Доктринальное понятие «качество» было предметом научного исследования различных наук и изучалось многими правоведами-теоретиками начиная с советского времени.
Например, М.И. Брагинский под качеством понимал «совокупность свойств правового и материального объектов договора, обеспечивающую возможность нормального использования предмета в соответствии с обычным либо специальным его назначением, определенным договором»1.
Некоторые советские ученые-правоведы (М.Б. Емельянова[1] [2], Б.П. Мезрин[3], В.М. Огрызков[4] и др.) проводили параллель между понятиями «качество» и «соответствие качеству» и в авторские определения понятия «качество» включали как обязательный принцип критерии качественной оценки товара, работы, услуги путем включения в дефиницию ссылки на соответствие качества продукции требованиям нормативно-технических документов и условиям договоров.
М.Н. Семякин по результатам проведенного анализа научных подходов к определению понятия качества продукции различных научных дисциплин: философского, технического, экономического, правового - пришел к выводу, что разница определений понятия «качество» обусловлена особенностями самих наук. И определение, удовлетворяющее одну науку, не может быть в полной мере приемлемым для другого научного знания с иным предметом исследования. Тем не менее, за исходную дефиницию предлагал брать экономическое определение качества и интегрировать его в иные научные отрасли. При этом под качеством продукции предлагал понимать внутреннюю сущность явления, внешнее проявление которой выражается в форме потребительной стоимости, которая становится очевидной только при ее реализации (потреблении)[5].
В.С. Белых подчеркивал, что понятия «качество» и «потребительная стоимость» не тождественны, так как одновременно предполагают и отрицают друг друга. С точки зрения философии качество относится к числу основных категорий диалектической логики, поскольку качество - это совокупность объективных свойств, характеризующих определенность предмета, в силу которой он является именно этим, а не иным предметом (явлением), которое проявляется вовне через свои свойства. Но все свойства могут быть описаны и выражены в соответствующих показателях, и потому исходная дефиниция понятия «качество» должна формулироваться, по мнению В.С. Белых, экономической наукой[6] [7].
Современные ученые больше внимания уделяют философскому пониманию качества.
Например, А.В. Маслова качество рассматривает как совокупность
характеристик предмета, которые определяют предмет как объективно
существующий, независимо от отношений к нему людей. Качество - это некая
устойчивая система внутренних существенных связей предмета,
определенность, которая неразрывна с его существованием и которая позволяет
отличить этот предмет от других предметов и явлений. Качество вещи
обнаруживается через ее свойства. При этом если качество является целостной
основной характеристикой вещи, то свойство характеризует вещь лишь с какой- 3
то одной стороны .
А.В. Гридин под качеством понимает совокупность свойств товара, работы, услуги, соответствующих разумным и достаточным потребностям покупателя и исключающих причинение вреда при его надлежащей эксплуатации, хранении, перевозке и потреблении. Данное определение предлагает внести в п. 1 ст. 469 ГК РФ применительно к договорам купли- продажи[8].
Доктринальное развитие понятия «качество» нашло свое отражение в законодательстве.
Международная организация по стандартизации (ISO) в 1986 г. приняла, а в 1994 г. уточнила следующее определение понятия «качество» - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять потребности, установленные или предполагаемые[9].
Современное законодательство применительно к качеству товаров содержит следующее определение качества - это товар, соответствующий условиям договора купли-продажи (п. 1 ст. 469 ГК РФ) или пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 2 ст. 469 ГК РФ), или соответствующий образцу (п. 3 ст. 469 ГК РФ), или соответствующий специальным требованиям, установленным законом (п. 4 ст. 469 ГК РФ). При этом приведенное в главе 30 (ст. 469 ГК РФ) понимание качества не распространяется на качество услуг, оказываемых возмездно, так как статья 783 ГК РФ не содержит указания на возможность применения положений главы 30 (купля-продажа) к правоотношениям, вытекающим из договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).
Закон «О защите прав потребителей» трактует понятие «качество» идентично Гражданскому кодексу РФ, но распространяет применение данной дефиниции и на услуги (ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Необходимо отметить, что длительное время понятие «качество продукции» воспринималось как отсутствие каких-либо дефектов и безопасность продукции обеспечивалась его качеством. Но в настоящее время этот подход претерпел существенные изменения: понятия «безопасность» и «качество» существуют отдельно друг от друга и являются самостоятельными. Так, например, Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в ст. 2 «Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» разделяет эти понятия - «качество» и «безопасность», не отождествляя их.
Как отмечают некоторые исследователи, безопасность продукции регулируется техническими регламентами, а качество - национальными стандартами[10] [11]. Данный вывод авторы базируют на анализе положений п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании» . Кроме того, обращает на себя внимание то обстоятельство, что соответствие продукции техническим регламентам (безопасность) является обязательным, а соответствие национальным стандартам (качество) осуществляется лишь на добровольной основе.
Следовательно, в основе понятия качества лежит две характеристики: состав и потребительские свойства. Первая может быть установлена объективно путем документального закрепления описания товара и последующего сопоставления, но вторая - потребительские свойства - кроется в сознании и жизненном опыте каждого и далеко не всегда может быть сформулирована в нормах права.
Гражданский кодекс РФ установил гарантию качества товара (ст. 470 ГК) и ответственность продавца за нарушение требований качества к товару (ст. 475 ГК).
ГК РФ в договоре купли-продажи предусматривает и различает два вида гарантии качества товара: законная (п. 1 ст. 470 ГК, абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 2300-1) и договорная (п. 2 ст. 470 ГК, п.п. 6, 7 ст. 5 Закона № 2300-1). Различие этих гарантий заключается в сроках обнаружения недостатков товара (ст. 477 ГК) и в доказывания причин возникновения недостатков товара (ст. 476 ГК).
Смысл законной гарантии заключается в том, что товар,
соответствующий требованиям к качеству (ст. 469 ГК) в момент его передачи покупателю, в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Момент передачи товара покупателю определяется по правилам ст. 458 ГК. Договором купли-продажи может быть предусмотрен иной момент начала действия законной гарантии (например, день ввода изделия в эксплуатацию - в отношении объектов производственного назначения)1.
Следует отметить, что разумный срок индивидуален и зависит от вида товара, его свойств и обычного использования. Из п. 2 ст. 477 ГК следует, что разумный гарантийный срок определяется в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю или в пределах более длительного срока, если такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Следовательно, разумность срока законной гарантии может устанавливаться сторонами в договоре, если такой срок не указан в законе.
Если отсутствует согласие сторон, то могут применяться обычаи делового оборота, экспертные заключения и иные критерии, принятые в коммерческой практике.
Законная гарантия также действует на товары, в отношении которых установлена договорная гарантия только в тех случаях, если последняя заужена по содержанию в сравнении с законной гарантией и срок ее действия уже истек.
Сущность договорной гарантии заключается в том, что продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям к качеству (ст. 469 ГК) в течение гарантийного срока, который определяется соглашением сторон в договоре.
Следует отметить, что продавец в договоре розничной купли-продажи и изготовитель в своей технической документации (договоре с потребителем) вправе самостоятельно устанавливать гарантию качества товара, а покупатель лишь присоединяется к таким условиям договора. Поэтому установление гарантийного срока не является обязательным, а признается как
дополнительное обязательство продавца (изготовителя) перед покупателем.
Таким образом, установление гарантии качества на проданный товар представляет собой своеобразный гражданско-правовой способ обеспечения безопасности и надлежащего качества товара в пределах определенного времени. При этом продавец (изготовитель) будет отвечать за качество товара в любом случае, независимо от того, предусмотрено соответствующее условие в договоре или нет, поскольку на любой товар, приобретенный по договору купли-продажи, будет действовать законная гарантия.
[1] Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: Наука и техника, 1967. С. 14.
[2] Емельянова М.Б. Стандарты и качество продукции. Правовой аспект проблемы. М.: Изд-во стандартов, 1971. С. 37.
[3] Мезрин Б.Н. Единство и дифференциация категории качества продукции // Гражданское право, эффективность и качество: Межвуз. сб. науч. трудов. Свердловск, 1977. Вып. 60. С. 54 - 58.
[4] Огрызков В.М. Управление качеством продукции, стандартизация и хозяйственные договоры // Правоведение. 1975. № 5. С. 34 - 42.
[5] Семякин М.Н. Гражданско-правовые формы (средства, способы) управления качеством продукции в системе хозяйственного механизма. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1991. С. 6.
[6] Белых В.С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1994. С. 11.
[7] Маслова А.В. Правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 12.
[8] Гридин А.В. Гражданско-правовые способы обеспечения качества товаров, работ и услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 5.
[9] Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Просвещение, 1998. С. 16.
[10] Кузьмина М.М. Правовые проблемы технического регулирования в области безопасности и качества пищевых продуктов в законодательстве Российской Федерации // Юрист. 2012. № 22. С. 44 - 46.
[11] О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ ред. от 28.11.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
|