Под предупреждением преступного поведения, доктор юридических наук, профессор НИИ ФСИН России Антонян Ю.М. в узком смысле слова понимал: «целенаправленную деятельность государственных учреждений, общественных организаций и частных лиц по недопущению новых преступлений, а в широком смысле - все усилия общества, государства, отдельных людей и их групп по обеспечению законопослушного поведения со стороны лиц, которые уже наказывались за совершение преступлений. В первом случае основой предупредительной работы являются воспитательные усилия целенаправленного характера; во втором - они могут отсутствовать, человек перестанет совершать преступления только потому, что, например, удачно женился и у него
появились дети. Здесь мы будем иметь в виду предупредительную
80
деятельность в узком смысле слова».
Профилактика преступлений несовершеннолетних осужденных, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях - основанная на законе деятельность администрации исправительного учреждения и иных субъектов, по разработке и осуществлению системы мер по выявлению, устранению и ликвидации причин и условий преступлений, совершаемых указанной категорией лиц, оказанию предупредительного воздействия на осужденных, у которых имеются склонности к противоправному поведению, дабы уберечь их от совершения новых преступлений.
«Профилактика рецидива включает в себя особое перевоспитывающее воздействие, процесс устранения негативных факторов социальной среды, способствующих совершению преступлений, а также контроль и социальную поддержку несовершеннолетних, которые уже совершили преступление. Профилактика преступлений несовершеннолетних осужденных [1] подразделяется на 2 вида: 1) тактическая профилактика (в узком смысле слова) и 2) стратегическая профилактика (в широком смысле слова). Тактическая профилактика заключается в деятельности по разработке и осуществлении определенных мер, которые направлены на удержание несовершеннолетних осужденных от совершения преступления. Сроки ограничиваются временем пребывания осужденного в исправительном учреждении. Стратегическая профилактика представляет собой основанную на законе деятельность по разработке и осуществлению мер, которые рассчитаны на недопущение совершения преступлений осужденными, как в момент отбытия наказания, так и после освобождения из воспитательной колонии. Такая профилактика не ограничивается временем нахождения несовершеннолетнего преступника в воспитательной колонии, она также включает в себя время его адаптации после освобождения из исправительного учреждения. То есть, речь идет о формировании
о 1
законопослушной личности и её жизни на свободе.»
Профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях, представляет собой систему, основанную на организации взаимодействия между собой субъектов, которые занимаются профилактикой совершения преступлений несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях, проводят ее под единым началом и едиными принципами, дабы уберечь осужденных, находящихся в этих учреждениях, от совершения преступления.
Система профилактики преступлений осуждённых в воспитательных колониях включает в себя следующие элементы: 1) цель, 2) принципы, 3) уровни, 4) виды, 5) организационную структуру, 6) субъекты и объекты, 7) правовое обеспечение, 8) функции.
1 Бондаренко К.И., Громов В.Г., Свиркина С.О. О возможности реализации целей наказания в местах лишения свободы, Современное право.- 2009. - №8. С.34-35
К основным принципами организации профилактической работы с несовершеннолетними осужденными следует относить: законность, гуманизм, демократизм, комплексность, преемственность и взаимодействие.
Профилактика преступлений несовершеннолетних осужденных включает:
- улучшение профилактической деятельности;
- учет несовершеннолетних осужденных, которые нуждаются в особом контроле;
- религиозное воспитание;
- благоприятное влияние семьи, родственников на осужденных;
- психологическая работа с несовершеннолетними осужденными;
- культурно-воспитательная работа;
- отбор кадров, занимающихся воспитательно-профилактической работой с несовершеннолетними;
- повышение квалификации кадров исправительных учреждений;
- применение особых технологий урегулирования конфликтов при помощи посредника - внесудебный порядок (медиация).
«В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики,
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года
предусмотрено изменение структуры отечественной пенитенциарной
системы и создание новых видов исправительных учреждений, на основе
содействия с коллегами из Швейцарии. Предполагается преобразование ныне
действующих воспитательных колоний (ВК) в учреждения для лиц,
совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, называемые
воспитательными центрами (ВЦ). К 2018 году в стране будет создано 32
таких учреждений. В штаты вышеуказанных учреждений планируется
введение новой должности - социальный педагог воспитательного центра
(ВЦ). Социальный педагог ВЦ - это новый специалист для отечественных
пенитенциарных учреждений, которым в будущем планируется заменить
70
воспитателя ВК. Эти специалисты отличаются друг от друга не только названием должностей, но и функциональными обязанностями.
Приоритетной задачей социального педагога является подготовка
82
осужденного к жизни после освобождения, социализация его личности».
«В ВЦ приоритет будет отдаваться индивидуальной психологопедагогической работе с воспитанниками. Изменение условий отбывания наказания несовершеннолетними осужденными находится в прямой зависимости от их поведения. Адекватное поведение влечет за собой улучшение условий, неадекватное, наоборот, их ухудшение. Это позволит мотивировать подростков к законопослушному, социально-активному
83
поведению» .
Заместитель начальника отдела ВК УСПВРО ФСИН России, полковник внутренней службы, Сибиль Ю.П. в своем докладе «От воспитательной колонии к воспитательному центру» сообщил: «В работе с несовершеннолетними осужденными, планируется прибегнуть к принципам, которыми руководствуются швейцарские коллеги: нормализации, т.е. максимального приближения условий отбывания наказания к условиям, которые были у подростков в жизни на свободе) и индивидуализации, т.е. постоянного сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя от времени, когда тот находится под следствием, до того момента пока он не покинет стены исправительного учреждения».
Старший научный сотрудник НИИ ФСИН России, государственный советник РФ III класса, координатор российско-швейцарского проекта Евдокимов И.В. в докладе «Формирование концепции учреждения для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, с участием экспертов МИД Швейцарии» поведал: «Исходя из личностных особенностей конкретного правонарушителя и на основе всей собранной информации о [2] [3] нем совместно с ним составляется индивидуальный план воспитательной работы. В ходе практической реализации плана каждые 4-5 месяцев заседает комиссия учреждения, члены которой подводят промежуточные итоги работы с подростком и могут вносить необходимые коррективы. Как только результат комплекса социально-педагогических мер воздействия на правонарушителя достигнут, сразу принимается решение о его освобождении. На сегодняшний день, в исправительных учреждениях УИС России такая практика составления индивидуальных планов работы с осужденным реализуется через систему социальных лифтов».
Плохих П.Б., начальник отдела воспитательных колоний ГУФСИН России по Красноярскому краю, подполковник внутренней службы рассказал о «Реализации проекта «социальные лифты» в организации работы с несовершеннолетними осужденными в Канской воспитательной колонии». Так, в ГУФСИН России по Красноярскому краю разработана и внедрена комплексная программа реализации системы «социальных лифтов» в виде преемственности в работе между сотрудниками следственного изолятора, воспитательной колонии, исправительной колонии общего режима, колонии поселения и уголовно-исполнительной инспекцией, а также общественной программой по адаптации осужденных к жизни на свободе - «Программа «Компас»». При поступлении несовершеннолетнего в следственные изоляторы (далее - СИЗО) Красноярского края, воспитательная работа с ним строится в тесном взаимодействии с психологической и оперативной службами учреждений. Между воспитателем, психологом и оперативным сотрудником происходит постоянный обмен информацией в целях индивидуального планирования деятельности по адаптации несовершеннолетнего к условиям изоляции, своевременного выявления и разрешения конфликтных ситуаций, пресечения правонарушений. Уже на первоначальном этапе работы на каждого несовершеннолетнего составляется индивидуальный план корректировки поведения осужденного. После
вступления приговора в законную силу, осужденные несовершеннолетние из
СИЗО направляются в воспитательную колонию, расположенную в г. Канска (далее - КВК).
Понятие «социальный лифт» в условиях проводимой работы по перепрофилированию КВК в Воспитательный центр включает в себя не только определение степени исправления, зафиксированную на бумаге, но и получает реальную поддержку: исправление может быть поощрено изменением коммунально-бытовых условий содержания осужденных, размещенных в комнатах для проживания в обычных, облегченных условиях содержания или в помещениях для строгих условий. Оборудование секторов для содержания осужденных, отбывающих наказание в обычных, облегченных, строгих или льготных условиях различается по набору мебели и оснащению жилых помещений.
Следующая ступень «социального лифта» изоляция лиц, достигших совершеннолетнего возраста от несовершеннолетних и перевод их в «Молодежный модуль», функционирующий при ИК общего режима. Проведенный анализ массовых беспорядков в воспитательных колониях России в 2013 году показал, что главными действующими лицами, в массовых беспорядках выступали совершеннолетние осужденные. Совершеннолетние осужденные манипулируют несовершеннолетними, притесняя их, в результате чего создаются конфликтные ситуации.
В ГУФСИН принято решение о переводе осужденных, достигших возраста 18 лет, для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима в специально оборудованный участок - «Молодежный модуль» (далее - Модуль). За 2013 год переведено в ИК - 65 воспитанников (за 7 месяцев 2014г. - 33). Сведение до минимума совершеннолетних осужденных в КВК, позволило сократить количество конфликтных ситуации. Так в сравнении с 2010 годом конфликтные ситуации среди осужденных сократились в 5 раз. (2010 год - 10 конфликтных ситуаций, 2011 год - 2 конфликтные ситуации, в2012 году конфликтная ситуация -1, в 2013 - 1, в 2014 - 1).
Приказом начальника ГУФСИН от 15.02.2010 года утверждено Положение о секторе для содержания осужденных, переведенных из воспитательной колонии в Модуль исправительной колонии общего режима. В работе Модуля используются элементы воспитательной, психологопедагогической работы воспитательной колонии, с этой целью сотрудники Модуля проходили стажировку в КВК. Профессиональное образование осужденных организовывается в ПУ, по специальности «сварщик», отдельно от основной массы осужденных, отбывающих наказание в учреждении. Получение обязательного общего образования осужденными организуется в оборудованных в Модуле учебных классах.
Результат работы Модуля: с начала проведения эксперимента не было допущено конфликтной ситуации между осужденными и ни одного случая деструктивного поведения.
Подготовка осужденных к освобождению не возможна без участия представителей общественных организаций. Все проекты по сопровождению несовершеннолетних осуществляются при взаимодействии с Красноярским краевым Общественным Комитетом по защите прав человека, с преподавательским составом Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева (на основании заключенного Соглашения о совместной деятельности), центром социальной поддержки населения и УВД г. Красноярска. Вот уже десять лет в Красноярском крае реализуется социально-правовой проект «Шаг навстречу» по работе с воспитанниками КВК и молодыми сотрудниками учреждения, а также членами их семей. Цель проекта: в рамках постоянной комплексной и разнообразно организованной работы помочь несовершеннолетним справиться как с трудностями отбывания наказания в колонии, так и с проблемами возвращения в нормальную, законопослушную жизнь на свободе.
С марта 2010 года в КВК реализуется социально-правовой проект по адаптации к жизни после освобождения - «Компас». Воспитанники, готовящиеся к освобождению, проживают в съемной квартире. Проект направлен на получение воспитанниками практических, жизненных навыков, которые они смогут применить после освобождения. В проекте «Компас» приняли участие 7 воспитанников. Результат реализации проекта - ни один из несовершеннолетних, прошедших программу, не совершил повторное преступление и успешно адаптировался к жизни на свободе. Проект «Компас» реализуется только для лиц, готовящихся к освобождению из КВК. Осужденные, достигшие 18-летия и переведенные в «Молодежный модуль» проходят адаптацию к жизни на свободе и закрепляют полученные в профессиональном училище трудовые навыки в условиях колонии- поселения.
В 2012 году был начат эксперимент по возложению на уголовноисполнительные инспекции (далее - УИИ) обязанностей по контролю за несовершеннолетними, освобожденными из мест лишения свободы условно досрочно.
В соответствии с приказом ГУФСИН России по Красноярскому краю от 21.01.2009 № 17 УИИ края оказывают содействие в социальной адаптации условно-досрочно освобожденным несовершеннолетним из КВК и молодежного модуля ИК-31. Положительные результаты показали целесообразность продолжения эксперимента. Поэтому его действие было расширено как в возрастном (на взрослую категорию лиц), так и в межведомственном (совместно с полицией) направлениях.
«Действующая в работе с несовершеннолетними система «социальных лифтов», на наш взгляд, логична и осуществлена в строгом соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством» - сообщил Плохих П.Б.
«В структуре ВЦ сохраняется общеобразовательная школа и профессиональное училище. В процессе обучения используются лицензированные обучающие программы, соответствующие государственным образовательным стандартам. Осужденным разрешается
заочно учиться в учреждениях среднего и высшего образования. Администрация учреждения, стимулируя желание осужденного обучаться, создает им для этого необходимые условия. Основной формой приобретения профессии является обучение осужденных в профессиональном училище и работа в учебно-производственных мастерских ВЦ, а также на предприятиях любых форм собственности, расположенных как на территории
исправительного учреждения, так и за его пределами. Осужденные приобретают профессии, востребованные на рынке труда» .
«В целях обеспечения реализации международных стандартов, в соответствии с которыми запрещено камерное содержание
несовершеннолетних, Концепция развития УИС в ВЦ предусматривает размещение подростков в жилых помещениях (комнатах) по 4 человека раздельно в зависимости от возраста, психологической совместимости этих лиц, а также криминальной «зараженности». Планируется увеличение нормы жилой площади в расчете на одного несовершеннолетнего с 3,5 до 6,0 кв.м.» - сообщил Сибиль Ю.П.
Принципиальные отличия воспитательной колонии от воспитательного центра:
- в строительстве либо реконструкции объектов воспитательного центра будут исключены характерные признаки тюремной атрибутики;
- для организации охраны учреждений используется современное, высокотехнологичное оборудование, обеспечивающее не только надежные противопобеговые, но и упреждающие функции, позволяющие своевременно пресекать противоправные действия осужденных;
- в учреждениях для несовершеннолетних предусмотрены обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказаний. При [4] этом помещения для осужденных, содержащихся в льготных условиях, будут находиться за пределами охраняемой режимной зоны.
Сиюиль Ю.П. добавил: «Сами условия отбывания наказания будут отличаться друг от друга наличием материально-бытовых благ, комфортности и количеством длительных и краткосрочных свиданий. В жилых комнатах осужденных, содержащихся в облегченных условиях, предусмотрен телевизор, душевая кабина, полумягкие кресла, в два раза увеличено количество длительных и краткосрочных свиданий, чем в обычных; введение нового фасона одежды осужденных, из нее будут
85
исключены характерные тюремные атрибуты».
субъектам профилактики преступлений несовершеннолетних осужденных относят: 1) учреждения и органы, исполняющие наказания, 2) органы и учреждения образования, 3) международные организации, 4) органы здравоохранения, 5) суды, 6) прокуратура, 7) органы внутренних дел, 8) следственные комитеты, 9) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, 10) попечительские советы, 11) родительские комитеты, 12) правозащитные организации, 13) религиозные конфессии, 14)
благотворительные фонды, 15) органы опеки и попечительства, 16) методические советы, 17) Уполномоченный по правам человека в РФ и Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, 18) Общественная палата РФ и общественные наблюдательные комиссии, 19) советы воспитателей колоний и советы воспитателей отрядов, 20) граждане, ранее совершившие преступления, 21) творческие союзы и организации, и другие.
К субъектам профилактики следует отнести:
причины и условия всех преступлений, совершаемых
несовершеннолетними осуждёнными в воспитательных колониях [5] (экономические, политические, социальные, материально-технические, организационно-управленческие и т.д.);
причины и условия конкретного преступления, совершаемого несовершеннолетним осуждённым (группой осуждённых) в какой-либо воспитательной колонии (порядок и условия содержания осуждённых, конфликтные ситуации между осуждёнными, криминальные традиции и обычаи в среде осуждённых, недостатки в работе администрации воспитательных колоний и т.д.);
личность несовершеннолетних осуждённых, совершивших преступления в воспитательных колониях;
личность несовершеннолетних осуждённых, от которых можно ожидать совершения преступления в воспитательных колониях.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что роль воспитательных колоний в профилактике рецидивной преступности несовершеннолетних велика, она является неким резервом всей преступности. Общеизвестно, что чем в более раннем возрасте человеком было совершено преступление, тем велика вероятность, что он совершит повторное преступление. Увеличение доли преступлений несовершеннолетних свидетельствует об ухудшении характера преступности в целом.
[1] «Рецидивная преступность и пути ее преодоления». ФСИН России, Академия права и управления. Рязань, 2011., С.5
[2] Аналитические материалы работы по преобразованию воспитательных колоний в воспитательные центры Учебное пособие, НИИ ФСИН России, Москва, 2014. С.7
[3] Аналитические материалы работы по преобразованию воспитательных колоний в воспитательные центры
[4] «Аналитические материалы работы по преобразованию воспитательных колоний в воспитательные центры» Учебное пособие, НИИ ФСИН России, Москва, 2014. С.17
[5] Сибиль Ю.П., заместитель начальника отдела ВК УСПВРО ФСИН России, полковник внутренней службы, Доклад: «От воспитательной колонии к воспитательному центру». //«Аналитические материалы работы по преобразованию воспитательных колоний в воспитательные центры» Учебное пособие, НИИ ФСИН России, Москва, 2014 С.25-26
|