Воскресенье, 24.11.2024, 15:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Применение технических средств охраны и надзора в целях поддержания установленного режима отбывания наказания

Уголовно-исполнительное законодательство наделило администрацию исправительных учреждений правом использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получения необходимой информации о поведении осужденных (ст. 83 УИК РФ)[1].

Таким образом, применение технических средств надзора при осуществлении надзора за осужденными в учреждениях УИС не нарушает прав граждан, закрепленных в Конституции РФ[2], и осуществляется на основании конституционных норм.

Несмотря на то, что администрация исправительных учреждений информирует осужденных[3] о применении в их отношении данных технических средств, она не обязана указывать, в каких местах эти средства размещены.

В идеальном варианте технические средства надзора и контроля могут использоваться как гласно, так и скрытно (негласно) во всех местах на территории исправительного учреждения, где находятся, или могут находиться осужденные. Знание этого факта осужденными в определенном смысле заставляет их корректировать свое поведение, вплоть до отказа от совершения правонарушения. Информированность осужденного о постоянном контроле за его действиями с помощью современных технических средств может рассматриваться в качестве предупредительного фактора, влияющего на возможность совершения осужденным правонарушения.

К юридическим документам, определяющим возможность использования технических средств в исправительных учреждениях, относятся:

– Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные права и свободы человека, а также определена возможность ограничения этих прав[4];

– Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части определения возможности изъятий и ограничений в отношении осужденных, установленных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, а также наделения правом применения в определенных случаях технических средств[5];

– Закон РФ от 21 июля 1993г . № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» в части наделения правом учреждений, исполняющих наказания, осуществлять фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку[6];

– Уголовный кодекс РФ 1996г. в части определения ответственности за превышение должностных полномочий сотрудниками УИС[7];

– Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором указано, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде[8];

– Федеральный закон от 7 июля 2003г. № 126-ФЗ «О связи», регламентирующий процесс передачи видеоинформации по каналам связи и электромагнитной совместимости технических средств видеонаблюдения с другими радиоэлектронными средствами гражданского и военного назначения[9].

Более детально вопросы применения технических средств видеонаблюдения находят отражение в ведомственных нормативных актах, основными из которых являются:

– Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях[10];

– Руководство по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы[11];

– Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы[12] и т. д.

В связи с активизацией государственных мер по борьбе с преступностью, в местах лишения свободы концентрируется наиболее опасная категория осужденных и наблюдается рост криминальной составляющей в среде спецконтингента. В этих условиях задача обеспечения надежной охраны и изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с соблюдением требований законности и правопорядка остается одной из первоочередных задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний. Вследствие этого совершенствование системы охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, ее форм и методов актуализируется.

Обеспечить надежную охрану объектов УИС, изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, опираясь только на физическую охрану, осуществляемую личным составом учреждений, практически не представляется возможным. Успешное выполнение данных задач реально только при рациональном сочетании «человеческого фактора» с широким спектром современных и эффективных инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН).

Применение современных ИТСОН позволяет в значительной степени снизить вероятность совершения побегов, обеспечить надежную охрану и изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, постоянный надзор за ними.

Особую актуальность данное направление деятельности приобретает в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, отсутствия возможностей увеличения численности личного состава для обеспечения постоянного контроля за осужденными. Общероссийская статистика показывает, что в тех учреждениях, где устанавливаются и грамотно используются технические средства, удалось снизить количество правонарушений на 25%. В этом случае играет роль боязни осужденных, знающих, что их могут увидеть, и впоследствии наказать за допущенные правонарушения.

При внедрении систем визуального наблюдения обеспечивается возможность всеохватывающего контроля за ситуацией на территории учреждения. Оператор поста видеоконтроля и дежурный помощник начальника колонии имеют возможность быстро, достоверно получать информацию о состоянии охраны, как на периметре учреждения, так и на внутренней его территории. Они могут просматривать все внутренние посты, контролировать качество исполнения младшими инспекторами учреждений своих обязанностей и соблюдение режимных требований, достоверно квалифицировать факты срабатываний охраны на периметре учреждения и тревожной сигнализации на внутренних постах.

Следует отметить, что применение инженерно-технических средств охраны и надзора, создание на их основе интегрированных комплексов безопасности способствуют повышению надежности охраны объектов ИУ, совершенствованию контроля за поведением осужденных. Эти средства способны пресекать побеги. Кроме того, оборудование периметра запретных зон современными инженерно-техническими средствами, их надежная работа по созданию преград нарушителю, своевременной выдаче сигналов обнаружения оказывают важное предупредительное воздействие на осужденных, поскольку у последних формируется представление о том, что их противоправные действия находятся под контролем администрации, а попытки совершить преступление или подготовку к нему (например, побег путем преодоления запретной зоны) будут обнаружены с помощью техники.

Необходимо отметить, что использование технических средств в обеспечении надзора не ограничивается одними видеокамерами. Начиная с 2005 года, они используются в рамках единых систем безопасности. Они объединяют в себе системы мониторинга управления внутренней территории, защиты периметра колонии, а также обеспечивают возможность взаимного дублирования пультов различных служб, подключение новых устройств, аппаратуры, а также дистанционный контроль со стороны региональных управлений.

На данный момент значительно расширилась номенклатура технических средств, централизованно поставляемых в учреждения УИС, таких как: интегрированные комплексы технических средств охраны и надзора для исправительных колоний «Тобол», «Пахра», «Сова», «Микрос» и «Рубеж», радиолучевые датчики обнаружения «Арбалет-Б», изващатели охранные линейные «ПАРАЛЛЕЛЬ-01», емкостные средства обнаружения «МИКРОС-101м», датчики обнаружения оптические лазерные «Рапира-Б», противоподкопные датчики «КРОТ-Б», металлодетектор магнитоиндуктивный «Гвоздика 003» и многое другое[13].

В настоящее время в силу недостаточности современных технических средств охраны и контроля, а также прогрессирующего старения инженерных сооружений необходимо основную работу направить на:

- оборудование объектов современными интегрированными системами безопасности, замена морально и физически устаревшей аппаратуры надежными и устойчиво работающими изделиями различного принципа действия, выполненными на современной элементной базе;

- серийное внедрение современных средств видеонаблюдения как на периметре, так и на внутренней территории учреждений.

Современные средства видеонаблюдения должны обладать большой разрешаемой способностью и быть адаптированы к применению в любых климатических условиях в разное время суток. Отдельным перспективным направлением применения средств дистанционного наблюдения является использование камер общего обзора купольного исполнения, устанавливаемых на вышках высотой 20–40 метров. С помощью них возможно осуществление контроля внутренней территории объекта, периметра и прилегающей к охраняемому объекту местности.

Также перспективным направлением для осуществления надзора за осужденными, является система электронной регистрации по биометрическим параметрам пальцев. Цель использования новейшей системы распознавания – полностью исключить человеческий фактор при проведении проверок наличия осужденных в исправительных учреждениях. Система бесконтактного надзора позволяет проводить проверку осужденных автоматически и полностью исключает подмену одного человека другим, так как отметка происходит по отпечаткам пальцев. Отпечатки пальцев заносятся в базу данных на каждого осужденного, подделать их невозможно. Время прохождения биометрического контроля составляет до 3-х секунд. Информация о каждой отметке осужденного поступает в центральную базу на компьютер оператора, который установлен в помещении дежурной части. Если по каким-то причинам осужденный не отметился на пункте биометрической регистрации, система после окончания проверки выдает сигнал тревоги[14].

Широкое применение видеоконтрольных устройств позволяет создать условия для профилактики правонарушений среди осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечить возможность немедленного реагирования и пресечения нарушения порядка и законности. Оборудование средствами видеонаблюдения территории учреждений, мест несения службы караулами и дежурными сменами позволяет получать более полную и достоверную информацию о качестве выполнения задач служебными нарядами, оперативно выявлять нарушения, возникающие в процессе организации службы, своевременно принимать меры для их устранения, повысить уровень дисциплины среди сотрудников. В учреждениях, где активно внедряются средства видеоконтроля, отмечается значительное снижение правонарушений, практически изжиты случаи небдительного несения службы часовыми, нарушений правил порядка их смены.

стоит отметить тот факт, что при применении видеоконтрольных устройств, облегчается задача установления зачинщиков возникающих в среде спецконтингента конфликтов, преступлений и правонарушений[15].

В настоящее время в исправительных учреждениях установлено 247 интегрированных систем безопасности, в том числе в 2014 году территориальными органами ФСИН России централизованно получены 90 базовых комплектов таких систем. В надзоре за осужденными на постоянной основе используется более 49 тыс. камер видеонаблюдения (2013 год – 43 431; 2012 год – 35 267). В ряде колоний-поселений успешно проведен эксперимент по применению электронных браслетов к осужденным, проходящим лечение в

учреждениях муниципального здравоохранения, а также к осужденным, трудоустроенным на малочисленных выездных объектах.

Активно внедряя средства видеонаблюдения, можно уже в ближайшее время добиться коренного улучшения обеспечения режима в ИУ. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы РФ на пути совершенствования технических средств возникает множество проблем, тем не менее, их необходимо решать. Обеспечить совершенствование инженерно-технических средств, сохранить все лучшее из опыта работы за прошедшие десятилетия – приоритетные задачи на сегодняшний день. Их решение – залог повышения эффективности деятельности всей уголовно-исполнительной системы.

В настоящее время остается острым вопрос комплектования специалистов в области использования инженерно-технических средств охраны и надзора, порой их слабая подготовленность к решению новых задач, проблемы организационного характера, а также укоренившийся за последние годы подход руководства многих учреждений и органов различных уровней к проблемам технического переоснащения как к вторичным. Сказывается и явно недостаточное финансирование, столь необходимое именно сейчас. Проблема финансирования технического переоснащения, как правило, в настоящее время ложится «на плечи» самих учреждений, что создает руководству ИУ определенные трудности при исполнении указаний вышестоящих органов.

Также стоит отметить, что многократное увеличение количества видеокамер по надзору за осужденными в исправительных учреждениях, а от сюда, и увеличение количества мониторов на постах видеоконтроля не могло положительно сказаться на качестве контроля за поведением осужденных. Очень сложно одному-двум операторам отслеживать обстановку, когда перед глазами находятся изображения от 50-80 камер видеонаблюдения[16].

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в связи с проводимой оптимизацией численности сотрудников УИС, для организации службы на постах видеоконтроля и тем самым выполнения требований законодательства и указаний ФСИН России, потребовалось провести оргштатные мероприятия. Не имея возможности укомплектовать новыми кадрами посты видеонаблюдения, приходится снимать сотрудников с других объектов, постов и т.п., при этом пришлось вносить корректировки в планы надзора исправительных учреждений, что, на мой взгляд, также негативно сказывается на других направлениях по надзору в исправительных учреждениях.

 

[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Собрание законодательства РФ», 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 45, ст. 5140

[2] Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398.

[3] Приложение №2

[4] Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398.

[5] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Собрание законодательства РФ», 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 45, ст. 5140

[6] Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 06.04.2015) // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.1993, N 33, ст. 1316.

[7]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015) // «Собрание законодательства РФ», - 1996, N 25, ст. 2954.

[8] Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // «Собрание законодательства РФ», 1995, N 33, ст. 3349

[9] О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // «Собрание законодательства РФ», 2003, N 28, ст. 2895.

[10] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях: утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13.07.2006 N 252-дсп // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 31, 31.07.2006.

[11]Руководство по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы: утверждена приказом ФСИН РФ от 18.08.2006 N 574 // "Ведомости уголовно-исполнительной системы", N 5 - 7, 2007

[12] Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы: утверждено приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 N 279.

[13] Приложение №3

[14] Приложение №3

[15] Приложение №4

[16] Приложение №5

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (04.04.2018)
Просмотров: 320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%