Воскресенье, 24.11.2024, 14:09
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ

Объективная сторона является одним из элементов любого состава преступления. Объективная сторона представляет собой совокупность внешних признаков преступного поведения человека, характеризующих ту часть общественно опасного деяния, которая проявляется в объективной реальности и описывается в уголовном законе.[1] [2] Так же в науке выделяются обязательный и факультативные признаки объективной стороны. К первому относится общественно опасное деяние. К факультативным же признакам - общественно - опасные последствия, причинная связь, способ, место, время, обстановку, орудия и средства совершения преступления.[3] [4]

Общественно опасное деяние представляет собой активное или пассивное поведение человека, выраженное во внешнем мире . Оно может быть представлено в двух формах: действие и бездействие. В действии - оно представляет собой активное общественно опасное и противоправное поведение. В бездействии - это общественно опасное поведение, состоящее в несовершении лицом того действия, которое оно должно было и могло совершить .

Диспозиция ст. 208 УК РФ выделяет как признаки объективной стороны создание незаконного вооруженного формирование, а равно руководство им или его финансирование. Кроме того, в части 2 данной статьи выделяется и участие в незаконном вооруженном формировании.

Прежде всего, хотелось бы разобраться что же представляется собой само незаконное вооруженного формирование.

Как такого понятия формирования в нашем законодательстве нет, но есть указание на примерный перечень - объединение, отряд, дружина или иная группа. Данный пробел породил разные взгляды на трактовку этого термина. П.В. Агапов и А.Г. Хлебушкин считают, что формирование должно обладать признаком устойчивости и, следовательно, относится к организованной группе.[5] [6] Такой взгляд не может являться верным, так как формирование - это, несомненно, группа лиц, вполне является организованной, но так же они имеет и лексическое значение, которое указывает на «военные» корни этого термина, на которые указал законодатель[7]. Таким образом, на мой взгляд, определять формирование лишь через устойчивость нельзя.

Иные авторы понимают под формированием воинскую часть или близкую к ней по структуре и параметрам (количество членов,

\ 34

вооруженности, дисциплине и т.д.) вооруженную организацию. Проблема в том, что такой подход существенно искажает суть. Воинское формирование - не маленькое объединение. Кроме того может отсутствовать нужная подготовка и дисциплина, и, в случае если группировка малочисленна и мало подготовлена, представляется проблемным применение данной статьи при таком понимании формирования. В самом законе нет указания на то, каким количеством членов должна обладать группа для признания ее формированием. Однако, так как в статье 208 термин формирование применятся как пример группы, а определение группы, как известно, закреплено в статье 35 УК РФ, то поэтому, руководствуясь статьей 35 УК РФ, я считаю, что излишне привязывать незаконное вооруженное формирование к воинскому (по количеству членов данного формирования).

Тем не менее, данный вопрос (о количестве членов) получил развитие в науке и широко обсуждается. Так, по мнению Павлинова А.В. формирование должно иметь минимум 3-4 члена во главе с командиром. С.У. Дикаев считает, во многом потому что придерживается иного взгляда на формирования, что минимальным является воинское отделение - 10 человек, как в воинском

отделении.[8] [9] [10] [11] [12] На практике же, формирование может представлять собой как большое по своему составу, так и малое объединение и может различать в десятки и сотни раз.

По всей видимости, беря в расчет такую действительность, законодатель в перечислении примерного перечня формирований

отряд, дружина) оставляет место для расширительного толкования (иная группа). Но, не смотря на это, он все равно указывает, что неважно как назвать группу лиц. Она так или иначе будет являться группой, и поэтому должна быть представлена двумя или более лицами. С другой стороны, термины объединение, отряд, дружина, исходя из определений толкового словаря[13], все-таки представляются несколько большими, чем два человека. Нельзя также упускать из виду, что законодатель не зря употребил именно эти термины, а не указал просто группу, как в случае статьи 209 УК РФ. Таким образом, мне представляется, что данный вопрос является пробелом в законодательстве, который порождает отсутствие единообразия как в научной литературе, так и в судебной практике. Все же, используя современное

законодательство, мне представляется, что необходим количеством членов является 3 человека: руководитель и как минимум 2 исполнителя.

Я полагаю, что выделить каких - либо количественных критериев по поводу состава формирования, опираясь на действующее законодательство, невозможно. Исходя из этого, каждый конкретный случай должен быть подвержен тщательному исследованию и решение по наличию или отсутствию организованного

формирования должно приниматься в каждом отдельном случае. На мой взгляд, правоприменителю при квалификации следует брать наличие как минимум трех членов формирования как обязательное для наличия состава преступления. Более пристальное внимание следует обратить на уровень координации действий, сплоченность, виды деятельности конкретного формирования.

Несмотря на численность такого формирования, в нем должны присутствовать отличительные от иных групп черты, такие как наличие дисциплины, распределение обязанностей, аппарат управления, система подчиненности, наличием обязательных для исполнения правил поведения и санкций за их неисполнение. Это предполагает сам термин формирование.

Обязательным признаком незаконного вооруженного формирования является вооруженность. Вооруженность предполагает наличие у его участников любого вида огнестрельного или иного оружия, боеприпасов и взрывных устройств, в том числе кустарного производства, а также боевой техники.[14] Несмотря на определение признака вооруженности, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, оно никак не определяет количественный состав вооружения. В научной литературе имеют место разные взгляды на решение этого вопроса. Одни авторы понимают вооруженность как наличие огнестрельного и (или) холодного оружия у членов формирования любого вида.[15] Другие же причисляют только оружие, предусмотренное Федеральным законом «Об оружии», при этом не имеет значения, все ли члены данного формирования вооружены.[16] Такой подход ограничивает данный признак. Так, например, ручного стрелкового оружия у формирования может и не быть, но этот факт не мешает им приобрести танк. Получается интересная ситуация: формирование вооружено танком, но признака вооруженности не будет.

Другое мнение высказывает Н.П. Водько. Он понимает под вооруженностью наличие у участников формирования оружия как огнестрельного, так и холодного, а также иных предметов, предназначенных для поражения живой цели, причинения имущественного вреда, устрашения.[17] [18] В УК РФ под вооруженностью следует понимать обладание участниками формирования оружием, т.е. устройствами и предметами, конструктивно предназначенными

44

для поражения живой или иной цели.

Авторы комментария к УК РФ под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева определяют оружие несколько иначе. Таковым они признают «такой предмет материального мира, единственным или основным назначением которого является поражение живой силы и на ношение и хранение которого требуется специальное разрешение».[19] В п.23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1[20] под вооруженностью понимается наличие у его участников любого вида огнестрельного или иного оружия, боеприпасов и взрывных устройств, в том числе кустарного производства, а также боевой техники. Представляется, что признак вооруженности формирования следует понимать как наличие хотя бы у некоторых из них (членов формирования) гражданского, служебного, боевого огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, а также боевой техники вне зависимости от места и способа их производства. Это обосновывается тем, что при существовании незаконного формирования общественная опасность никак не уменьшится при отсутствии оружия у некоторых, или даже большенства его членов. И более того, не имеет никакого значения для общественной опасности кустарное это оружии или заводское, иностранное или отечественное.

Кроме того, к признаку вооруженности формирования стоит отнести и наличие тяжелых видов вооружений, таких как крупнокалиберные пулеметы, минометы, ракетные установки и т.д. и (или) боевой техники (БТР, БМП и т.д.) Тяжелые виды оружия не охватываются действующим ФЗ «Об оружии» 1996г. Между тем, действовавшие ранее Закон РФ «Об оружии» 1993 г. и постановление Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» от 25.06.1996г. их охватывали. В этой связи, некоторые авторы указывают на необходимость изменения формулировки п.З ст.2 ФЗ «Об оружии» 1996г., указав там вместо термина «боевое ручное стрелковое оружие» термин «боевое оружие». Таким образом, по, их мнению, данной формулировкой будет охвачен весь спектр боевого оружия, включая вышеуказанное.

Признак вооруженности незаконного формирования будет иметь место и в случае обладания его членами оружием массового поражения. Наиболее известными видами оружия массового поражения являются ядерное, химическое и биологическое (бактериологическое). К иным видам оружия массового поражения относятся водородное, нейтронное, лазерное, пучковое, бинарное,

47

квантовое, термоядерное, акустическое, электромагнитное. Поражающие мощь и тяжесть последствий применения такого оружия в сотни и тысячи раз превосходит поражающий потенциал обычного оружия.

Наличие у членов формирования макетов оружия или непригодного к целевому применению оружия не образует признака вооруженности такого формирования. Это также следует из п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.01.97 г.: «не образует признака вооруженности незаконного формирования владение его членами предметами, обладающими свойствами оружия или используемыми в качестве оружия». В соответствии с п.3 [21]

Постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.03.2002г. не относятся к оружию в смысле ст. 222 -226 УК РФ пневматическое, сигнальное, стартовое оружие и электрошоковые устройства и, соответственно, не подпадает под признак вооруженности в смысле ст.208 УК РФ обладание организаторами и участниками незаконного вооруженного формирования указанными видами оружия. Также не относит к оружию данное постановление строительно-монтажные пистолеты и револьверы; предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения; спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием.[22] Если члены незаконного вооруженного формирования имеют в своем распоряжении только специальные средства (резиновые дубинки, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водомёты, служебных собак и другие), это не позволяет привлечь их к ответственности по ст.208 УК РФ, так как признак вооруженности отсутствует.

Федеральным законом № 92 от 25.06.1998 г. было внесено самое первое дополнение в диспозицию ст. 222 УК РФ, согласно которому устанавливалась ответственность за незаконный оборот основных частей оружия. Однозначного ответа на вопрос, является ли владение членами незаконного вооруженного формирования основными частями оружия признаком его вооруженности, нет. Определяющими критериями в подобных ситуациях должны выступать способность формирования с имеющимся вооружением провести операцию по типу боевой.[23]

Следующим немаловажным признаком незаконного вооруженного формирования является незаконность. В рамках ст. 208 УК РФ незаконность определяется как непредусмотренность федеральным законом[24]. В юридический литературе абсолютное большинство авторов придерживаются этого мнения.[25]

Некоторыми авторами указывается, что наряду с вооруженными формированиями, функционирующими без какой-либо правовой базы, незаконными признаются и действующие на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти.[26] Такое уточнение имеет место и оно, на мой взгляд, совершенно справедливо. Есть точка зрения, согласно которой незаконность вооруженного формирования предполагает его образование и последующую деятельность без соответствующего правового основания.[27] Тем самым допускается в качестве правовой базы для законных вооруженных формирований иной, кроме федерального закона, нормативно-правовой акт органов власти и управления. Как следствие, законными могут быть признаны вооруженные формирования, действующие по решению органов власти субъектов РФ, муниципальных органов власти и федеральных органов исполнительной власти, с чем трудно согласиться. Федеральный закон «Об обороне» дает ясную и четкую позицию по этому поводу и никаких других точек зрения здесь быть не может.[28]

С объективной стороны данное преступление совершается только путем активных действий, в виде создания, а равно руководства и (или) финансирования незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Таким образом, объективная сторона выражается в следующих действиях:

создание незаконного вооруженного формирования;

руководство незаконный вооруженным формированием;

финансирование незаконного вооруженного формирования;

участие в незаконном вооруженном формировании.

Под созданием незаконного вооруженного формирования следует понимать активные, целенаправленные действия результатом которых стало создание незаконного вооруженного формирования. Данная деятельность может иметь разные формы. Например, она может выражаться в принятии решения о создании такого формирования, подготовке и издании нормативных актов для регламентации действия данного формирования, вербовке участников, нахождение путей финансирования и т.д. Создание незаконного вооруженного формирования (часть 1 статьи 208 УК РФ) считается оконченным преступлением с момента фактического образования формирования, то есть с момента объединения нескольких лиц в группу и приобретения хотя бы некоторыми из них оружия, боеприпасов, взрывных устройств, боевой техники.[29]

Под руководством незаконным вооруженным формированием следует понимать любые действия с определением направлений конкретной деятельности уже созданного формирования. Эти действия могут выражаться в издании приказов по текущим вопросам, расстановки кадров, определении текущих задач, руководство в проведении каких-либо действий, кооперация с другими структурами и т.д.[30]

Участие в незаконном вооруженном формировании выражается во вступлении в такое формирование и выполнении действий обязательных для участников такого формирования. При этом ответственность за оконченное преступление наступает лишь в случае выполнения действия в интересах формирования.

Под финансированием понимается деятельность по предоставлению или сбору средств либо оказание финансовых услуг для такого формирования. При этом необходимо осознавать (здесь прослеживается сложная структура преступления, которая воедино связывает как объективную сторону, так и субъективную, не позволяя рассмотреть их отдельно), что финансирование предоставлено заведомо незаконному формированию для обеспечения его деятельности, финансирования самого формирования, финансирования преступлений и (или) операций

57

данного формирования.

В данном составе преступления законодатель избрал усеченный состав . Обычно такая законодательная конструкция применяется в случаях особой общественной опасности преступления. Таким образом законодатель подчеркивает, что даже само создание незаконного вооруженного формирования несет в себе существенную угрозу. Следовательно, ответственность должна наступать сразу после создания, не дожидаясь последствий.

 

[1] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 г. Москва "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" п 28

[2] Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Под редакцией: В.С. Комисарова, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой. М., 2013 С. 151.

[3] Уголовное право. Общая часть. Под редакцией Тарбагаев А.Н. М., 2016 С.111 - 112.

[4] Там же

[5] Там же

[6] Агапов П.В., Хлебушкин А.Г. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: политико-правовой, криминологический и уголовно-правовой анализ. М.,2005. С. 114

[7] Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов

[8] Мальцев В. Ответственность за создание незаконного вооруженного формирования или участия в нем.// Российская юстиция. 1999. С. 44. Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера. СПб., 2006. С. 425

[9] Павлинов А.В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участия в нем. Автореферат диссертация... кандидата юридических наук. М., 1998. С. 14

[10] Дикаев С.У. Указ соч. С. 426

[11] Верховный Суд Российской Федерации Дело № 20-АПУ14-29 опред.от 6 ноября 2014 г.

[12] Верховный Суд Российской Федерации Дело № 20 - АПУ14 - 33СП опред. От 18 сентября 2014 г.

[13] Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов

[14] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 г. Москва "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности"

[15] .См.: Уголовное право. Особенная часть: Учебник. М., 1996. С. 227; Уголовное право. Особенная часть: Учебник. М., 1998. С. 378

[16] См.: Комментарий к УК РФ /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 2001. С. 504; Комментарий к УК РФ /Отв. Ред. В.И. Радченко. М., 1996. С. 360

[17] Водько Н.П. Уголовно - правовая борьба с организованной преступностью. М., 2000. С.40

[18] Комментарий к УК РФ // Под общ. ред. Никулина С.И.. М., 2001. С. 952

[19]Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Указ. соч. С.504

[20] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 г. Москва "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности"

[21] Бейбулатов Б.Ш. Указ. соч. С. 53

[22] См.: Бюллетень Верховного суда РФ. 2002. №5. С.3

[23] Бейбулатов Б.Ш. Указ. соч. С.56

[24] Полный курс уголовного права. Том 4. СПб, 2008. С.82

[25] См.: Комментарий УК РФ /Отв.ред. А.В. Наумов. - М., 1996. С.499; УК РФ: Постатейный

комментарий /Науч.ред. Н.Ф.Кузнецова, Т.М.Миньковский. М., 1997. С.452; Скуратов

Ю.И., Лебедев В.М. Указ.соч. С.503; Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник М., 1999. С.256; Уголовное право. Особенная часть: Учебник. М., 1996. С.227; Мальцев В.В. Указ. Соч. С.44.

[26] См.: Комментарий к УК РФ /Автор, кол. Московского юридического института МВД РФ.

М., 1997. С.468; Павлинов А.В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией

незаконного вооруженного формирования или участием в нём. Диссертация. Кандидата юридических наук. М., 1998. С.58.

[27] Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. М., 1998. С.310

[28] Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 г. N 61 -ФЗ г. Москва "Об обороне" п.9 ст1

[29] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N

1 г. Москва "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о

преступлениях террористической направленности"

[30] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N

1 г. Москва "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о

преступлениях террористической направленности"

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (05.04.2018)
Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%