболее удачным, ведь в конечном итоге у осужденного происходит формирование нравственных качеств, а также стремление достигнуть чего-то (например, материальных благ) собственным трудом. Но для этого необходимо достичь и промежуточных целей - воспитать у несовершеннолетнего добросовестное отношение к учебе, труду, стремление получить профессиональное образование, повысить свой культурный уровень, сформировать потребность в законопослушном поведении и т.д.

Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными проводится с учетом их индивидуальных и психофизических особенностей,

при этом применяются самые совершенные методы психологопедагогического воздействия. Воспитательной работой с несовершеннолетними занимается большое число сотрудников

воспитательной колонии, а организует ее начальник колонии.

Статья 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ гласит: «в исправительных учреждениях осуществляется правовое, трудовое,

нравственное, физическое и другое воспитание осужденных к лишению свободы, которое способствует их исправлению. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений, с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе

58

психолого-педагогических методов».

Нравственное воспитание заключается в ознакомлении осужденных с нравственными общественными ценностями, формировании на основе этого личности осужденного и его жизненной позиции, закреплении в сознании осужденного моральных принципов и норм.

Правовое воспитание предполагает формирование у несовершеннолетних элементов правовой культуры и правосознания, призывает уважать и знать закон и стремиться его неукоснительно соблюдать. Правовое воспитание главным образом влияет на предупреждение совершения новых преступлений.

Трудовое воспитание направлено на формирование у осужденных трудовых навыков и умений, развитие эмоциональной готовности и необходимости трудиться, принося пользу обществу. Привлекая осужденных [2] к труду, необходимо привить им чувство того, что честный труд, законопослушный образ жизни это самый правильный путь к исправлению.

Физическое воспитание заключается в проведении разнообразных спортивных мероприятий и направлено на организацию досуга осужденных и поддержание организма в хорошем состоянии благодаря физическим нагрузкам.

К другим направлениям воспитательного воздействия можно отнести социальное, экономическое, экологическое воспитание.

Воспитательная работа с осужденными может проводиться в несколько этапов (прием, карантин, отряд, школа, профессиональнотехническое училище и т. д.).

Воспитательная работа с осужденными может быть организована как в группах, так и индивидуально. В обязанности воспитателя отделения входит предоставление психолого-педагогической характеристики осужденного один раз в полгода. Она будет приобщена к его личному делу и учитывается при решении вопроса об изменении условий отбывания наказания.

Представители гражданского общества могут быть привлечены как к процессу исправления осужденных, так и к подготовке их к жизни после освобождения из воспитательной колонии. Наиболее значимую роль при организации воспитательного процесса играют общественные объединения. В соответствии с частью 2 статьи 142 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

Существенный вклад в развитие исправительного процесса несовершеннолетних осужденных, в его организацию, внес А.С.Макаренко, создав особую психолого-педагогическую систему, которая заключалась в перевоспитании личности путем ее всестороннего изучения, а также привлечения к работе с несовершеннолетними правонарушителями общественности.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, предполагает активно использовать общественное воздействие на осужденных. Этот подход не противоречит международно-правовым актам, которые регламентируют обращение с несовершеннолетними правонарушителями, а наоборот включает в себя широкое применение опыта работы зарубежных общественных организаций. При участии общественных организаций в жизни осужденных, у последних появляется возможность реализовать себя на более высоком уровне, повысить свой культурный и образовательный потенциал, появляется мотивация на самореализацию.

На сегодняшний день, при апробации новых пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних осужденных - воспитательных центров, реализуется субъектно-соучаствующий подход к их исправлению, «некарательная педагогика ресоциализации». Ее суть заключается в привлечении несовершеннолетних в разнообразные исправительные программы, которые носят режимно-поведенческий, социально-правовой, трудовой, образовательный, религиозный, досугово-бытовой характер. Они реализуются путем вовлечения большого числа представителей институтов гражданского общества и специалистов гуманитарного профиля.

Должны быть разработаны ресоциализационные программы, с учетом научной классификации осужденных, а также индивидуальной и групповой психокоррекционной методики. С несовершеннолетними, имеющими пагубные привычки (например алкогольная или наркотическая зависимость и т.д), в обязательном порядке должна быть проведена медико- релебитационная работа. Для них должны быть организованы специальные профилактические мероприятия, также программы по здоровому образу жизни.

Для реализации субъектно-соучаствующего подхода необходимо повышение социально-психологической компетенции сотрудников уголовноисполнительной системы, формирование у них новых профессиональноролевых позиций, применения партисипативных методов управления воспитательным центром.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод о том, что воспитательная работа и общественное воздействие делают значительный вклад в исправлении несовершеннолетних осужденных. Они помогают выявить предрасположенности у несовершеннолетних к совершению преступлений и причины нарушения ими закона; закрепить в сознании несовершеннолетнего сложившиеся в обществе моральные принципы и нормы; развить психологическую готовность трудиться, тем самым принося пользу обществу; предупредить рецидив преступлений. Воспитательные программы помогают всесторонне изучить личность несовершеннолетних преступников, а общественные объединения, оказывая свое воздействие, привлекают осужденных в разнообразные исправительные программы, которые оказывают всестороннее влияние на исправление несовершеннолетнего. Воспитательная работа это целый комплекс различных мероприятий - организация обучения и досуга, развитие у несовершеннолетних творческих и физических способностей, индивидуальная психологическая работа. И для качественного проведения этой работы необходимы квалифицированные кадры, которые смогут найти в несовершеннолетних такие точки, оказав воздействие на которые возможно будет изменить у осужденных преступное понимание и убеждение.

 

[1] Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.12.1996; в ред. от

// СПС Консультант плюс

[2] Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.12.1996; в ред. от

// СПС Консультант плюс

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.04.2018)
Просмотров: 314 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%