Существует множество точек зрения относительно термина «защита», данный термин многозначен, и что под ним понимается большой вопрос.
Некоторые авторы наряду с термином «защита» употребляют такой термин, как «охрана». По мнению В. А. Тарховой данные понятия имеют различное значение, но они нередко смешиваются, по ее мнению термин «защита» и «охрана» равнозначны.
Российское законодательство, в том числе и Семейный кодекс Российской Федерации, употребляет оба термина.
По мнению других авторов, считают, что охрана более широкое понятие, а термин «защита» следует употреблять только в том случае, когда речь идет о применении компетентными органами государственной власти, либо лицом, чьи права нарушены (оспорены) в установленном законе порядке мер для восстановления (признания) нарушенных (оспоренных) прав и законных интересов, а также для устранения угрозы их нарушения. Следует отметить, что данная точка зрения распространена больше, чем другие.
Для уяснения сущности защиты семейных прав ребенка необходимо исследовать такое понятие, как «форма защиты».
Термин «форма», также как и термин «защита» употребляется в разных значениях. Форма защиты - мероприятия по защите прав и законных интересов. Это комплекс внутриорганизационных, согласованных мер.
А. П. Сергеев выделяет только две формы защиты субъективных прав и
3
законных интересов: юрисдикционную и неюрисдикционную . Данное выделение считается верным.
Так под юрисдикционной формой защиты понимается деятельность уполномоченных органов по защите нарушенных прав. А неюрисдикционная форма охватывает действия самих граждан и организаций по защите своего нарушенного права. Эту деятельность граждане осуществляют самостоятельно, без обращения в государственные органы. К данной форме относят самозащиту.
Существует два порядка защиты семейных прав и интересов несовершеннолетних. Защита прав ребенка осуществляется как в судебном, так и в административном порядке.
Административную защиту осуществляют уполномоченные на то, специальные государственные органы, такие как: органы опеки и попечительства, прокурор, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и интересов, учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие органы и учреждения. Обязанность, по защите прав и интересов несовершеннолетних, возложена на них государством.
Деятельность данных органов регулируется множеством нормативно правовых актов.
Среди всех органов, осуществляющих административную защиту прав и интересов несовершеннолетних детей, основным является орган опеки и попечительства. Полномочия органов опеки и попечительства достаточно широкие. Они действуют на основе таких нормативно правовых актов: Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской [1]
Федерации, а также существует Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
В силу статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации в случаях, когда ребенок остается без родительского попечения забота о данном ребенке, возлагается именно на органы опеки и попечительства. Ни на какой другой орган данная забота не может быть возложена. Только органы опеки и попечительства.
Также данная статья предусматривает различные обстоятельства, по которым ребенок остается без родителей - это и в случае смерти родителей, лишения либо ограничение их родительских прав, признания недееспособными, в случае болезни родителей, либо длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», основными задачами органов опеки и попечительства являются:
1. защита прав и законных интересов лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства, либо лиц, которые уже находятся под опекой или попечительством;
2. надзор за деятельностью опекунов и попечителей, организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3. контроль за сохранностью имущества и управлением данным имуществом граждан, которые находятся под опекой или попечительством, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наиболее детально полномочия органов опеки и попечительства прописаны в статье 8 Федерального закона от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Среди которых можно выделить: не только установление опеки и попечительства, но также оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан.
Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей» дает разъяснения относительно участия органов опеки и попечительства в рассмотрении категорий дел связанных с несовершеннолетними.
Органы опеки и попечительства, в спорах связанных с воспитанием детей, принимают участие в двух формах: либо в качестве стороны по делу (истца), либо для дачи заключения по делу в качестве компетентного
4
государственного органа .
Возникает проблема, когда заключение составляется органом опеки и попечительства некорректно составлено. Оно формально и носит поверхностный характер. Оно не содержит тех данные, которые необходимые суду для принятия верного решения.
Это могут быть различные данные характеризующие отношения между самими родителями, либо между родителями и их детьми. Так же в таком заключении может отсутствовать мнение органа опеки и попечительства о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании. Иногда органы опеки не уделяют внимание такому вопросу как: может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму? А бывают случаи, когда сведения, изложенные в заключении, вовсе не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Данное заключение является не верным. Между тем таким заключениям суды не всегда дают должную оценку.
Иногда в таких заключениях должный вывод по существу спора не давался, тогда это оставалось на усмотрение суда, что, на мой взгляд, является неправильным. Ведь задача органа опеки и попечительства защита несовершеннолетнего, и должен сделать все возможное, чтобы суд принял верное решение. Органы опеки должны содействовать, помогать суду, а когда он дает неверное заключение, они не помогает судебному органу, и не защищают права несовершеннолетнего, на основе такого заключения, суд может вынести неверное решение, и в последствии такого решения, ребенку может быть причинён вред.
Обобщение судебной практики также показало, что органы опеки и попечительства, участвуют в деле в качестве органа, дающего заключения по делу, могут привлекаться судами в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора5. И как показано в обзоре такая практика к сожалению, не редкость.
Однако такая практика является неверной. В силу положений статьи 47 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства относится не к третьим лицам, а лицом, участвующим в деле, они выступают в качестве компетентного государственного органа, который должен давать заключение по существу спора. И никак не могут привлекаться в качестве третьих лиц.
Помимо органа опеки и попечительства, обязанность по защите прав и интересов детей возлагается также и на прокурора.
Среди нормативных актов регулирующие деятельность прокурора можно обозначить: Семейный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс,
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Следует отметить, что все-таки основную роль играет органы опеки и попечительства, прокурору отводится небольшая роль.
Таким образом, деятельность прокурора по защите прав детей, согласно выше упомянутому закону, заключается в следующем:
Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением, для защиты прав и интересов несовершеннолетнего. С требованием о восстановлении или признании нарушенного (оспоренного) права ребенка.
В силу статьей Семейного кодекса Российской Федерации участвует в разбирательстве дел о защите прав ребенка, а также даче заключений по этим делам.
Внесение предостережений о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представлений об устранении нарушений закона.
прокурор вправе опротестовывать акты других административных органов, а также решения судов, постановлений по делам о защите прав детей, только если имеются основания, предусмотренные законом.
Еще одним органом, осуществляющим защиту прав ребенка, являются комиссии по делам несовершеннолетних. Деятельность комиссий регламентируется Семейным кодексом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 г. Москва "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Задач у комиссий множество, среди них можно выделить:
защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
устройство детей на работу или учебу;
4. организация деятельности государственных органов и общественных организаций и др.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, имеет право осуществлять различную деятельность, но в пределах своей компетенции (Ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"):
осуществлять различные меры по защите прав и интересов детей. Например, меры по защите от любой формы дискриминации, либо физического или психического воздействия, от грубого обращения, в том числе оскорблений, сексуальной и иной эксплуатации. Комиссия должна выявлять и устранять причины и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
комиссия может взаимодействовать с другими органами или учреждениями, осуществляющих защиту прав и интересов детей. Подготавливать материалы, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, и предоставлять их в суд;
рассматривать вопросы по представлению органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
оказывать помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовноисполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебновоспитательных учреждений, а также содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, либо их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
подготавливать отчеты о проведённой работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке.
В силу статьи 70 Семейного кодекса комиссий имеет право обратиться в суд с заявлением о лишении родительских прав. Следует отметить, что о других полномочиях комиссии в Семейном кодексе не упоминается. Комиссия может только вносить предложения, составлять статистику, следить чтобы учреждения, в которых находятся дети, соответствовали определенному уровню.
Защита прав и интересов ребенка в определенной степени осуществляет также нотариат России. Деятельность нотариуса регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1.
Самым распространенным нотариальным действиям с участием несовершеннолетних детей является удостоверение сделок, выдача свидетельств о праве на наследство и другие. В силу статьи 163 гражданского кодекса нотариальное удостоверение сделок обязательно только когда это прямо предусмотрено в законе. Однако есть исключение, когда стороны, по своему соглашению, решили предать сделке нотариальную форму, хотя законом для данного вида сделки это не обязательна.
Для защиты прав и интересов ребенка нотариус, совершая нотариальные действия, должен проверить способность ребенка или его представителя к участию в сделке, законность сделки, соответствие в ней воли и волеизъявления.
Нотариусу необходимо тщательно ознакомится с предоставленными документами удостоверяющие личность. Если у него возникаю какие-либо сомнения, например, относительно личности, то ему необходимо отложить совершение нотариального действия и истребовать дополнительные документы, обратиться в компетентные органы.
У законных представителей, обратившихся за удостоверением сделки, нотариус должен проверить родство.
Родители, либо другие официальные представители несовершеннолетнего, не вправе без разрешения органа опеки и попечительства совершать от имени малолетних и давать согласие несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет на совершение сделок по отчуждению, обмену, дарению имущества ребенка. Так же они не вправе совершать сделки с детьми, кроме передачи имущества ребенку в качестве дара или безвозмездного пользования.
Эти требования должны учитываться нотариусами при удостоверении сделки. Если несовершеннолетним совершает сделку без согласия законных представителей, либо без согласия органа опеки и попечительства, то такие сделки могут быть признаны судом недействительными (ст. 175, 37, 168 ГК РФ).
Несовершеннолетний может самостоятельно совершать сделки, предусмотренные законом.
В возрасте от 14 до 18 лет ребенок имеет право заключить авторский договор на результат своей интеллектуальной деятельности и по соглашению с другой стороной нотариально удостоверить данный договор, распоряжаться заработком и иным доходом, совершать безвозмездные сделки, а также сделки к своей выгоде, не требующие в силу закона государственной регистрации либо нотариального удостоверения.
Если нотариус удостоверяет сделку, он обязан выяснить, соответствует ли волеизъявление подлинной воле, правильно ли выражена воля ребенка.
Помимо перечисленных органов защиту прав ребенка могут осуществлять и другие органы.
[1] Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. монография - М.: Проспект, 2014. С. 94
|