Воскресенье, 24.11.2024, 15:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Иммунитеты и привилегии консульских представительств

Деятельность консульских представительств может быть успешной при непременном условии обеспечения им и их персоналу необходимых материальных условий и юридических гарантий от вмешательства в их деятельность властей страны пребывания.

Необходимо подчеркнуть, что с этой точки зрения для представляемого государства важно иметь гарантии того, что консульские представительства и их должностные лица пользуются в государстве пребывания тем объемом привилегий и иммунитетов, который обеспечивает им достаточную свободу действий для надлежащего выполнения своих обязанностей.

Такими гарантиями являются законодательное закрепление иммунитетов и привилегий консульских представительств и консульских должностных лиц в многосторонних и двухсторонних консульских конвенциях.

Иммунитет как норма международного права вытекает из общепризнанного принципа суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Попов Виктор Иванович в своей книге "Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство" подчеркивает, что дипломаты не могут быть подчинены другому иностранному государству, по той причине, что они выступают в качестве суверенных представителей независимого государства1.

Исходя из того, кто пользуется иммунитетом, Игорь Павлович Бли- щенко выделяет иммунитеты суверена (главы государства, главы правитель- [1]

 

ства), иммунитет дипломатический, консульский, международных должностных лиц \

Слово " иммунитет "( от лат.imшunitas) означает неподверженность, независимость, под которыми понимаются изъятия из юрисдикции государства пребывания, а под привилегиями - особые правовые преимущества [2] [3] [4].

Консульские привилегии - это льготы, преимущества, которыми наделяются консульские представительства и консульские должностные лица для эффективного выполнения своих функций.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавливает основные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

Проект статей о консульских сношениях и иммунитетах был представлен Ярославом Жоуреком Комиссии международного права ООН в 1957 г. В дополнение к первоначальному проекту он представил в 1963 году еще 13 новых статей. Эти статьи были составлены с учетом положений проекта конвенции о дипломатических сношениях и иммунитетах, принятого комиссией в 1958 г. Члены комиссии стремились в максимально возможной степени приблизить положения проекта о консульских сношениях и иммунитетах, и по содержанию, и по форме, к соответствующим положениям проекта кон-

3

венции о дипломатических сношениях и иммунитетах .

Консульские иммунитеты и привилегии в Венской конвенции 1963г. можно разделить на две категории.

К первой категории относятся вещные иммунитеты и привилегии: -неприкосновенность помещений консульского учреждения, -иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов консульского учреждения,

- фискальный иммунитет консульского учреждения,

- право на беспрепятственные сношения консульского учреждения со своим центром, дипломатическими представительствами аккредитующего государства и другими консульскими учреждениями аккредитующего государства,

- таможенные привилегии и протокольные привилегии консульского учреждения.

Ко второй категории относятся личные иммунитеты и привилегии работников консульского учреждения:

- неприкосновенность личности,

- фискальные иммунитеты,

- таможенные привилегии,

- освобождение от личных повинностей.

Глава 2 Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. устанавливает вещные иммунитеты и привилегии.

В части 1 статьи 30 Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. установлено, что государство пребывания должно либо оказать содействие представляемому государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам и правилам, помещений, необходимых для его консульского учреждения1.

Так, в США в рамках Госдепартамента было создано отделение по иностранным представительствам, которое занимается подбором недвижимости, где могут жить иностранные дипломаты, деятельность отделения регламентирована Законом об иностранных представительствах, подписанным

Л

Президентом США 24 августа 1982г .

Конкретный порядок предоставления консульскому учреждению земельного участка и зданий регулируются законодательством страны пребывания и двусторонними соглашениями, заключенными между государствами, исходя из принципа взаимности. [5] [6]

31 статья Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. говорит о неприкосновенности консульских помещений.

Консульские помещения - это здания или части здания, используемые исключительно для целей консульского учреждения, включая резиденцию главы консульства, а также обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них.1

Неприкосновенность означает "защищенность от всякого посягатель-

Л

ства со стороны кого - либо" '

Именно защищенность помещений консульского учреждения является главным в понятии "неприкосновенность".

Неприкосновенность помещений консульского учреждения обеспечивается путем выполнения государством пребывания двух обязанностей:

осуществление эффективной внешней охраны помещений (зданий и земельного участка), а также ограничение доступа властей страны пребывания в помещения консульства.

Неприкосновенность консульских помещений имеет свои характерные особенности.

В соответствии с п.2 ст. 31 Венской конвенции 1963г. власти государства пребывания не имеют права вступать без разрешения консула только в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульских учреждений.

Однако, согласно этой статье, согласие главы консульского учреждения, предполагается в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты, т.е. в этих случаях эта неприкосновенность нарушается.

Консульские конвенции дополняют и детализирую данную норму права. В Консульской конвенции между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой от 6 июня 1995 года подчеркивается что в случае [7] [8] прямого отказа со стороны главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства, власти государства пребывания не могут вступать в консульские помещения в случае пожара или другого стихийного бедствия и ни в коем случае властям не разрешается нарушать принципы неприкосновенности архива консульских помещений.1 Аналогичное положение содержится в Консульской Конвенции между Российской Федерацией и Республикой Индией от 21 декабря 1998 года, в Консульской Конвенции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 1995 года, в Консульской Конвенции между Российской Федерацией и Республикой Болгария от 7 сентября 1995г.

В Консульской Конвенции между СССР и Французской Республикой от 8 декабря 1966 года прямо установлено что здания или части зданий, используемые исключительно для целей консульства, а также земельный участок, обслуживающий эти здания или части зданий, и резиденция главы консульства неприкосновенны, власти государства пребывания не могут вступать в здания, части зданий, используемые исключительно для целей консульства, или на земельный участок, обслуживающий эти здания или части зданий, и в резиденцию главы консульства без согласия на это главы консульства, главы дипломатического представительства представляемого государства, или лица, назначенного одним из них 2.

В Консульской Конвенции между СССР и Королевством Норвегия от 7 декабря 1971 года особо подчеркивается, что данное согласие необходимо в каждом отдельном случае.

Ч.4 ст.31 Венской конвенции 1963г. предусматривает возможность реквизиции помещений в целях государственной обороны или для общественных нужд, в таких случаях государство пребывания должно обеспечить выполнение консульских функций. При реквизиции выплачивается соответ- [9] [10] ствующая и эффективная компенсация. Положение аналогичного характера содержится и в двусторонних конвенциях.

Статья 33 Венской конвенции 1963г. устанавливает абсолютную неприкосновенность консульских архивов и документов в любое время и независимо от их местонахождения.

Потемкин Владимир Петрович, подчеркивал значимость данного положения, называя "основной привилегией консулов"1.

Консульские архивы - это бумаги, документы, корреспонденция, книги, фильмы, записи, реестры консульского учреждения, а также шифры, коды, картотеки [11] [12] [13].

Особенно важно это положение, когда в силу какой - либо причины документы консульства находятся за пределами помещений.

Статья 35 Венской конвенции 1963г. устанавливает, что государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей.

Пункт 2 статьи говорит, что официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению

-5

и его функциям .

Пунктам 1 и 2 ст. 35 противоречит пункт 3, так как обязанность охранять свободу сношений представительства означает, что принимающему государству запрещается вмешиваться в сообщение консульства и правительства представляемого государства, в сообщение с дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями.

Однако в пункте 3 установлено, что в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, предназначенной исключительно для официального использования, они вправе предъявить требование, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии представителем представляемого государства. В случае отказа, вализа возвращается в место отправления.

Вместе с тем, например, в Консульской Конвенции между Российской Федерацией и Республикой Индией от 21 декабря 1998 года, прямо установлено что консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. В Консульской Конвенции между СССР и Французской Республикой от 8 декабря 1966 года установлено, что служебная переписка консульства, независимо от того, какие средства связи им используются, и официально опечатанные вализы, которые имеют видимые внешние знаки, указывающие на их официальный характер, являются неприкосновенными и не подвергаются контролю или задержанию со стороны властей государства пребывания \ Данное положение отрицает любую возможность вмешательства в корреспонденцию консульского представительства. Также в Консульской Конвенции между Российской Федерацией и Республикой Индией от 21 декабря 1998 г. прямо установлено что консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Аналогичное положение содержится в Консульской Конвенции между СССР и Швецией от 30 ноября 1967 года.

В 35 статье Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. также определяется статус консульского курьера. Причем особо обращается внимание на то, что при выполнении своих функций консульский курьер должен находиться под защитой государства пребывания. Ему представляется личная неприкосновенность, он не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой- либо форме. [14]

 

Хотя консульские курьеры и состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующего государства, но, как правило, не имеют консульских рангов и не входят в состав персонала консульства. Этим объясняется сравнительно небольшой объем иммунитетов консульских курьеров.

Права консульских курьеров в основном регулируются двусторонними консульскими конвенциями между государствами на основе принципа взаимности. На практике недостаточная урегулированность статуса консульских курьеров нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, которые возникают в связи с личным досмотром курьеров и их багажа при прохождении таможенного контроля.

Возможность досмотра курьеров и их багажа предусмотрена законодательством государств. Международное право не разрешает досматривать только консульскую вализу, а по поводу самого курьера, его багажа, ручной клади, не запечатанной в консульскую вализу, ничего в Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. не сказано.

Неурегулированным в международно - правовом отношении является вопрос о возможности ввоза в страну и ношения оружия консульскими курьерами. Многие страны, в том числе и Россия, направляют курьеров, вооруженных оружием, а некоторые страны, например США, используют невооруженных курьеров. Россия на основе принципа взаимности разрешает ввоз оружия иностранным курьерам. В ноте МИД СССР от 8 июня 1981г. сообщалось, что "через Государственную границу СССР пропускается на основе взаимности только личное огнестрельное оружие военных образцов, принадлежащее дипломатическим курьерам или другим лицам, следующим с дипломатической почтой. Указанным лицам разрешается провозить по одному предмету огнестрельного и холодного оружия". Данное указание, действующее и в настоящее время, распространяется и на консульского курьера.

Следует отметить, что Венская конвенция 1963г. регламентирует

направление лишь сопровождаемой консульской почты. Однако в настоящее

время широкое распространение получила пересылка консульской почты по

53

 

обычным каналам связи. Многими странами используется пересылка консульской почты вместе с дипломатической, а также консульскими грузовыми отправлениями. Возможность такой пересылки закрепляется в двусторонних соглашениях между государствами.

Неурегулированным в международно - правовом отношении является вопрос о возможности проверки консульской почты техническими средствами, например установленными в аэропортах металлодетекторами, ренгентов- скими установками, детекторами взрывчатых веществ1.

Привилегии консульского представительства включают также право устанавливать консульский щит и поднимать флаг представляемого государства на здании консульского представительства, освобождение от любых видов налогов, сборов и пошлин всех консульских помещений и жилищ консульских должностных лиц. Необходимо подчеркнуть, что освобождение от налогов, сборов и пошлин составляет еще один вид ограничений, налагаемых международным правом на осуществление территориального суверенитета принимающим государством в отношении консульских представительств и их должностных лиц. Для предоставления данной льготы есть определенные основания.

Во - первых, консульское представительство является органом субъекта направляющего, а не принимающего субъекта, поэтому нет причины, по которой оно должно платить налоги принимающему субъекту.

Во - вторых, обязательство консульского представительства и его персонала платить налоги явилось бы формой оказания принуждения со стороны принимающего государства. Это также дало бы государству пребывания право делать запросы об их доходах, что запрещено в соответствии с принципом личной неприкосновенности.

Необходимо подчеркнуть, что личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, который следует [15]

 

вместе с этими лицами, освобождается от досмотра, однако от таможенного досмотра имущество предназначенное для консульских учреждений, не освобождается1.

Таким образом проанализировав вещные иммунитеты и привилегии консульских представительств, необходимо подчеркнуть что Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. содержит несколько противоречивых, по мнению автора, положений.

Так часть вторая статьи 31 устанавливает, что в случае пожара согласие консульского учреждения на нарушение неприкосновенности консульского учреждения не требуется, входит в противоречие с частью первой данной статьи где установлено что власти пребывания могут вступать в часть консульских помещений которая используется для работы консульского учреждения только при наличии согласия главы консульского представительства. Данное противоречие, по мнению автора, нарушает принцип неприкосновенности консульских учреждений.

Также необходимо подчеркнуть, что подобное расхождение можно выделить и в статье 35 Венской конвенции о консульских сношениях 1963г., пункт 2 которой устанавливает что официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна, однако пункт 3 которой гласит что в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального использования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства.

Автор считает, что целесообразно для реализации принципа полной неприкосновенности консульской вализы устранить данное противоречие и подчеркивает что данное положение предоставляет возможность в любое [16] время государству пребывания прервать свободные сношения консульского учреждения со своим правительством или дипломатическим представительством, а также подвергает угрозе беспрепятственное осуществление консульским учреждением его функций и создает значительные трудности для работы консульского учреждения.

 

[1] Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика: Курс лекций. М.,2006.С.39.

46

[2] Блищенко И. П. Дипломатическая служба. М.,1990г.С.12.

[3] Абашидзе А.Х. Чистоходова И.А. Дипломатическое и консульское право. М., 2015. С. 56.

[4] Тункин Г.И., Быков Д.В. Проект кодекса консульского права.// Советское государство и право. 1961г.,№ 1 С. 55 - 56.

[5] Венская конвенция о консульских сношениях от 1963г.ч.1ст.30., http://www.szrf.ru/obizdan.phtml

[6] Абашидзе А.Х. Чистоходова И.А. Дипломатическое и консульское право. М.,2015. С.78.

[7] Венская конвенция о консульских сношениях от 1963г. ч.1 ст.1., http://www.szrf.ru/obizdan.phtml

[8] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.1984г. С.360.

[9] Консульская конвенции между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой от 6 июня 1995 года., Действующее международное право. В 3-х томах. Том 1.- М.:1999. С. 635.

[10] Консульская конвенция между СССР и Французской Республикой от 26 марта 1968г. ст.21., http://www.szrf.ru/obizdan.phtml

[11] Потемкин В.П. История дипломатии.Т.3.- М.,1945.С.802.

[12] Бобылев Г.В., Зубков Н. Г. Основы консульской службы. М.1986.С. 140.

[13]Венская конвенция о консульских сношениях от 1963г. ч.2 ст.35, http://www.szrf.ru/obizdan.phtml

[14] Консульская конвенция между СССР и Французской Республикой от 26 марта 1968г. ст.19., http://www.szrf.ru/obizdan.phtml

[15] Плотникова О.В.Дубровина О.Ю. Консульское право и консульские отношения. М., 2016.С.15.

54

[16] Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., ст.50., Действующее международное право. В 3-х томах. Том 1.- М.:1999.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (04.04.2018)
Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%