Заключив договор розничной купли-продажи, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара.
Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю право на обмен товара, в частности статья 25 устанавливает правила обмена товара надлежащего качества.
Обменять товар надлежащего качества можно, если: товар не был в употреблении, сохранен товарный вид, сохранены потребительские свойства товара, сохранены пломбы и фабричные ярлыки.
Причиной обмена товара могут быть следующие обстоятельства: товар не подошел по форме, товар не подошел по габаритам, товар не подошел по фасону, товар не подошел по расцветке, товар не подошел по размеру, товар не подошел по комплектации.
Право потребителя на обмен товара надлежащего качества ограничено во
времени. На это потребителю дается 14 дней со дня приобретения товара, не считая дня покупки. Обмену не подлежат продовольственные товары надлежащего качества.
Обмен товара должен быть произведен в день обращения потребителя к продавцу. Если аналогичный товар (товар такого же наименования, но других формы / габаритов / фасона / расцветки / размера / комплектации) на данный момент отсутствует у продавца, потребитель вправе:
1. дождаться его поступления в продажу. По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.
отказаться от исполнения договора купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Такое требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата товара.
Не все непродовольственные товары подлежат обмену. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации установлен Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55. Перечень имеет исчерпывающий характер, не подлежит расширительному толкованию.
Так, потребителем были приобретены стеганные покрывала, однако они не подошли ей по цвету и фактуре. Поскольку у продавца не было в наличии аналогичного товара необходимой расцветки, потребитель потребовала возврата уплаченных за товар денежных средств. Судом с использованием Общероссийского классификатора продукции было установлено, что покрывала не относятся ни к текстильным товарам, отпускаемым на метраж, ни к швейным и трикотажным изделиям, требования потребителя были удовлетворены1.
Еще пример, потребителем была приобретена керамическая плитка в коробках, однако часть плитки не подошла по цвету. Поскольку обмен товара не был произведен, потребитель потребовала возврата уплаченных денежных средств. Суд, рассматривая дело, указал, что хотя керамическая плитка и относится к отделочным материалам, однако отпуск товара в данном случае производился не на метраж, а коробками, целостность которых не нарушена. Требования потребителя удовлетворены1.
Товары, указанные в перечне, установленном Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, не подлежат обмену, если они приобретены непосредственно в магазине. Однако если товар из данного перечня приобретен потребителем дистанционно, т.е. на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других), право на возврат товара, безусловно. В любое время до передачи, а также в течение 7 дней после передачи товара (трех месяцев, если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент доставки) потребитель вправе вернуть товар надлежащего качества. Условия возврата те же: должны быть сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Объясняется это тем, что в момент покупки потребитель лишен возможности непосредственно ознакомиться с товаром либо его образцом.
Нельзя обменять товар, имеющий индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Так, потребитель потребовал вернуть денежные средства, уплаченные им
по договору купли-продажи дверей. Двери были изготовлены по индивидуальному заказу потребителя. Суд признал требование потребителя не обоснованным и отказал в его удовлетворении1.
Статья 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на безопасность товара. Одной из гарантий реализации этого права является установленная законом обязанность изготовителя немедленно приостановить производство товара, в отношении которого установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде. В отдельных случаях также должны быть приняты меры по изъятию такого товара из оборота и отзыву от потребителей. При этом убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара от потребителя подлежат возмещению изготовителем в полном объеме. Более детально порядок действий изготовителя небезопасного товара установлен Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии со ст. 38 указанного Закона при подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям безопасности ее изготовитель обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с уполномоченным государственным органом. О наличии угрозы причинения вреда, способах его предотвращения, сроках реализации мероприятий оповещаются потребители, которые приобрели такой товар. Все расходы, связанные с устранением недостатков (в том числе доставка товара к месту устранения недостатков и возврат товара обратно) возлагаются на изготовителя.
В соответствии со ст.ст. 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право требовать предоставления информации:
об изготовителе (исполнителе, продавце);
о режиме работы изготовителя (исполнителя, продавца);
о реализуемых товарах (работах, услугах).
Например, региональная общественная организация «Красноярское Общество защиты прав потребителей » в интересах ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО5 о взыскании денежных средств уплаченных за некачественный товар, неустойки, убытков, компенсации морального вреда, штрафа в размере 50% от присужденной истцу суммы, 50% из которых перечислить в пользу общественной организации «Красноярское Общество защиты прав потребителей», мотивируя свои требования тем, что ФИО2 заключила с ФИО5 договор розничной купли-продажи комплекта косметических средств для ухода за кожей лица и ультразвуковой аппарат. В момент заключения договора сотрудники ввели истца в заблуждение, не дав возможность получить необходимую информацию о приобретаемом товаре. Истец не уверена в безопасности данного товара для её здоровья, так как после пробы средств данной косметической линии у неё появились покраснения и сильный зуд в области лица и шеи, что подтверждается медицинской справкой. Обнаружив указанный недостаток в товаре, ФИО2 потребовала от сотрудников предоставить сертификат на товар, но работники отказались предоставить сертификат и иные документы на данный товар. В маркировке к косметической продукции отсутствует информация о предостережениях (ограничениях, противопоказаниях) при применении данной косметической продукции. На упаковках косметических средств отсутствует достоверная информация на русском языке. Нет достоверной информации о производителе продукции. Ответчику была передана претензия, однако требования потребителя не удовлетворены до настоящего времени. Ответчик проигнорировал требования истца возвратить уплаченные ею денежные средства. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО2 была предоставлена только спецификация товара, а также информация о составе изделия, его ингредиентах. Иных документов и инструкций, как пояснила в ходе судебного разбирательства истица, ей ответчиком одновременно с товаром представлено не было. Таким образом, помимо прочего истице не была предоставлена информация о действии косметики и оказываемом эффекте, ограничениях и противопоказаниях, способах и условиях применения косметики, иск удовлетворен[1].
В силу п. 1 ст. 460 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц или предоставить покупателю информацию о наличии таких прав на передаваемый товар.
В силу п. 1 ст. 484 ГК РФ покупатель обязан принять переданный ему товар. Исключением является случай, когда покупатель вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Пунктом 1 ст. 485 ГК РФ установлено, что покупатель обязан оплатить товар по цене, установленной договором купли-продажи.
Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты законной неустойки (ст. 395 ГК РФ). Согласны с таким подходом и суды[2].
С.В. Гапич было проведено исследование, в ходе которого были выявлены основные проблемы потребительского права. Для выявления этих проблем, был использован метод социологического опроса. Целью исследование было: 1. Определить, знают ли люди на улице свои права потребителя, и органы которые их защищают. 2. Выявление проблем продовольственных магазинов, которые беспокоят граждан
Было опрошено 50 человек, из них 30 женщин и 20 мужчин. И мужчины и женщины принадлежали к разным возрастным категориями, но в основном, преобладали две возрастные группы: от 18 до 25, и от 25 до 40 лет включительно. Следует заметить, что в данном исследовании возраст граждан играл второстепенную роль, т.к. все население являемся потребителями продовольственных товаров, вне зависимости от возраста.
Опрошенным было задано три вопроса:
Вы знаете свои права потребителя, когда покупаете продукты в продовольственных магазинах?
Вы знаете, где находится местное отделение Роспотребнадзора в вашем
городе, и знаете ли вы контактные данные, по которым можно связаться с
данной организацией?
При покупке продуктов, ваши права потребителя были когда-либо нарушены? Если да, то в чем это проявлялось?
Анализ полученных данных оказался неутешительным. На первый вопрос, касательно, знания своих прав потребителя в продуктовой сфере, утвердительно ответило всего 18%, после чего они назвали несколько из них. 24% ответили, что не знают, но им не составит труда найти данную информацию в Интернете. Стоит заметить, что, таким образом, на данный вопрос ответило больше всего людей, возрастной группы от 18 до 25. Отрицательный же ответ на поставленный вопрос дали 58% опрошенных граждан.
На второй вопрос, касающийся места нахождения и контактных данных органов Роспотребнадзора, положительно ответили 38% опрошенных. Остальные 62% сказали, что не владеют такой информацией.
Третий вопрос, касающийся, нарушения прав потребителей в продуктовых магазинах, показал, что 28% опрошенных получали качественное обслуживание, а 72% граждан заявили, что они не были довольны качеством оказанных услуг или купленным товаром, так же они ответили, что именно их не устроило.
В ходе исследования был выявлен ряд проблем в сфере защиты прав потребителей. Из них можно выделить наиболее повторяющиеся и важные проблемы, которыми оказались 2 темы:
1) не образованность населения в своих правах;
2) грубое отношение персонала магазина1
Прежде всего, основной проблемой является правовая не образованность населения. Люди, не знающие своих прав, не могут с достаточной точностью сказать, нарушены их права, и если они нарушены, то в какой степени. Именно по этому, на наш взгляд, и происходит большинство проблемы в сфере защиты прав потребителей. К примеру, человек знает, что его права нарушены, но он в недоумении, что делать в такой ситуации и, в конце концов, все сводится к бездействию, или что еще хуже к не культурному поведению.
На сегодняшний день у потребителя есть право обратиться в отделение Роспотребнадзора и с помощью данной федеральной службы отстоять свои права. Потребители проявляют от того, что не знакомы с правовыми особенностями прав потребителя, что является важной проблемой продовольственной сферы.
Таким образом, участвующие в договоре купли-продажи продавец и покупатель имеют права и несут обязанности, отражающие назначение этого договора. Правила законодательства по этому вопросу в основном диспозитивны и могут конкретизироваться в договоре.
[1] Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 25.08.2014 по делу № 2-641/2014 [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://sudact.ru.
[2] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 августа 2010 г. по делу № А42-6824/2008 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
|