Режим особых условий в исправительных учреждениях определен статьей 85 УИК РФ[1].
Данная статья в отличие от ранее действовавшего законодательства[2] содержит больше оснований для введения в ИУ режима особых условий.
Кроме массовых беспорядков, УИК называет дополнительно стихийные бедствия, введение в районе расположения ИУ чрезвычайного или военного положения, а также групповые неповиновения осужденных. Все эти обстоятельства в любом виде могут послужить основанием для принятия решения о введении режима особых условий.
Стихийное бедствие представляет собой явление природного характера (землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и т.п.), ставящее ИУ в экстремальное состояние. Чрезвычайное или военное положение объявляется соответствующим субъектом исполнительной власти, на основании чего расположенное в данном районе ИУ автоматически переводится на режим особых условий. Массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных наиболее часто по сравнению с другими основаниями влекут принятие решения о введении режима особых условий.
В этом случае, если не принять необходимых мер по их ликвидации, могут наступить тяжелые последствия (разгром ИУ в целом или отдельных его частей, причинение вреда жизни и здоровью осужденных, персоналу и иным лицам).
Групповые неповиновения осужденных характеризуются, как правило, пассивной формой поведения (отказы от приема пищи, невыход из помещений, на работу и т.п.), когда осужденные отказываются выполнять распоряжения администрации и возложенные на них обязанности.
Близки к групповым неповиновениям групповые хулиганские действия, проявляющиеся активно и в ряде случаев связанные с насилием над личностью осужденных, но они обусловлены все, же хулиганскими мотивами, а не стремлением противодействовать администрации ИУ. К тому же обычно групповые хулиганские действия носят локальный характер.
Массовые беспорядки связаны не просто с неисполнением распоряжения администрации, а выражаются в погромах, поджогах, избиениях осужденных, расправах с не угодными, в захватах заложников и в ряде подобных действий. В данном случае под угрозу ставится общественная безопасность, жизнь и здоровье осужденных и персонала.
Мотивы подобных действий, как правило, обусловлены недовольством существующими порядками, требованиями их изменения, предоставления незаконных привилегий, смены тех или иных представителей администрации и другими аналогичными по своей мотивационной окраске требованиями.
Так, ночью 28 марта 2014 года, группа осужденных исправительной колонии ФКУ ИК №6 общего режима (г. Клинцы) УФСИН России по Брянской области, численностью около 120 человек, устроили массовую протестную акцию, закрылась в одном из помещений учреждения, била стекла в окнах, в которые выбрасывались мебель, матрасы и зажженные простыни. 23 осужденных порезали себе предплечья и объявили голодовку. На крыше здания были сорваны и подожжены фрагменты кровли. Прибывшую пожарную машину заключенные забросали различными предметами, препятствуя тушению возгораний. Также были избиты дневальные, уборщики, бригадиры из числа осужденных отряда. После встречи с представителями УФСИН и прокуратуры осужденные голодовку прекратили. Свое недовольство бунтующие объяснили привилегированным положением и безнаказанностью осужденных из так называемого «актива», противоправные действия которых, оставались без внимания администрации исправительной колонии №6.[3]
9 декабря 2014 года на законные требования сотрудников СИЗО-1 ГУФСИН России по Челябинской области выйти из камеры, осужденный К. (у которого был обнаружен сотовый телефон), призвал других заключенных к членовредительству. Спецконтингент соседней камеры потеряв из поля зрения осужденного К. начал стучать в двери камеры, лить воду в коридор, устраивать задымление путем поджога клочков ваты из матрасов и призывать других осужденных поддержать акцию неповиновения администрации учреждения. В результате их поддержали около 100 человек (30 камер). 8 человек в разных камерах нанесли себе незначительные порезы предплечий. [4]
Обоснованность требований осужденных, если они связаны с угрозой общественной безопасности, жизни и здоровья осужденных и персонала, при решении вопроса о введении режима особых условий значения не имеет; осужденные обязаны подчиняться установленным законодательством требованиям и правилам поведения.
Режим особых условий может выражаться в ряде конкретных действий. Прежде всего, может быть приостановлена реализация принадлежащих осужденным прав, предусмотренных ст. 88-97 УИК:
- приобретение продуктов питания,
- предоставление свиданий и выездов,
- получение посылок и передач,
- переписка и др. [5]
Режим особых условий в обязательном порядке предусматривает перевод ИУ на усиленный режим охраны и надзора, который достигается за счет уплотнения графика работы персонала и уменьшения времени отдыха, запрещения отлучек, отпусков и т.п. При режиме особых условий устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты ИУ и прилегающие к ним территории.
Наконец, в самом ИУ может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных, которые, наоборот, могут расширить сферу и время своей деятельности. Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями, как для осужденных, так и для работы самого персонала.
Режим особых условий при возникновении указанных выше оснований устанавливается строго определенными лицами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник ИУ может вводить меры, связанные с режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Такими должностными лицами выступают руководитель ФСИН либо начальник территориального органа УИС субъекта РФ. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником ИУ режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер. Режим особых условий вводится на срок до 30 суток; при необходимости он может быть продлен на тот же срок.[6]
[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Собрание законодательства РФ», 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 45, ст. 5140
[2] Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 18.12.1970 №51 // «Ведомости ВС РСФСР», 1970, N 51, ст. 1220. Утратил силу с 1 июля 1997 года (Федеральный закон от 08.01.1997 N 2-ФЗ).
[3] Тюремный портал России. СМИ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prisonlife.ru/
[4] Официальный сайт ГУФСИН России по Челябинской области [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://74.fsin.su/
[5] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Собрание законодательства РФ», 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 45, ст. 5140
[6] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Собрание законодательства РФ», 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 45, ст. 5140
|