Причины преступности и условия, ей способствующие, объединяются общим термином детерминации преступности, т.е. объективной зависимости причинной обусловленности ее от других явлений природы и общества .
Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. Для этого возраста характерны неокончательная сформированность собственной системы ценностей, повышенная зависимость поведения от оценок и мнений ближайшего окружения, его эмоциональность, неспособность критически оценить свои действия и поступки других. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием. Такая преступность весьма опасна для общества, так как ставит под угрозу его будущее. Антиобщественные взгляды, пагубные привычки, приобретенные в раннем возрасте при воздействии неблагоприятных факторов, как правило, приводят к полной деморализации личности и к росту рецидивной преступности. Особа велика и доля латентных преступлений несовершеннолетних, к этому чаще всего приводит освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних.
Структуру преступности несовершеннолетних можно представить следующим образом: на имущественные преступления приходится 50% всех
преступлений, совершаемых несовершеннолетними, на преступления сексуального характера - 25% (в том числе и мужеложство), на преступления против личности - 20%, на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков - 5%.
Наиболее характерными особенностями преступности несовершеннолетних являются: узкий диапазон преступности; ситуативные преступления; особая мотивация преступной деятельности (большое стремление к самоутверждению); юношеский коформизм; преобладание групповой преступности (группами совершаются особо опасные преступления - убийства, разбои, изнасилования).
Как правило, подобные группы несовершеннолетних преступников формируются их приятельских групп бездельничающих подростков, в такой группе они ищут понимания и самоутверждения. Группы, существующие долгое время, весьма опасны для общества, в силу своей сплоченности, организованности.
В последние годы, в современной криминологической науке особое внимание уделяют тщательному изучению личности несовершеннолетнего преступника. Личность преступника представляет собой совокупность социально-демографических, нравственных, психологических свойств, признаков, связей и отношений, которые характеризуют такое лицо. Несовершеннолетний преступник ещё не сформирован, его личность развивается, происходит перестройка организма, связанная с биологическим созреванием (подростковый возраст от 12 до 16 лет), изменяется психическая деятельность, развивается самосознание, закладываются основы мировоззрения.
При нормальном развитии, как правило, к шестнадцатилетнему возрасту происходит осознанная оценка своих действий и поступков, а также поведения окружающих, завершается процесс формирования абстрактного
мышления, изменяется мотивационная сфера, появляется интерес к участию в социальных областях деятельности, происходит построение планов на будущее. Эти критерии и свидетельствуют о том, что в именно подростковом возрасте происходит формирование личности.
Но бывают случаи, когда в 14-16 лет проявляются такие черты, которые наиболее типичны для раннего возрастного периода и именно эти проявления свидетельствует о задержке психического развития. У нормально развивающегося подростка к концу развития должны разграничиваться понятия и нравственные чувства долга, ответственности, стыда.[1] Насколько эти чувства развиты у человека, настолько он и способен осознавать и оценивать, а также контролировать свои действия и поступки.
Если моральное и нравственное сознание подростка сформированы правильно, то это говорит о том, что его внутренний и внешний контроль достаточно развиты, он отдает отчет своим действиям и поступкам и нацелен на правоправное поведение.
К.Е. Игошев обобщив данные о системе потребностей, интересов и нравственных ценностей, несовершеннолетних правонарушителей представил следующую схему личности: «программы поведения непоследовательны внутренне, неустойчивы и резко изменчивы в зависимости от сложившейся ситуации; поступки и действия - выражение и реализация двойственности морали и дисгармонии нравственных и правовых представлений, взглядов, чувств; результаты поступков и действий - грубые нарушения нравственных, правовых и иных социальных норм, как проявление конфликта между обществом и личностью».[2]
К социально-демографическим характеристикам личности, в том числе личности осужденных, относят - пол, возраст, состояние здоровья,
семейное положение, образование, социальное и материальное положение, место жительства и т.д. Анализ данных показателей отражает практику законодательной и правоприменительной базы через особенности социально - демографических характеристик осужденных. Следовательно, анализ социально-демографических характеристик осужденных призван, по мнению А.К. Романова: «в первую очередь дать необходимую научную, статистически репрезентативную базу для последующей интерпретации уголовно-политических приоритетов, выводов, предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства»[3] и практики назначения осуждения, а также создания действенного механизма обеспечения его исполнения. Возраст является одним из критериев социальнодемографической характеристики осужденных. Отмечая важность исследования данного показателя, И.И. Карпец писал: «общеизвестно, какие особенности накладывает на человека возраст, в значительной мере предопределяющий физическое состояние человека, его поведение, интересы, психологию, перспективы в жизни. Важное значение имеет возраст и при отбывании наказания: он должен учитываться и при решении вопросов трудоиспользования осужденного, и при организации воспитательной работы...». [4] Особый акцент необходимо сделать на сопоставлении возраста несовершеннолетних осужденных и воспитательной работы, которая с ними проводится и конечная цель которой - добиться полного исправления осужденного. Личность несовершеннолетнего преступника необходимо полно и всесторонне изучать, особое внимание уделять возрасту, ведь именно с ним связаны биологические, психические и психологические изменения в структуре личности. В монографии М.Н.Гернет отмечал: «возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, поскольку «физически» становится возможным
совершение определенных преступлений».[5] Процесс социализации человека начинается с раннего возраста. По словам И.С.Кона, «Человек с самого раннего детства начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества». Именно в детстве у человека развивается интеллект, умение исследовать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все эти критерии связывают с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего.
Возрастное становление личности не зависит от развития жизненных отношений. Они изменяются под влиянием событий и обстоятельств на протяжении всей жизни. Помимо хронологического возраста, также выделяют психологический, педагогический и физический возраст, они никак не совпадают, именно это и приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь криминогенный характер. Общие закономерности подросткового возраста зависят от окружающей среды, условий воспитания, особенностей организма и личности и т.д.
Криминологи, определяя возрастные особенности преступников, чаще всего подразделяют несовершеннолетних на 2 группы: подростково- малолетняя - 14-15 лет и несовершеннолетние - 16-17 лет. На поведение подростков 14-17 лет оказывают влияние условия жизни, воспитания, старшее поколение, об этом свидетельствуют особенности криминологического, психологического и социологического поведения подростков. На основании этого можно сделать вывод о том, что преступность несовершеннолетних необходимо рассматривать с правонарушениями лиц в возрасте от 14 лет и лиц старше 17 лет. Анализируя личности несовершеннолетних и взрослых преступников, можно сказать об их сходстве. При сравнении двух возрастных групп: 16-17 лет и 18-20 лет, грань, определяющая разницу между преступниками разных возрастов стирается и образуется единая возрастная группа.
Анализ статистических данных сайта Министерства Внутренних Дел РФ (МВД РФ) указывает на то, что большое число преступлений совершается несовершеннолетними в возрасте 16-17 лет, а подростки 14-15 лет совершают примерно 30-32% преступлений. По данным сайта Федеральной службы исполнения наказания России (ФСИН России), на 01.01.2016 года в воспитательных колониях содержится 92 несовершеннолетних осужденных в возрасте от 14-15 лет, 1238 осужденных от 16-17 лет и 353 несовершеннолетних в возрасте от 18-20 лет включительно.
Данные сайта ФСИН России свидетельствуют о том, что среди несовершеннолетних преступников преобладают лица мужского пола, так по состоянию на 01.01.2016 в воспитательных колониях содержатся 1683 несовершеннолетних осужденных, из них 1590 лиц мужского пола. Этот показатель объясняется различием социальных связей, в которой развивается личность несовершеннолетнего, личностью, разницей в характере. Лица мужского пола, как правило, имеют свои психические и психологические особенности и исторически сложившееся отличие в поведении. Лицами мужского пола совершается около 90% всех преступлений.
В последние несколько лет наблюдается увеличение преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами женского пола. Зачастую этому предшествует пьянство, аморальное поведение, занятие проституцией и как следствие - преступное поведение.
Большинство осужденных ВК - городские жители (58,7 %), жители сельской местности и поселков составили соответственно - 24, 9 % и 14, 5 %,
лиц без определенного места жительства -1,9 %.64 Эти показатели главным образом зависят от социально-экономических условий. Несовершеннолетние, проживающие в городе, как правило, нерационально используют свободное время, здесь более ослаблен социальный контроль. На сегодняшний день, миграционные процессы практически стирают эту грань между деревней и городом, в деревнях происходит внедрение городского образа жизни и они преобразуются в посёлки городского типа (ПГТ).
В юридической литературе понятия образовательный уровень и личность преступника сопоставляют между собой, указывают на их тесную взаимосвязь. И действительно, по уровню образования, культуры, интересам можно судить о возможностях личности несовершеннолетнего. Об осознанности исполнения им своих социальных функций. Уровень образования несовершеннолетних преступников значительно ниже, чем у их сверстников, зачастую, это второгодники, бросившие учебу в школе, профессиональных училищах и т.д.
В настоящее время, как и прежде, в ВК находится больше всего тех лиц, которые до осуждения учились: в общеобразовательных школах - 62,3 % (2013 г. - 53,0 %); профессиональных училищах - 12,7 % (2013 г. - 20,0 %); в спецшколах и спецпрофучилищах для трудновоспитуемых подростков - 5,4 % (2013 г. - 4,5 %); во вспомогательных школах - 5,5 % (2013 г. - 6,1 %); средних специальных учебных заведениях - 1,8 % (2013 г. - 2,2 %). Работали до осуждения - 4,1 % (2013 г. - 3,4 %). Лиц без определенных занятий было 8,1 % (2013 г. - 21,2 %). В последнее время наметилась тенденция сокращения количества осужденных, кто до осуждения не учился и не работал. Вероятно, подобное положение можно объяснить следующим. В 2014 г. почти вдвое увеличилось количество осужденных в ВК, которые первоначально осуждались условно и состояли на учете в уголовно - исполнительных инспекциях (в 2013 г. - 26,2 %; в 2014 г. - 46,0 %). Инспектор уголовно-исполнительной инспекции в обязательном порядке контролирует не только поведение осужденного, но и его обучение или трудоустройство. Таким образом, по мере увеличения в ВК количества лиц, прошедших через инспекции, будет уменьшаться количество тех осужденных, которые до направления в колонию не учились и не работали.[6]
Уровень образования осужденных, находящихся в ВК, продолжает снижаться. В 2013 г. Несовершеннолетних осужденных, не имеющих образования, было 1,0 %, в 2014 г. их стало уже 4,0 %. Имеющих только начальное общее образование было 40,3 %, стало 41,6 %. Основное общее образование было у 50,1 %, а в 2014 г. это количество снизилось до 46,0 %. То есть, продолжается тенденция снижения уровня образования несовершеннолетних осужденных. Общеобразовательная школа в ВЦ должна стать центром воспитательной работы с осужденными.[7]
Особое место в криминологическом изучении личности преступника имеет семья, так как именно в семье закладываются социально значимые качества личности и оценочные критерии. Как правило, исследования показывают, что большое количество несовершеннолетних преступников воспитываются в семьях, где ежедневно происходят ссоры, скандалы, пьянство, разврат, оскорбления. И почти каждый 8-10 рецидивист вовлечен в пьянство, преступный мир родителями, старшими братьями или близкими родственниками. Неблагополучная семья также оказывает пагубное влияние на подростков, с которыми общается их чадо и таким путем происходит «заражение», процесс криминализации подростков, не принадлежащих данной семье.
Почти половина осужденных воспитывалась в неполных семьях - 48,9 % (2013 г. - 43,0 %); социальных сирот было - 11,3 % (2013 г. - 9,5 %); сирот
7,9 % (2013 г. - 8,5 %). Остальные осужденные, находящиеся в ВК в 2014 г., пребывали в полных, внешне благополучных семьях, в которых зачастую возникали внутрисемейные скандалы, конфликты, отсутствовала духовная близость и взаимопонимание между членами семьи, родителями и детьми. В 2014 г. продолжилась тенденция ухудшения семейного положения и воспитания несовершеннолетних осужденных. Об этом свидетельствуют не только приведенные выше данные, но и низкий уровень социально полезных связей осужденных. Наблюдается слабая поддержка их со стороны родителей. В 2014 г. большинство осужденных в ВК не получали денежных переводов - 63,7 % (2013 г. - 56,0 %); у 34,4 % отсутствовали деньги на лицевых счетах; четвертая часть не получала посылок и передач. Родственники не приезжали на краткосрочные свидания к 36,8 %, а к 42,4 %
на длительные свидания. Несмотря на то, что 87,7 % осужденных в 2014 г. пользовались правом на телефонные переговоры с родственниками (от 1 до 4 раз), все же 12,3 %, этим правом не воспользовались, из которых 6,8 % не изъявляли желания звонить, 3,7 % - из-за отсутствия денег на лицевых счетах, остальным - звонить было некому.67
В 2014 г. доля осужденных, не исповедующих никакую религию, составила 24,9 % (2013 г. - 32,7 %). Остальные 75,1 % осужденных исповедуют: православие - (67,0 %); мусульманство - (4,2 %); иную религию
(3,9 %) осужденных. В 2014 г. продолжилась тенденция увеличения количества верующих лиц среди осужденных ВК. Это можно объяснить активизацией деятельности представителей различных религиозных конфессий в пенитенциарных учреждениях, а также тягой лиц, лишенных свободы, к вере. Данную тенденцию необходимо учитывать и использовать в
организации духовно- нравственного воспитания осужденных в ВЦ. Именно в подростковом возрасте общение со священнослужителями может оказать благотворное влияние, которое в итоге скажется положительно на социализации личности.68
Правосознание также выступает главным критерием характеристики личности несовершеннолетнего преступника. Для них, как правило, типичны пробелы правосознания, по причине правовой неграмотности несовершеннолетнего и большей части населения и негативным социальным опытом. Недостатки правосознания выражаются в отрицательном отношении и нежелании следовать предписаниям норм права, приводящим к ошибочным суждениям о «несправедливости» законов.
В круг общения несовершеннолетних преступников чаще всего входят ранее судимые, злоупотребляющие напитками и наркотиками личности.
Проблема досуга тоже является весьма актуальной. Как правило, у несовершеннолетних правонарушителей намного больше свободного времени, чем у их сверстников. Чем больше свободного времени, тем больше вероятность совершения преступления.
Приведенные выше личностные особенности несовершеннолетних преступников указывают на мотивацию их преступного поведения, которая сводится к следующему:
«детские» мотивы совершения преступления берут верх и преступления совершаются из любопытства, желания самоутвердиться в глазах других подростков и т.д.;
ситуативность мотивов;
- деформация одного из элементов сферы потребностей, интересов, взглядов (например, отсутствие понимания товарищества и стремление поднять свой престиж).
Важно отметить, что мотивационная сфера несовершеннолетних по мере взросления и накопления преступного опыта меняется, детские мотивы исчезают и происходит уже осознанный конфликт между преступником и обществом, окружающими людьми.
Столин В.В. Самосознание личности. Москва 1993., с 117-129
Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи» Учебное пособие. Москва. 1995., с 47
Романов А.К. «Характеристика осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах». По материалам специальной переписи. М., 1994. С. 6.
[4] Карпец И.И. «Проблема преступности». М., 1969. С. 34.
[5] Социальные факторы преступности. Спб., 1905
Социально-демографическая характеристика несовершеннолетних осужденных. «Аналитические материалы работы по преобразованию воспитательных колоний в воспитательные центры» Учебное пособие, НИИ ФСИН России, Москва, 2014. С.21.
[7] Социально-демографическая характеристика несовершеннолетних осужденных. С.21
|