Воскресенье, 24.11.2024, 14:04
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Мероприятия взаимодействия отделов и служб учреждений по предупреждению нарушений режима

При решении задач по надзору за поведением осужденных обеспечивается тесное взаимодействие всех служб ИУ, в первую очередь отделов безопасности, оперативного отдела, воспитательной службы и подразделения охраны.

В соответствии с указаниями вышестоящих органов, отделами безопасности и охраны учреждений, совместно разрабатываются и утверждаются начальником колонии: ежемесячные планы проверок состояния оборудования объектов, контрольно-пропускных пунктов, помещений дежурной службы и караульных помещений, мест несения службы личным составом дежурной смены и караулов, исправности оборудования, транспортных средств для перевозки личного состава и осужденных; ежемесячные графики контроля за несением службы дежурными сменами и караулами; графики еженедельного осмотра территории колонии, прилегающей к ограждениям внутренней запретной зоны, и проверки инженерных и технических средств охраны и надзора, порядок работы средств связи и оповещения; расчет сил и средств колонии для действий при чрезвычайных обстоятельствах.

Отделы безопасности и охраны: обеспечивают обмен информацией между дежурным помощником начальника колонии и начальником караула об оперативной обстановке на объектах, о наличии осужденных после проведенных проверок, количестве осужденных, выведенных на работу в смежную с жилой промышленную зону и на иные объекты трудоиспользования, об отсутствии осужденных на рабочих и спальных местах, о получении информации о готовящемся побеге или других противоправных действиях со стороны осужденных, в том числе в отношении персонала колонии, об обнаружении признаков побега, о срабатывании технических средств охраны, о попытках перебросов запрещенных предметов осужденными и осужденным, обеспечивают пропускной режим на КПП, контроль за обстановкой на подступах к внутренней и внешней запретным зонам, порядком погрузки (разгрузки) и сопровождения транспортных средств, выпуска их за пределы объекта.

В соответствии с решением начальника колонии, два раза в неделю, инструктажи и инструктивные занятия с сотрудниками, назначенными для несения службы в составе дежурной смены, проводятся совместно с личным составом караула. Совместные инструктажи, инструктивные занятия проводятся лично начальником колонии либо по его распоряжению - заместителем начальника учреждения по безопасности и оперативной работе или заместителем начальника учреждения по охране. При этом особое внимание обращается на отработку слаженных действий караула и дежурной смены по пресечению побегов и других противоправных действий осужденных, согласование по времени выхода сотрудников дежурной смены на периметр внутренней запретной зоны и обхода начальником караула (помощником начальника караула) периметра внешней запретной зоны, порядка действий при срабатывании системы тревожной сигнализации, установление сигналов взаимного опознавания.

С целью профилактики и предупреждению побегов со стороны спецконтингента в учреждениях Республики Карелия, в начале текущего года начальником УФСИН утверждается комплексный план, включающий в себя мероприятия направленные на повышение боеготовности и профессионального мастерства личного состава, улучшение навыков действий при осложнении обстановки, в том числе при совершении побегов, на наращивание плотности ИТСОН, видеонаблюдения в учреждениях, на повышение эффективности проводимых обыскных мероприятий, на реализацию Концепции развития уголовно-исполнительной системы[1], для выполнения которых задействованы все структурные подразделения учреждений. Сотрудники УИС ежегодно предотвращают множество преступлений и иных правонарушений осужденных, подозреваемых и обвиняемых в местах их принудительного содержания. Однако на фоне последовательного снижения зарегистрированных преступлений в учреждениях УИС остается значительным уровень латентных правонарушений спецконтингента.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования и повышения эффективности профилактической работы Министерством юстиции РФ издана новая редакция Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (утверждена приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72)[2]. По сравнению с ранее действовавшей одноименной Инструкцией (приказ Минюста России от 20.11.2006 № 333)[3] в нее внесен ряд существенных поправок, в частности: введен пункт о правовой основе профилактики правонарушений; уточнен и установлен исчерпывающий перечень категорий лиц как возможных объектов профилактики; пересмотрены основания их постановки на профилактический учет и снятия с учета; из числа субъектов профилактики исключены представители вольнонаемного персонала («работники»); общий порядок организации профилактики правонарушений, раннее касавшийся лишь исправительных учреждений, распространен на все учреждения УИС; из функций оперативных отделов исключены - выявление и пресечение неслужебных связей персонала со спецконтингентом; введен запрет на озвучивание материалов психологической диагностики предполагаемых объектов профилактики на заседаниях комиссии администрации учреждения, передачу этих материалов в отдел специального учета для приобщения к личным делам осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Эти и другие поправки существенно укрепили правовую базу организации и проведения профилактических мероприятий среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС, что должно способствовать обеспечению законности и правопорядка в местах их принудительной изоляции от общества.

Сама Инструкция,[4]также как и ее предыдущая редакция, регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Однако как показало изучение содержания действующей Инструкции, в ней оказались не устраненными некоторые пробелы, противоречия, упущения, погрешности, которые были отмечены и в прежней редакции.[5]

Следует отметить, что как в старой, так и в новой редакции комментируемого документа отсутствует нормативное определение понятия подготавливаемого правонарушения. По аналогии с законодательно определенным уголовно-правовым понятием приготовления к преступлению (ч. 1 ст. 30 УК РФ)[6] подготавливаемое правонарушение можно рассматривать как стадию реализации противоправного замысла, на которой происходит умышленное создание условий для совершения правонарушений (приискание, изготовление или приспособление средств или орудий совершения правонарушения, приискание соучастников, сговор на совершение правонарушения и др.).

В этой связи представляется неточным и содержащееся в обеих редакциях Инструкции определение пресечения правонарушений как недопущения перерастания подготовительных действий в окончательное правонарушение на стадии покушения, поскольку под покушением в теории права принято понимать умышленные деяния (действия или бездействие), непосредственно направленные на совершение правонарушения, если оно, как и в случае с приготовлением, не было доведено до конца по не зависящим от лица обстоятельствам.

Также стоит обратить внимание, что в действующей Инструкции, в отличие от предыдущей не предусмотрены образцы необходимых документов, связанных с профилактическим учетом – рапорта о постановке на учет (снятия с учета), учетной карточки лица, поставленного на учет, и журнала регистрации учетных карточек. Практическим работникам не остается ничего другого, как руководствоваться образцами, которые были предусмотрены Инструкцией 2006г.[7], хотя приказом Минюста России от 20.05.2013 № 73[8] она признана утратившей силу. Дубликаты указанных карточек было бы целесообразно использовать для ведения алфавитной картотеки в автоматизированном или ручном режиме.

Существенные изменения претерпели функции отделов безопасности (режима). Из семи их функций, которые были предусмотрены Инструкцией 2006 г[9]., в новой редакции оставлены только три, которые дополнены тремя новыми.

Из числа профилактических функций этих отделов исключены: выявление и разобщение совместно с сотрудниками оперативных и воспитательных служб организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, а также иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения; организация дежурств членов секции дисциплины и правопорядка в местах, где наиболее вероятны правонарушения; организация и проведение в отношении подучетных лиц обысковых мероприятий; разъяснение осужденным (подозреваемым, обвиняемым) требований уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и Правил внутреннего распорядка.[10]

Наряду с этим функции отделов безопасности (режима) дополнены указанием на совместную подготовку с сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС материалов к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения по вопросам постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет; разработку и реализацию с другими подразделениями учреждения УИС профилактических мероприятий с лицами, поставленными на профилактический учет; выявление конфликтных ситуаций между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принятие мер к их разрешению и урегулированию.

Эти поправки представляются объективно обусловленными. Исключение вышеперечисленных функций, очевидно, объясняется тем, что две из них не соответствуют характеру служебной деятельности подразделений безопасности, одна устарела в связи с упразднением самодеятельных организаций осужденных, еще одна не соответствует общему порядку проведения обысковых мероприятий, которые охватывают не только лиц, состоящих на профилактическом учете, но и все категории спецконтингента.

Из многочисленных профилактических функций оперативных отделов исключены лишь выявление и пресечение неслужебных связей работников и сотрудников УИС с осужденными (подозреваемыми, обвиняемыми), что представляется совершенно обоснованным как с юридической, так и с этической точек зрения. С одной стороны, при наличии подразделений собственной безопасности возникает коллизия служебных интересов двух оперативных подразделений УИС, а с другой – деликатная проблема негласного соглядатайства за своими близкими коллегами.

Вместе с тем объем полномочий оперативных отделов учреждений УИС расширен за счет включения в них профилактических функций, аналогичных тем, которыми дополнительно наделены и отделы безопасности (режима). При этом, однако, функции оперативных отделов как подразделений, несущих основное бремя борьбы с пенитенциарными преступлениями, несколько шире вновь введенных функций подразделений безопасности. Как и прежде, оперативный отдел ежедневно уточняет хранящийся в отделе список лиц, поставленных на профилактический учет, и, кроме того, отражает результаты работы с ними в характеризующих данных.

Эти функции, на мой взгляд, в Инструкции прописаны недостаточно четко. Данными о лицах, состоящих на профилактическом учете, располагают отделы безопасности (режима), которые и передают их в другие подразделения для организации профилактики правонарушений. Непонятно, почему оперативные отделы отражают результаты профилактической работы в характеризующих данных спецконтингента, если она проводится сотрудниками и других подразделений.

Среди профилактических функций оперативных отделов учреждений УИС особо следует выделить функцию информационного обеспечения профилактической работы. Только на оперативные отделы возложен сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучение негативных процессов среди лиц, поставленных на профилактический учет, а также своевременное доведение до руководства учреждения, а при необходимости до оперативного дежурного (по логике также дежурного помощника начальника СИЗО) и сотрудников заинтересованных подразделений информации об оперативной обстановке на объектах учреждения. Именно на основе сбора, обобщения и анализа такой информации возможна разработка обоснованных, соответствующих реальным потребностям каждого конкретного учреждения УИС комплексных мер по улучшению охраны, изоляции, размещения спецконтингента, надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, выявлению причин, условий, иных детерминант преступлений и других правонарушений, разработке и осуществлению мер по их устранению (нейтрализации, блокированию).

Профилактические функции отделов воспитательной работы в Инструкции 2013 г[11]. не изменились и подвергнуты лишь редакционной правке, связанной с использованием новых терминологических обозначений объектов профилактики и субъектов профилактической деятельности.

Профилактические функции подразделений охраны претерпели незначительные изменения. Из их перечня, который был предусмотрен Инструкцией 2006 г.[12], исключено лишь участие в проведении обысковых мероприятий, которое и ранее допускалось только по указанию начальника учреждения УИС. Вероятно, при подготовке новой редакции Инструкции было учтено, что отвлечение сотрудников этих подразделений на обысковые мероприятия негативно сказывается на несении охранной службы, в том числе на качестве проводимых при ее осуществлении досмотров.

В выполнение профилактических функций вовлечены не только отделы безопасности, охраны, оперативный отдел, но и такие службы как психологическая, медицинская, производственно-техническая. Всем вышеперечисленным подразделениям и службам, в целях качественной профилактики правонарушений среди осужденных, необходимо тесное взаимодействие друг с другом. Только при таком взаимодействии будет выполняться задача предупреждения пенитенциарных правонарушений и преступлений.

Подводя итог, необходимо отметить, взаимодействие структурных подразделений исправительного учреждения по предупреждению нарушений режима в исправительных колониях представляет собой основанную на законах и подзаконных нормативных актах согласованную деятельность криминологического, уголовно-исполнительного, оперативно-розыскного, организационно-управленческого и иного характера с использованием присущих им сил, средств и методов для успешного решения этих задач.

 

[1] Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 31.05.2012) // «Собрание законодательства РФ», 2010, N 43, ст. 5544.

[2] Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 N 72 // "Российская газета", N 119, 05.06.2013.

[3] Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.11.2006 N 333 // "Бюллетень Минюста РФ", N 1, 2007. Утратила силу с 20 мая 2013 года (Приказ Минюста России от 20.05.2013 N 73).

[4] Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 N 72 // "Российская газета", N 119, 05.06.2013.

[5] Гнедов Е.В. [и др.] Комментарий к Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы //– М.; ОУ ФСИН России, ФКУ НИИ ФСИН России; 2014. – С.40.

[6]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015) // «Собрание законодательства РФ», - 1996, N 25, ст. 2954.

[7] Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.11.2006 N 333 // "Бюллетень Минюста РФ", N 1, 2007. Утратила силу с 20 мая 2013 года (Приказ Минюста России от 20.05.2013 N 73).

[8] О признании утратившим силу Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. N 333 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: утвержден Приказом Минюста России от 20.05.2013 N 73 // "Ведомости уголовно-исполнительной системы", N 8, 2013

[9] Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.11.2006 N 333 // "Бюллетень Минюста РФ", N 1, 2007. Утратила силу с 20 мая 2013 года (Приказ Минюста России от 20.05.2013 N 73).

[10] Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 N 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 47, 21.11.2005.

[11] Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 N 72 // "Российская газета", N 119, 05.06.2013.

[12] Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.11.2006 N 333 // "Бюллетень Минюста РФ", N 1, 2007. Утратила силу с 20 мая 2013 года (Приказ Минюста России от 20.05.2013 N 73).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (04.04.2018)
Просмотров: 362 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%