Консульские функции перечислены в статье 5 Венской Конвенции о консульских сношениях 1963г.
Этот перечень более подробный, чем перечень дипломатических функций, что объясняется тем фактом, что функции консула носят более технический характер1.
В данной статье указаны тринадцать разных функций, выполняемых консульскими представительствами, которые можно выделить в пять групп.
Первая группа объединяет такие функции, как защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц)" (п.а); " содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания" (п.Ь); и " выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства" ( п.с).
Перечисленные функции носят общий характер и в основном схожи с дипломатическими функциями.
Вторая группа функций связана с тем фактом, что консул представляет интересы граждан представляемого государства перед властями государства пребывания до тех пор пока они не будут в состоянии делать это сами. Это касается исполнения обязанности нотариуса ( п.:Г). В этом качестве он ведет реестр граждан представляемого государства, находящихся в его консульском округе. К этой же группе относятся передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства ( rnj). В п. i установлена обязанность консула представлять и обеспечивать надлежащее представи-
Фельтхэм Р. Дж. Настольная книга дипломата. Минск. 2000. С.79.
37
тельство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства. Также консул обязан отстаивать интересы несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью (mh).
Третья группа связана с оказанием помощи и содействия гражданам представляемого государства (физическим и юридическим лицам) представляемого государства (me). Консул может организовывать медицинскую помощь, посещать лиц, содержащихся под стражей, выступать в качестве переводчика и т.д.
Необходимо подчеркнуть немаловажное значение функции оказания помощи и содействия гражданам представляемого государства. В ноябре 1979г. произошел захват американского посольства в Тегеране и взятие его персонала в заложники. В заложники был взят весь дипломатический и консульский персонал, а также другие граждане США, находившиеся в здании. После того как попытки вступить в переговоры не увенчались успехом, а призыв Совета Безопасности ООН освободить заложников был проигнорирован, США передали дело в Международный суд с просьбой вынести решение о мерах незамедлительной защиты. Суд единогласно постановил в качестве меры защиты немедленно покинуть помещения посольства иранцами и освободить заложников. В отношении двух частных лиц, граждан США, захваченных в заложники вместе с сотрудниками посольства, Суд постановил, что " захват и удержание этих физических лиц при обстоятельствах, указанных стороной США, очевидно, попадают под действие положений ст.5 Венской конвенции от 1963г., где четко предусмотрено, что консульские функции включают защиту, оказание помощи и обеспечение интересов граждан; и где указано, что цель этих функций сводится к тому, чтобы предоставить представляемому государству возможность через свои консульства гарантировать своим гражданам обращение, надлежащее им согласно общим нормам меж-
дународного права как иностранцам на территории иностранного государства" \
Четвертая группа консульских функций включает действия, находящиеся в компетенции специальных государственных органах представляемого государства. Консул выдает визы иностранцам и паспорта гражданам представляемого государства (md).
Пятая группа функций объединяет действия консула от имени компетентных органов представляемого государства по надзору и инспекции судов и самолетов, принадлежащих представляемому государству и зарегистрированных в нем, а также их экипажей (п.к). Также консул обязан оказывать всестороннюю помощь данным судам, самолетам и их экипажу ( п.1).
К числу функций почетного консула относятся - это содействие развитию торгово - экономических связей и мореплаванию, консульская помощь гражданам представляемого государства, юридическая помощь предпринимателям в вопросах установления контактов и развития делового сотрудничества с партнерами в государстве пребывания, оформление документов для осуществления экспортно - импортных операций (лицензий, сертификатов, таможенных документов), содействие в приобретении и продаже движимой и недвижимой собственности, другого имущества, оказание помощи в осуществлении культурного обмена, развитие туристической сферы, реализация мероприятий по привлечению инвестиций в развитие экономики представляемого государства.
Консульский Устав Российской Федерации детализирует и дополнят перечень консульских функций, перечисленных в Венской конвенции о консульских сношениях 1961г. Устав дополняет к вышеперечисленным функциям такие как:
- принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустроенности российских военных и гражданских захоронений, установленных на них
Абашидзе А.Х. Чистоходова И.А. Дипломатическое и консульское право. М., 2015. С.168.
39
памятников, памятных знаков и других мемориальных сооружений, находящихся в пределах консульского округа;
- принятие мер в области санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты;
- консульскую легализацию иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории РФ;
- оказание содействия гражданам России, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;
- принятие мер по охране прав и законных интересов граждан РФ, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан РФ;
- рассмотрение вопросов гражданства РФ1'
Положение о консульском учреждении Российской Федерации дополняет перечень указанный перечень функций:
- обеспечение безопасности консульского учреждения, его сотрудников, граждан РФ в условиях чрезвычайной ситуации в пределах консульского округа;
- содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа;
- участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций;
- участие в пределах компетенции в подготовке проектов международных договоров России с государством пребывания; [1]
- формирование банка данных по законодательству пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами;
- оказание на платной основе информационно - консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребывания1.
Таким образом, можно сделать вывод что, консульские представительства Российской Федерации имеют дополнительные функции по сравнению с функциями, установленными Венской конвенцией 1963г.
Терешкова Валентина Владимировна в книге "Дипломатическое и консульское право" разделяет консульские функции российских консульских представительств на 2 группы и подчеркивает, что к первой группе относятся функции, аналогичные дипломатическим, ко второй же группе относятся собственно консульские вопросы [2] [3].
Административные функции консула весьма разнообразны. В соответствии с Правилами ведения дипломатическими представительствами консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации ( утв. Приказом МИД России от 17.08.2011) консульство осуществляет учет и снятие с учета граждан своей страны, которые временно находятся или постоянно проживают на территории консульского округа. Консул ведет воинский учет своих граждан.
Консул обязан проверять информацию о чрезвычайных происшествиях, связанных с гражданами страны, стоящими на учете в консульстве.
Консул осуществляет выдачу паспортов, виз и проездных документов лицам желающим посетить представляемое государство. Консульство может отказать в выдаче визы без объяснения причин. Например, в соответствии с п.1 ст.5 Конвенции о применении Шенгенского соглашения лицу, получившему отказ в визе, ни одно другое консульство стран, входящих в Шенгенское соглашение, не имеет право выдать визу.
В отношении граждан своего государства консульское представительство выполняет обязанности регистратора актов гражданского состояния (регистрация рождения, смерти, заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства).
Консульство принимает ходатайства граждан своего государства, постоянно проживающих за границей, о внесении изменений, исправлений, дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, имени, отчества и направляет их на рассмотрение компетентным органам.
Право заключать браки консульским должностным лицом предусмотрено в ст. 157 СК РФ. Заключение консульских браков осуществляется в соответствии с требованиями двусторонних консульских конвенций. В соответствии со ст.157 СК РФ консул имеет право регистрировать браки согласно законодательству представляемого им государства при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государства.
Некоторые консульские конвенции, например с Турцией, разрешают регистрировать браки между лицами, одно из которых является гражданином аккредитующего государства1 .
А в соответствии с консульской конвенцией с КНР, консул имеет право регистрировать браки если это не противоречит законодательству государства пребывания [4] [5].
Исходя из того что на консульство возложено выполнение обязанностей нотариуса, консульство составляет, свидетельствует или принимает на хранения завещания и все односторонние акты граждан представляемого государства.
В числе функций в отношении наследства можно назвать уведомление об открытии наследства на территории государства пребывания, принятие мер к охране наследства, представительство наследников на территории государства пребывания, содействие в передаче наследственного имущества.
На консульство возлагается функция по легализации документов и актов, составленных при участии местных властей консульского округа или исходящих от них.
Согласно ст.408 Гражданского Процессуального Кодекса РФ документы, выданные компетентными органами иностранного государства, принимаются судами в РФ при наличии консульской легализации.
Необходимо подчеркнуть, что функции оказания правовой помощи, такие как осуществление представительства граждан своего государства в судебных и иных учреждениях, консул осуществляет без доверенности, в силу своего статуса.
Согласно ст.12 Уголовно - исполнительного Кодекса РФ осужденные к аресту, ограничению или лишению свободы иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими или консульскими представительствами своих государств.
Консул имеет право расследовать инциденты, произошедшие на борту судна, которое принадлежит представляемому государству и содействовать урегулирования споров между капитаном и членами экипажа.
Консульство информирует правительство аккредитующего государства о законах страны пребывания, а также контролирует исполнение международных договоров, включая договоры об экономическом сотрудничестве, судоходстве, воздушной навигации, об оказании правовой помощи и др., участниками которых является представляемое государство и государство пребывания.
При разрыве дипломатических отношений между странами консульские отношения в большинстве случае сохраняются.
Примером является разрыв дипломатических отношений между ФРГ и Югославией в 1957г., который не привел к разрыву консульских отношений. В Белграде консульская служба ФРГ разместилась в посольстве Франции, а консульская служба Югославии в ФРГ разместилась в посольстве Швеции. Также можно привести в пример разрыв дипломатических отношений между Россией и Грузией в августе 2008.
В отсутствие дипломатических отношений особенно актуальны стали вопросы консульского обслуживания граждан России и Грузии, выдачи виз для взаимных поездок.
4 марта 2009 г. состоялся обмен нотами между дипломатическими представителями России и Швейцарии, а также Швейцарии и Г рузии об открытии " секции интересов России в Грузии" при посольстве Швейцарии в Тбилиси и " секции интересов Г рузии в России" при посольстве Швейцарии в Москве. С согласия трех государств данные секции стали разрешать вопросы консульского обслуживания Грузии и России, заниматься выдачей виз.
Закрытие консульского учреждения может наступить в результате соглашения сторон или одностороннего акта.
Консульские отношения прекращаются в связи с ликвидацией государства или переходом консульского округа в состав третьего государства и
1
т.д.
Разрыв консульских отношений может также наступить в результате аннулирования экзекватур, что затрагивает всех или часть консулов представляемого государства. Так, в ответ на попытки вмешательства США во внутренние дела Ирана, правительство этой страны приняло решение закрыть четыре иранских консульства в США .
Таким образом, можно сделать вывод, что прекращение консульской миссии наступает в следующих случаях: [6] [7]
- отозвание консула представляемым государством для замены новым лицом;
- смерть консула;
- закрытие консульского представительства;
- лишение консула экзекватуры государством пребывания;
- прекращение консульских отношений
война между представляемым государством и государством пребывания.
[1] "Консульский устав Российской Федерации" от 05.07.2010 N 154-ФЗ. http://www.szrf.ru/obizdan.phtml
[2] Лапин Г.Э. Консульская служба. М. 2012г. С.201.
[3] Дипломатическое и консульское право./ Мещериков В.А. и др., М., 2016.С.55.
[4] Консульская конвенция между СССР и Турецкой республикой от 27 апреля 1988г. п."в" ч.1 ст.37., http://www.szrf.ru/obizdan.phtml
[5] Консульская конвенция между СССР и КНР от 26 января 1987г. п.4 ч.1ст.9., http://www.szrf.ru/obizdan.phtml
[6] Сабанин А.В. Посольство и консульское право. М., 1930г.С.41.
[7] Бобылев Г.В., Зубков Н. Г. Основы консульской службы. М.,1986.С.60.
|