Положения статьи 84 УИК РФ[1] являются относительно новыми для уголовно-исполнительного законодательства РФ, хотя в системе ИУ оперативные службы имелись всегда и оперативно-розыскная деятельность осуществлялась постоянно.
Статья 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[2] определяет оперативно - розыскную деятельность, как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Статья 84 УИК довольно подробно определяет задачи проводимой в ИУ оперативно-розыскной деятельности. Прежде всего, называется задача обеспечения безопасности осужденных, персонала ИУ, иных лиц. Выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания выступают также в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности.
Следует отдать должное оперативным аппаратам ИУ в успешности решения именно этой задачи: предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений со стороны осужденных происходит постоянно.
Результатом такой работы являются изъятые запрещенные предметы и вещества, перекрытие каналов их поступления в ИУ.
Важной задачей выступает также розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из ИУ, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы[3].
Побеги осужденных дезорганизуют практически всю работу ИУ, создавая нездоровый психологический климат. Поэтому быстрейшее задержание бежавших - задача первостепенной важности; задержанного беглеца, как правило, доставляют в ИУ, из которого он совершил побег. Это делается для профилактики подобных правонарушений.
Задачей оперативно-розыскной деятельности в ИУ является также содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия их в ИУ.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» дает исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, с помощью которых решаются вышеназванные задачи:
- опрос;
- наведение справок;
- сбор образцов для сравнительного исследования;
- проверочная закупка;
- исследование предметов и документов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи;
- оперативное внедрение;
- контролируемая поставка;
- оперативный эксперимент[4].
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
В каждом ИУ имеется оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью. Работников оперативных отделов осужденные знают в лицо, поэтому свою профессиональную деятельность им приходится выполнять в довольно сложных условиях всеобщего наблюдения со стороны осужденных.
Те или иные оперативные мероприятия в отношении осужденных могут проводить и другие уполномоченные на то органы, указанные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
Если указанным органам необходимо провести с осужденными те или иные оперативно-розыскные мероприятия, то они обычно входят в контакт с осужденными через оперативных работников ИУ или вышестоящих аналогичных аппаратов, хотя не исключены и их самостоятельные действия[5].
Оценивая сложившуюся в России криминологическую и пенитенциарную ситуации нельзя признать их положительно трансформирующимися. По-прежнему остается достаточно высоким уровень регистрируемой преступности, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений, что отражается на общем числе и структуре осужденных, что предопределяет негативные тенденции в пенитенциарной ситуации. В этих условиях возрастает значение и роль оперативно-розыскной деятельности при исполнении уголовных наказаний в установлении нормального функционирования ИУ, обеспечения безопасности осужденных, персонала ИУ и иных лиц, в своевременном выявлении, подготовки и совершения преступлений, их предупреждения и раскрытия, розыска лиц, совершивших побеги или уклоняющихся от отбытия уголовных наказаний. Эффективность ОРД в ИУ достигается за счет непрерывного получения оперативно-значимой информации по всем параметрам процесса отбывания наказания, постоянного контроля за лицами, криминальный потенциал которых требует реагирования на все выявляемые факты подготовки и совершения правонарушений, особенно когда речь идет об осужденных, входящих в группировки отрицательной направленности.
Вместе с тем приходится констатировать, что в Концепции развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в РФ до 2020 г.[6] вопросы ОРД своего видения не получили, хотя заслуживают самостоятельного внимания и представлений о путях правового и организационного совершенствования в условиях меняющейся ситуации в системе исполнения и отбывания уголовных наказаний. В общем виде о развитии ОРД в ИУ можно судить по содержанию некоторых положений раздела «Обеспечение режима и безопасности» указанной Концепции. В частности, предполагается создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности УИС, ведение мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля, совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава ИУ осужденными с лицами, находящимися за пределами ИУ и т.п. Но для ОРД они весьма не конкретны.
Есть основания полагать, что по мере ухудшения пенитенциарно -криминологических характеристик осужденных в местах лишения свободы интенсивность пенитенциарных конфликтов и злостных нарушений режима, порождающих преступления будет нарастать. Эти явления потребуют интенсификации ОРД и повышения эффективности осуществляемых мероприятий в рамках четко прописанных правовых положений.
Нормативное регулирование ОРД, в том числе ведомственное должно учитывать особенности условий, объектов, в отношении которых необходимо осуществление оперативно-розыскных действий. Но при этом не может быть существенных расхождений с нормами базового закона, в частности ФЗ «Об ОРД»[7]. Однако ст.84 УИК[8] в числе задач ОРД в ИУ допускает выявление, предупреждение и раскрытие не только преступлений, но и нарушений установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы. Указанные нарушения, будучи пенитенциарными по сути и месту совершения, достаточно разнообразны по степени общественной опасности, но они не являются преступлениями и, как правило, не влекут уголовной ответственности. Это и приобретенные осужденными запрещенные предметы и вещества, деньги, средства связи, нелегально поступившая корреспонденция, но и нарушения форменной одежды, курение в не положенных местах, оскорбление представителей персонала ИУ и т.п. Выявление всех нарушений режима отбывания наказания в местах лишения свободы с помощью ОРД неправомерно, не соответствует целям и задачам ОРД, указанным в ст.2 ФЗ «Об ОРД». К тому же такое использование арсенала средств и методов ОРД, достаточно дорогостоящих, расточительно, особенно если учесть, что они должны применяться в тех случаях, когда решить задачи иными путями невозможно или затруднительно, например, для выявления и предотвращения таких злостных нарушений, указанных в ст. 116 УИК, которые, несут в себе, опасный криминогенный потенциал, нередко приводящий к пенитенциарным конфликтам между враждующими группировками осужденных, распространение азартных игр, насильственное притеснение некоторых категорий осужденных и др.
В.С. Злобин по этому поводу, предлагает внести дополнения в ст.2 ФЗ «Об ОРД» задачей обеспечения режима исполнения наказания в виде лишения свободы, поскольку по смыслу этой статьи не допускается осуществление ОРД для достижения иных целей и задач, чем те, которые предусмотрены в Законе. Исходя из этого, следует сформулировать одну из задач ОРД[9], как «поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также пepcoнaлa, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений».[10]
Совместно с выше сформулированными задачами ОРД необходимо также конкретизировать положения ст. 84 УИК РФ[11] об использовании средств и методов ОРД в выявлении, предупреждении и раскрытии правонарушений установленного порядка отбывания наказания (режима) в местах лишения свободы. Целесообразно указать в норме УИК, какие нарушения криминогенно и пенитенциарно опасны, когда применение ОРД целесообразно и правомерно. Представляется, что к ним должны быть отнесены такие нарушения, борьба с которыми является одной из предпосылок предупреждения преступлений:
- приобретение и употребление наркотических средств и психотропных веществ;
- изготовление, хранение или передача запрещенных предметов, особенно изъятых из гражданского оборота;
- организация подготовки к групповым неповиновениям;
- создание группировок отрицательной направленности;
- подготовка к захвату заложников;
- установление противоправных связей с осужденными в других учреждениях или с криминалом, оставшимся «на воле» и некоторые другие.
В правоприменительной практике оперативных подразделений мест лишения свободы существует проблема разграничения некоторых оперативно-розыскных, (ст. 6 ФЗ «Об ОРД») и режимных мероприятий (ст.82, 83 УИК). Согласно Закона, общими основаниями для проведения ОРМ являются фактические данные, достаточные для предположения о подготовке или совершения преступления или опасных форм нарушений режима, способных привести к уголовно-наказуемым деяниям и нарушению системы безопасности.
В соответствии со ст.8 ФЗ «Об ОРД» проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные, права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допустимо на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершающегося или совершенного преступления и причастных к нему лицах. Но необходимо принимать во внимание, что проведение ОРМ в СИЗО и ИУ имеет объективную обусловленность, связанную с деятельностью и непрерывностью процесса раскрытия преступлений, в том числе прошлых лет, розыска уклоняющихся от исполнения меры пресечения или отбывающих наказание лиц, необходимостью обеспечения безопасности участников уголовного процесса и персонала СИЗО и ИУ; выявления и преодоления противодействия уголовному правосудию и безопасному функционированию СИЗО и ИУ.
Указанные задачи и конкретные условия, в которых они решаются, как правило, не должны, по моему мнению, ставить проведение ОРМ в зависимость от судебного решения. Для уяснения оснований проведения ОРМ в отношении отдельных категорий лиц следует руководствоваться положениями ст.55 (ч. 3) Конституции РФ[12], которая допускает возможность ограничения прав человека и гражданина, в том числе по отношению к лицам, совершающим преступления, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, а также иных норм законодательных актов. Содержание под стражей, исполнение уголовных наказаний без изоляции, но имеющих ограничения (ст.43 УИК РФ)[13] по судебному решению само по себе существенно сокращает объем конституционных прав человека.
В интересах безопасности, решения задач уголовного правосудия, исполнения и отбывания наказания предусмотрена совокупность правовых норм, определяющих режим. Они обеспечивают соблюдение ограниченных прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также исполнение задач, предусмотренных УПК РФ[14] и УИК РФ. В исправительных учреждениях осужденные, а также помещения, в которых они проживают или временно находятся, могут подвергаться обыску, а вещи досмотру. При этом обыск жилых помещений в присутствии осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства (п.5 ст. 82 УИК). Администрация вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения преступлений и нарушений режима (ст. 83 УИК). Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации (ст.91 УИК), а телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом ИУ (ч. 5 ст.92 УИК).
Все отмеченные режимные мероприятия вправе проводить соответствующие подразделения ИУ. О возможности их проведения ставятся в известность под подписку лица, прибывшие в СИЗО и ИУ (ст.83 УИК). Но время их проведения, постоянно или краткосрочно, место осуществления, в отношении каких лиц - решает администрация. Поэтому нередко оперативно-розыскные мероприятия проводятся как режимные без судебных решений. Представляется, что данная практика нуждается в соответствующем нормативном разрешении, закреплении права оперативных подразделений СИЗО и ИУ проводить ОРМ, предусмотренных п.п. 8-11 ст.6 ФЗ «Об ОРД»[15] без судебного решения на основании мотивированного постановления руководителей в процедурах, указанных в ФЗ «Об ОРД» и соответствующих нормативных актах.
Также, по мнению В.С. Злобина, существенным недостатком в нормативном регулировании оперативно-розыскной деятельности, значительно снижающим, в том числе, эффективность борьбы с преступлениями и нарушениями режима содержания, совершаемыми осужденными в местах лишения свободы, следует признать отсутствие законодательного определения оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим, автор предлагает дополнить ст. 7 ФЗ «Об ОРД»[16] пунктом, устанавливающим такое основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий, как необходимость добывания информации, использование которой обеспечивает правопорядок и законность в пенитенциарных учреждениях, безопасность содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений[17]. Это также вытекает из требований ст. 84 УИК РФ[18] и ст. 13 и 14 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[19].
[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Собрание законодательства РФ», 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 45, ст. 5140
[2]Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // «Собрание законодательства РФ», 1995, N 33, ст. 3349
[3] Бриллиантов А.В., С.И. Курганов под ред. Брилиантова А.В. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // - М.: «Проспект», 2013. – С.79.
[4] Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // «Собрание законодательства РФ», 1995, N 33, ст. 3349
[5] Бриллиантов А.В., С.И. Курганов под ред. Брилиантова А.В. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // - М.: «Проспект», 2013. – С.78.
[6] Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 31.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 2010, N 43, ст. 5544.
[7] Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // «Собрание законодательства РФ», 1995, N 33, ст. 3349
[8] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Собрание законодательства РФ», 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 45, ст. 5140
[9] Приложение №7
[10] Злобин В.С. Оперативно-розыскные меры по обеспечению режима в исправительных учреждениях ФСИН России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени КЮН (на правах рукописи). – Владимир: 2010. – С.15.
[11] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Собрание законодательства РФ», 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 45, ст. 5140
[12] Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398.
[13] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Собрание законодательства РФ», 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 45, ст. 5140
[14] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // «Собрание законодательства РФ», – 2001. - N 52 (Ч. I). - Ст. 4921.
[15] Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // «Собрание законодательства РФ», 1995, N 33, ст. 3349
[16] Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // «Собрание законодательства РФ», 1995, N 33, ст. 3349
[17] Приложение №6
[18] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Собрание законодательства РФ», 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 45, ст. 5140
[19] Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 06.04.2015) // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.1993, N 33, ст. 1316.
|