Консульская служба Российской Федерации является составной частью дипломатической службы Российской Федерации.
Дипломатическая служба - это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Реализуется она служащими, занимающими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИД Российской Федерации, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.
Попов Виктор Иванович в своей книге "Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство" пишет: "Часто вместо термина "дипломатическая служба" употребляют слово "дипломатия", имея в виду работу министерства иностранных дел, посольств, генеральных консульств и консульств ... главная цель дипломатической деятельности - защита интересов государства и его граждан"1.
Существуют и иные определения дипломатии: "Дипломатия - принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей"[1] [2].
Таким образом, необходимо отметить, что современное определение дипломатии весьма многогранно.
По мнению автора, дипломатия - совокупность средств и методов осуществления внешней политики государства.
Необходимо подчеркнуть, что основной целью дипломатической деятельности государства является защита интересов государства и его граждан, практическая работа на этом направлении во многом возложена на консульскую службу Российской Федерации.
Неотъемлемым звеном консульской службы является консульское представительство.
Консульское представительство - это постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульский функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.
В международном праве и консульской практике используются термины "консульское учреждение" и "консульское представительство", автор в своей работе употребляет термин "консульское представительство", исходя из того, что консульства представляют интересы своего государства на определенной территории государства пребывания в пределах своей компетенции. Одновременно, в этой связи, хотелось бы подчеркнуть, что международное право предоставляет особую защиту главе консульского представительства, консульскому должностному лицу и сотруднику консульского представительства, исходя из того факта, что они обладая гражданством представляемого государства, являются не обычными сотрудниками иностранного учреждения, а представителями данного государства, назначенными для выполнения его функций.
Деятельность консульских представительств и консульских должностных лиц регулируют нормы консульского права, которые определяют их статус, функции, права и обязанности. Основными источниками данных правовых норм являются национальное законодательство, международные договоры и международные обычаи.
В древние времена и в период Средневековья консульские отношения регулировались главным образом на основе обычая. В настоящее время если отсутствует их договорно - правовое оформление, международные обычаи продолжают оставаться основой правового регулирования консульских связей между государствами.
Необходимо подчеркнуть, что современное консульское право является "конвенционным"1, так как основу его составляют конвенции - международные договоры.
Конвенция - одна из форм международных договорных актов.
"Часто наименование какого - либо соглашения Конвенцией или договором объясняется исключительно предпочтением, которое оказывают заключающие его дипломаты тому или другому термину"[3] [4] [5].
Консульская конвенция - это соглашение между государствами, определяющее порядок допущения консулов, круг их компетенции, льготы и при-
3
вилегии, взаимно предоставляемые консульским чинам .
Международные консульские конвенции заключаются как на двусторонней, так и многосторонней основе.
Например, многосторонние консульские конвенции: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963г.
При этом Каракасская конвенция о консульских функциях 1911г. и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928г. носят региональный характер и географически распространяются на Американский континент. В Латинской Америке впервые были заключены многосторонние консульские конвенции, именно здесь началась официальная кодификация норм консульской практики, которая оформилась в виде многосторонней конвенции " О консульских функциях" в 1911 г. (между Боливией, Колумбией, Эквадором, Перу и Венесуэлой), подписанной в Каракасе 18 июня 1911г.
Каракасская консульская конвенция перечисляет основные функции консула, также Каракасская консульская конвенция предусматривает своеобразный институт, в соответствии с которым консулы каждого государства, при наличии согласия государства пребывания, могут включать в свои функции защиту интересов лиц, являющихся гражданами другого договаривающего государства, не имеющего консула в данном месте. Каракасская консульская конвенция 1911г. также содержит требование специальных санкций к нарушителям неприкосновенности щита или флага, как оскорбляющим достоинство и честь государства.
28 февраля 1928 г. в Гаване была принята многосторонняя консульская конвенция "О консульских чиновниках".
В настоящее время Гаванская конвенция ратифицирована 12 американскими странами. Так как в Конвенции принимают участие такие крупные страны Америки, как Бразилия, Мексика и США, практически Конвенция учитывается и применяется и другими американскими странами \
Гаванская конвенция состоит из трех основных разделов: назначение и функции консула, привилегии консулов, приостановка и конец консульских функций. Необходимо подчеркнуть, приостановка консульских функций является в Гаванской конвенции новым моментом, отличающим в структурном отношении от других конвенций [6] [7].
Гаванская конвенция отражает тенденцию к единству дипломатической и консульской службы, так как предусматривает, что если в государстве пребывания консула не имеется дипломатического агента государства назначившего консула, то консул может выполнять дипломатические функции.
Гаванская конвенция не дает подробного перечня консульских функций, а отсылает к национальному законодательству.
Также в Гаванской конвенции устанавливаются общепризнанные принципы неприкосновенности служебной резиденции, архивов консульства
В Гаванской конвенции устанавливается, что консулы не подчинены местной юрисдикции при совершении официальных действий, а что касается неофициальных действий, консулы подчинены в гражданских и уголовных делах юрисдикции государства пребывания.
Консульские правила, сформированные в Каракасской и Гаванской конвенции, были первым опытом официальной кодификации и оказали влияние на развитие консульского права во всем мире.
Основные положения Каракасской и Гаванской конвенция, а также многолетняя консульская практика на основе этих договоров, позволили создать документ универсального характера - Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963г., положения которой имеют фундаментальное значение для консульских отношений.
Комиссия международного права начала работу над проектом Конвенции о консульских сношениях в 1955 г., окончательный проект Конвенции был представлен Генеральной Ассамблее в 1961г. Своей резолюцией 1685 Генеральная Ассамблея одобрила предложенный текст и приняла решение о созыве дипломатической конференции для его утверждения.
В результате двухмесячной работы была сформулирована конвенция, состоящая из 79 статей и регулирующая все вопросы консульских отношений между государствами. Проект статей был составлен членом Комиссии международного права от Чехословакии Ярославом Жоуреком.
В марте 1963 г. в Вене состоялась конференция, в которой приняли участие 92 государства, целью которой было на основе проекта Комиссии международного права ООН создать универсальную конвенцию о консульских сношениях, которая регулировала бы консульские отношения между всеми государствами. Окончательный текст Конвенции, а также два факультативных протокола были приняты 24 апреля 1963г. Конвенция вступила в
силу 19 марта 1967г. В настоящее время Венская конвенция охватывает168
10
государств, из них более 50 присоединились к Протоколу1 и более 65 государств присоединились к Протоколу 2. Россия, являясь правопреемницей СССР, участвует в Конвенции с 15 марта 1989г. (в Протоколах Российская Федерация не участвует).
Советский Союз активно участвовал в подготовке проекта Конвенции, но не подписал ее, из за того, что в ходе конференции в проект был внесен ряд изменений, в частности в статью 20 устанавливающую численность консульского персонала, в статью 31 о неприкосновенности консульских учреждений, а также в статьи 35 и 36, в которых устанавливается свобода консульских сношений. И только в марте 1989г. СССР присоединился к Венской конвенции о консульских сношениях.
Венская конвенция о консульских сношениях 1963г. состоит из преамбулы, пяти глав и 79 статей.
Венская конвенция о консульских сношениях 1963г. устанавливает консульские функции, порядок установления консульских сношений, а также преимуществах, привилегиях и иммунитетах консульских учреждений и их работников.
В ст. 3 Венской Конвенции о консульских сношениях 1961г. зафиксирован важный момент: "Ни одно из положений настоящей Конвенции не должно истолковываться как препятствующее выполнению дипломатическим представительством консульских функций"[8] [9]. Тем самым нормативно была закреплена неразрывная связь дипломатической и консульской службы.
В настоящее время в практике большинства государств происходит сближение консульских и дипломатических функций.
Наблюдается перемещение дипломатических кадров на консульскую службу и обратно. Нередко генеральный консул бывает из числа посланников или имеет ранг посланника. Многие молодые дипломаты начинают свою
карьеру консульскими атташе, секретарями консульств, затем заведущими консульскими отделами1.
К источникам консульского права относятся также положения международных договоров, которые не посвящены специально консульским вопросам. Это Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г., ст.3 которой предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами [10] [11]. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания, налогообложения и ряд других.
К 1991г. СССР заключил с другими государствами около 70 консульских конвенций. Российская Федерация как правопреемница СССР в области международных договоров продолжает их выполнять.
Следует отметить, что правопреемство России имеет специфическое проявление. Оно связано с континуитетом, под которым понимается прямое продолжение Российской Федерацией осуществления предусмотренных в международных договорах прав и обязанностей бывшего СССР.
При разделении СССР международное сообщество юридически, политически и практически признало возможным выступление лишь одного из возникших государств - России - в качестве правопреемника в отношении членства в международных организациях, участия в международных договорах и невозможным выступление в этом качестве других государств, возникших на пространстве бывшего СССР.
Таким образом, Россия имела достаточное основание нотифицировать другим государствам (ноты МИД от 3 и 13 января 1992 г.), что посольства и консульства бывшего СССР следует рассматривать в "качестве дипломатических и консульских представительств Российской Федерации" и что она " продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров СССР" и просит рассматривать ее в качестве стороны действующих договоров " вместо СССР"1. Благодаря эти нотам РФ сохранила за собой движимую и недвижимую зарубежную собственность СССР, и стала прямым правопреемником СССР.
После распада СССР Россия заключила консульские конвенции с государствами, образовавшимися после распада СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Г рузией, Казахстаном, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Таджикистаном, Туркменистаном, Украиной, Узбекистаном, Эстонией, а также с другими странами, с которыми у СССР не были подписаны консульские конвенции, например, с Республикой Корея, странами, появившимися на политической карте мира в результате распада Югославии, Чехословакии.
К 2016г. Российская Федерация заключила более 100 консульских конвенций. В мире число заключенных двусторонних конвенций в настоящее время достигает несколько тысяч[12] [13].
Заключенные и исполняемые Россией консульские конвенции имеют разный объем (количество статей), но структура их единообразна и включает следующие разделы: преамбула, учреждения консульств, назначение и допущение к работе консулов, персонал консульств, права, привилегии и иммунитеты, функции консулов, заключительные статьи.
Также необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что консульские конвенции предоставляют широкие права и привилегии консульств, они также предусматривают, что все лица пользующиеся неприкосновенностью, должны уважать законы страны, в которой они аккредитованы.
Консульские конвенции, заключенные Российской Федерацией с другими государствами сыграли значительную роль в формировании консульской службы Российской Федерации, так как в них получили отражение положения международного консульского права о привилегиях, льготах и правах, предоставляемых консулам.
Таким образом, можно сделать вывод, что двусторонние консульские конвенции Российской Федерации с иностранными государствами имеют важнейшее значение в обеспечении международно - правового статуса консульских представительств и их должностных лиц, который позволяет эффективно отстаивать государственные интересы страны за рубежом, обеспечивать защиту прав и интересов граждан Российской Федерации.
Необходимо также подчеркнуть значение Венской конвенции 1963г. о консульских сношениях, которая регламентирует все вопросы консульских отношений между государствами.
Характерной особенностью консульского права также является его неразрывная связь с дипломатическим правом, так как консульские отношения межу государствами, несмотря на то, что имеют определенную самостоятельность и специфику, неразрывно связаны с дипломатическими отношениями между государствами.
[1] Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика: Курс лекций. М.2006.С.52.
[2] Дипломатический словарь. 2 - е изд. Т.1. М.1971. С.479.
[3] Долгов В.И., Лебедева О.В.Консульская служба РФ на современном этапе. М.2011.С.19.
[4] Дипломатический словарь.Т.1.- М.1948.С.809.
[5] Потемкин В.П. История дипломатии.Т.3.- М.1945.С.798.
[6] Плотникова О.В.Дубровина О.Ю. Консульское право и консульские отношения. М. 2016.С.15.
[7] Блищенко И.П.Дипломатическая служба. М.1990г. С.12.
[8] Венская конвенция о консульских сношениях от 1963г. ч.2 ст.3, http://www.szrf.ru/obizdan.phtml#3
[9]
[10] Плотникова О.В. Дубровина О.Ю. Консульские отношения и консульское право. М., 2016.С.34.
[11]Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г., ст.3. http://www.szrf.ru/obizdan.phtml#3
[12] Нота МИД Российской Федерации главам дипломатических представительств, от 13 января 1992г. Действующее международное право. В 3-х томах. Том 1.- М.,1999.С.532.
[13] Плотникова О.В. Дубровина О.Ю.Консульские отношения и консульское право. М.:2016г. С.36.
|