Воскресенье, 24.11.2024, 15:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Гарантия реализации прав и законных интересов осужденных

Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание закрепляется двумя способами: путём нормативного определения и регламентацией элементов правового статуса.

В пункте 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дано нормативное определение правового положения осужденных: «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации».[1] [2] В этой норме отражаются важнейшие требования.

Статья 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и

70

общего благосостояния в демократическом обществе».

Статья 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе» .

Нормативное положение осужденных в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 года закреплялось иначе. Статья 8 ИТК РСФСР гласит: «Лица, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы и исправительных работ, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, с ограничениями прав и свобод человека и

72

гражданина, предусмотренными федеральным законом для осужденных». Данное определение правового положения осужденных допускает возможность ограничений, которые обусловлены режимом отбывания наказания и в основе регулирования правового положения осужденного лежит факт осуждения лица к лишению свободы и изоляция его от общества в специальном закрытом учреждении. Осужденный поначалу как бы лишается своих прав, а уже после наделяется определенными правами, исходя из факта отбывания и целей наказания.

Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определяет основания и формы ограничения прав граждан: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,

73

обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации и Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в зависимости от состояния гражданства разграничивают правовое положение личности на: [3] [4] [5]

- правовое положение гражданина государства;

- правовое положение иностранного гражданина;

- правовое положение лиц без гражданства.

Эти разграничения нашли свое отражение в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, где учитывается специфика правового положения осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, пункт 3 статьи 10 УИК РФ гласит, что: «осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным

74

законодательством Российской Федерации».

За основу определения правового положения осужденного берется правовое положение гражданина до осуждения и после, дается исчерпывающий перечень ограничений его прав. Никакие другие права осужденных сверхустановленных не могут быть ограничены. В данном случае, общедозволительный принцип имеет две стороны: обладает определенными достоинствами - общее дозволение и недостатками - запрет в качестве исключения, должен иметь исчерпывающий перечень и точное толкование. Именно закон является основной формой закрепления правоограничений. Но невозможно в полном объеме предусмотреть все запрещенности для осужденных, так как, многие правоограничения осужденных закреплены в различных отраслях права и при объединении их в отдельный нормативный акт получится слишком объемный документ, структурированный по отраслям права, а сложность решения данной проблемы проявляется в наличии пробелов в праве. [6]

Законодатель широко применяет и разрешительный принцип правового регулирования, который имеет свои преимущества. Так, объем прав, реализуемых при помощи данного метода, зачастую больше, чем при общедозволительом и разрешительный метод гарантирует широкие и четко определенные права. Все вышесказанное в полной мере относится и к правовому регулированию исполнения наказания в виде лишения свободы. Но приоритетное использование разрешительного принципа нежелательно, поскольку тогда необходимо дать исчерпывающий перечень для каждой категории осужденных. И это не всегда возможно реализовать, так как многие общегражданские обязанности распространяются на осужденных без ограничений, что безусловно является достоинством общедозволительного и недостатком разрешительного принципа и, в первую очередь определяет приоритетность первого - за основу при определении правового положения осужденных берется общегражданский правовой статус, тогда как во втором случае данный подход отрицается. Поэтому при равных условиях целесообразнее отдавать предпочтение первому.

Разрешительный принцип эффективно использовать там, где есть необходимость строгой организованности общественной жизни, жесткого порядка и дисциплины. Таким образом, правовое регулирование происходит в первую очередь на основе общедозволительного принципа, а затем, после установления исчерпывающего перечня ограничений, конкретизируется на основе разрешительного. Элементы правового статуса часто выражаются в виде конкретных дозволений, предписаний и запрещающих норм: «осужденные имеют право», «осужденные обязаны», «осужденным запрещено» и т.п. Данные понятия регулируют условия отбывания наказания, порядок применения мер воздействия на осужденных (в том числе и к лишению свободы) путем определения злостных нарушений режима.

При разрешительном принципе запреты предоставляют права в порядке исключения и выражаются следующим образом: «осужденным разрешается», «осужденные могут» (например, согласно правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденые имеют право передвигаться в пределах колонии). Здесь выражается косвенный запрет на продление линии охраны объектов, перемещение их вне пределов

75

колонии.

При оценке правового закрепления элементов статуса осужденных, следует сказать о ее отдельных слабых сторонах. Несовершенство данной формы приводит к тому, что их становится достаточно трудно определить. Например, пункт 1 статьи 73 УИК РФ гласит: «Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены».[7] [8] [9] Анализ данной нормы не дает четкого определения того, что конкретно в ней закреплено - право, законный интерес или юридическая обязанность осужденных. Законный интерес вообще не имеет конкретной формы закрепления, на это указывают нормы статьи 139 УИК РФ: «Осужденные достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии

77

до окончания срока наказания...».

Обязанности и запреты для осужденных устанавливаются путем возложения определенных прав и обязанностей на администрацию мест лишения свободы. Так, в пункте 4 статьи 82 УИК РФ говорится о том, что: «Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить

осужденных одеждой установленного образца», из этого прямо следует обязанность - осужденные обязаны носить одежду установленного образца; пункт 5 той же статьи гласит: «Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру»; пункт 4 статьи 101 УИК РФ: «В случае отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни допускается

 

принудительное питание осужденного по медицинским показаниям». Данные требования закона адресованы администрации учреждений и реализуются в форме определенных обязанностей и запретов для осужденных, но не всегда есть возможность регулирования по принципу «если нет запрета, значит, есть дозволение».

Исполнение (отбывание) наказания представляет собой сложный процесс, который так или иначе затрагивает все стороны жизнедеятельности личности и порождает множество общественных отношений. Поэтому, можно сделать вывод том, что правовой статус осужденных в целом и несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, является межотраслевым институтом. Несовершеннолетние осужденные имеют специфическое положение, поэтому и утрачивают или наоборот приобретают некоторые права и обязанности, а их реализация и исполнение осуществляется в особой форме.

Гарантия защиты прав и свобод несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, закреплена в Конституции РФ и законодательстве РФ, а юридическая гарантия, выраженная в возможности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях обращаться в органы правосудия в случае нарушения или ущемления их прав и свобод, служит обеспечением режима законности. Для несовершеннолетних осужденных, гарантия защиты прав и свобод проявляется на двух уровнях: государственная и общественная защита; средства международно-правовой защиты прав и свобод указанной категории лиц. В гарантию государственной защиты прав и свобод несовершеннолетних осужденных включены: ведомственный контроль; контроль государственных органов и органов местного самоуправления; прокурорский надзор и судебная защита. Ведомственный контроль обладает большими возможностями по [10]

непосредственному воздействию на реализацию прав человека. Конкретные формы ведомственного контроля, а также соответствующие им методы и средства избираются с учетом его целей, задач, субъектов и объектов.

К основным задачам ведомственного контроля следует отнести:

- обеспечение неукоснительного выполнения законов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих отбывание наказания в воспитательных колониях;

- достижение своевременности и качества выполнения управленческих решений, приказов, наставлений, инструкций, указаний и т.п.;

- повышение общего уровня служебной деятельности посредством своевременного их выявления и принятия;

- повышение общего уровня служебной деятельности;

- выявление положительного опыта и внедрение в деятельность воспитательных колоний.

Главной целью ведомственного контроля является определение соответствия деятельности воспитательной колонии в аспекте обеспечения прав и свобод несовершеннолетних, там содержащихся, требованиям законодательства РФ, ведомственным нормативно-правовым актам.

Не менее важной юридической гарантией защиты прав

несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, выступает контроль государственных органов и органов местного самоуправления, о чем говорится в статье 19 УИК РФ: «Федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание». Особую роль, в защите прав и свобод указанной категории лиц, играет прокуратура как государственный институт и прокурорский надзор. Главной целью является предупреждение нарушений законных прав человека и восстановление уже нарушенных.

 

Особое место в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве отводится судебной власти. Именно она распространяется на все без исключения конституционные и иные права и свободы личности, в том числе несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Согласно части 1 статьи 20 Конституции РФ и пункту 1 статьи 13 УИК РФ, осужденные имеют право на личную безопасность. «Это право гарантируется системой организационных и правовых мер. В связи с этим представляет интерес историческая сторона данного вопроса, поскольку в изучении социальных явлений фундаментальная роль принадлежит историческому подходу, составляющему незыблемую методологическую посылку для каждой науки, уголовно-исполнительное право в этом плане не исключение. Составной частью истории России является опыт государственного строительства, в том числе опыт организации и деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целом и

79

воспитательных колоний в частности».

Право несовершеннолетних сужденных на безопасность рассматривается законодателем как право на защиту и как гарантия реализации конституционных и специальных прав, определяющих правовое положение указанной категории лиц. Анализируя нормы уголовно - исполнительного законодательства, закрепляющие право осужденных к лишению свободы на безопасность, следует сделать вывод о том, что его реализация происходит в двух формах: - по заявлению самого лица (осужденный, установив наличие обстоятельств, угрожающих его жизни и здоровью обращается устным или письменным заявлением к должностному лицу, обязанному принять меры по обеспечению личной безопасности осужденного), - по инициативе начальника исправительного учреждения 9 Маликов Б.З. Лишение свободы: правовой статус осужденных и некоторые противоречия его отражения в законе, Следователь. - 2000. -№5. -С . 37.

Структуру правового статуса несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях можно представить следующим образом:

- конституционные права, свободы и обязанности;

- специальные права, свободы, законные интересы и обязанности.

Правовой статус несовершеннолетних осужденных представляет собой совокупность юридических элементов, определяющих место этих лиц в социальной структуре общества и обеспечивающих правомерную реализацию ими своих интересов либо интересов иных лиц.

Г лавным условием учета и реализации международно-правовых норм и международных стандартов в уголовно-исполнительном законодательстве России служит наличие необходимых экономических и социальных возможностей. А значительная часть международно-правовых предписаний по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными находит свое отражение в статьях Общей и Особенной частей Уголовно - исполнительного кодекса РФ.

Под правом несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, на неприкосновенность личности понимается юридическая категория, заключающаяся в недопустимости совершения в отношении их противоправных посягательств на физическую, нравственно- психологическую и имущественную свободу со стороны любых лиц. Суть указанного конституционного права заключается в установлении юридических запретов на совершение в отношении любого человека, в том числе и несовершеннолетнего, отбывающего наказание в воспитательной колонии, каких-либо действий, кроме тех, что предусмотрены нормами закона, а также реакции со стороны государства в виде санкций к нарушителю этих норм.

Социально-экономические и культурные права граждан составляют самую многочисленную группу конституционных прав. Наибольший интерес представляет: 1) конституционно право в сфере труда (главной особенностью трудовых отношений несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, является то, что они не могут по своему усмотрению избирать место и род работы, а свобода труда переплетается с обязанностью трудиться); 2) конституционное право на образование (право на получение образования не ниже полного общего, право на самообразование, ограничение права на поступление в средние и высшие профессиональные учебные заведения).

Юридические гарантии рассматриваются в качестве обособленного звена правового положения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях и таким образом, образуют определенную систему, состоящую из:

- гарантий реализации прав и свобод (закрепление в правовых нормах, наличие механизма их реализации, полнота и непротиворечивость законодательства, правоприменительная деятельность, процессуальные формы осуществления);

- гарантий защиты прав и свобод, включающие в себя два уровня: 1) национальный, к которому относят ведомственный контроль, контроль органов государственной власти и местного самоуправления, прокурорский надзор и судебную защиту; 2) общественный контроль, состоящий в обращении к специальным органам по защите прав человека, и международные механизмы защиты.

Важное значение в ряду юридических гарантий несовершеннолетних осужденных к лишению свободы имеет их право на личную безопасность, сущностью которого является создание особой системы, которая служит преградой для наличия угроз жизни и здоровью указанной категории лиц.

 

[1] Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.12.1996; в ред. от

// СПС Консультант плюс

[2] Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Консультант плюс

1 Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // СПС Консультант плюс

[4] Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (утвержден ВС РСФСР 18.12.1970, в ред. от 21.12.1996), утратил силу // СПС Консультант плюс

[5] Конституция РФ (Принята на Всеобщем референдуме 12 декабря 1993 г). // СПС Консультант Плюс

[6] Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.12.1996; в ред. от

// СПС Консультант плюс

Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (с изменениями и дополнениями от 12.02.2009) )// СПС Консультант плюс

[8] Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.12.1996; в ред. от

// СПС Консультант плюс

[9] УИК РФ // СПС Консультант плюс

[10] Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.12.1996; в ред. от

// СПС Консультант плюс

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.04.2018)
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%