Воскресенье, 24.11.2024, 13:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 35
Гостей: 35
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Отграничение незаконного лишения свободы человека от захвата заложника (ст. 206 УК РФ)

Захват заложника имеет признаки, сходные как с незаконным лишением свободы, так и с похищением человека.

Определение захвата заложника дано в ст. 206 УК РФ, согласно которой под захватом заложника следует понимать «захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника».

В УК 1960 г. статьи о захвате заложника, незаконном лишении свободы и похищении человека были помещены в гл. 3 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности». Следовательно, их единым родовым объектом были общественные отношения, обеспечивающие свободное и нормальное существование личности, а непосредственным объектом выступала личная свобода. Сейчас, несмотря на то, что преступное воздействие при захвате заложника оказывается на личность, его объектом являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность. Это объясняется тем, что данное посягательство осуществляется на неопределенный круг лиц, общественную безопасность в целом, а цель захвата заложника заключается в понуждении государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.

Под общественной безопасностью, как указывается в специальной литературе, понимается совокупность общественных отношений, в рамках которых осуществляется безопасная жизнедеятельность граждан, общества, нормальное условие деятельности предприятий, учреждений и организаций, безопасное использование радиоактивных, химических и бактериологиче
ских веществ, надлежащее и безопасное использование оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и т.д [1] [2] [3] [4]

г.).

255 Ожегов С.И. Электронный ресурс: URL: http://www.ozhegov.org/words/4841.shtml (дата обращения: 09.03.2014 г.).


Дополнительными объектами захвата заложника альтернативно или совокупно могут выступать: жизнь, психическое и физическое здоровье человека, личная свобода, честь и достоинство, отношения собственности, нормальное функционирование органов государственной власти, иные значимые социальные ценности, поставленные под охрану уголовного права.

Таким образом, если в незаконном лишении свободы и похищении человека непосредственным объектом является личная (физическая) свобода человека, то при захвате заложника непосредственным объектом является общественная безопасность как состояние защищенности общества в целом.

Потерпевшие при незаконном лишении свободы и захвате заложника совпадают - ими являются физические лица.

от преступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ, именуются заложниками. Понятие «заложник», согласно толковым словарям, означает человека, насильственно задержанного в обеспечение выполнения каких-либо требований (предъявляемых к тем, кто заинтересован в освобождении) . Вообще понятие «заложник» происходит от слова «залог». Соглас

но толковому словарю «залог» - это «отдача (имущества) в обеспечение обязательств, под ссуду» . Там, где есть залог, соответственно, есть и выкуп. Под «выкупом» понимается «плата, деньги, которыми выкупают» . «Выкуп» же происходит от глагола «выкупить», то есть «заплатив деньги, вернуть залог; заплатив деньги или выполнив какое-либо требование, освободить заложника, пленника»255.

При незаконном лишении свободы для виновных лиц личность потерпевших имеет значение, а при захвате заложника принципиального значения не имеет. Потерпевший при захвате заложника интересен только тем, что с его помощью можно манипулировать тем, кому предъявлены требования, - третьей стороной. Вместе с тем в ряде случаев в заложники захватывались определенные категории потерпевших: беременные женщины, дети и др., что, по мнению преступников, могло способствовать более скорому выполнению их незаконных требований. Например, захват заложников в Буденновске, когда террористы собрали горожан на главной площади города, а потом погнали заложников в корпус родильного отделения городской больницы и

256

удерживали их там .

Проведем разграничение по объективной стороне. Законодатель в ст. 206 УК РФ указал, что захват заложника состоит из активных действий - захвата или удержания. Рассматривая признаки объективной стороны незаконного лишения свободы, мы выяснили, что незаконное лишение свободы состоит или из захвата и последующего удержания, или просто удержания.

Захват заложника осуществляется посредством собственно захвата потерпевшего и последующего удержания или просто удержания. Законодатель в ст. 206 УК РФ описывает объективную сторону этого преступления с использованием союза «или», подразумевая, что удержание потерпевшего не всегда является следствием захвата заложника. При захвате заложника, как правило, выдвигаются требования совершить или воздержаться от совершения определенных действий в обмен на освобождение заложника. Требования, выдвигаемые захватившими заложников, адресованы государству, организациям или гражданину. При этом, как отмечается в специальной литературе, неважно, кто будет выполнять эти требования. При захвате заложников виновных лиц интересуют не столько личности захваченных (как при незаконном лишении свободы и похищении), сколько возможность использовать [5] их в качестве средства давления на адресата. Виновные лица не имеют личных взаимоотношений, личных претензий к заложникам, в этом смысле личность заложника безразлична для захватчиков.[6] [7] [8]

Б. и Х. были признаны виновными в захвате заложников в целях понуждения государства совершить какое-либо действие как условие освобождения заложников, а также в терроризме. Действия Б. и Х. выразились в захвате и удержании заложников с требованием предоставить оружие и самолет, угрозах расстрелом заложников и создании угрозы для жизни людей путем взрыва канистр с бензином .

Следует отметить, что по смыслу закона требования виновных не являются обязательным признаком захвата заложника, поскольку, как отмечается в юридической литературе, «в некоторых случаях захват может и не сопровождаться такими требованиями, например, в случаях, когда преступление было пресечено и виновные не успели их предъявить. Законодатель говорит о цели предъявления требований, но это не значит, что требование обязательно должно быть предъявлено. В то же время судебно-следственным органам необходимо устанавливать наличие у преступников намерения предъявить соответствующие требования. Отсутствие или недосказанность наличия такого намерения исключает возможность квалификации действий виновных по ст. 206 УК РФ» .

При захвате заложника требование выступает лишь средством достижения цели преступника. Тем не менее, выдвинутое требование или намерение выдвинуть требование являются одним из способов отграничения захвата заложника от смежных составов преступлений.

В отличие от незаконного лишения свободы, захвату заложника свойствен признак публичности, когда преступники пытаются вызвать широкий общественный резонанс, привлечь к себе внимание. Именно публичность повышает общественную опасность преступления. При незаконном лишении свободы виновные лица стараются избежать огласки, ставя в известность, при необходимости, только заинтересованных лиц (например, родственников потерпевшего).

Основные составы незаконного лишения свободы и захвата заложника являются преступлениями с формальным составом. Незаконное лишение свободы, как уже было показано, окончено с момента начала фактического удержания потерпевшего и (или) с момента осознания потерпевшим, что он ограничен в свободе, а захват заложника окончен с момента захвата или удержания заложника, независимо от того, были ли предъявлены требования или нет, и были ли эти требования выполнены.

Субъективная сторона основного состава захвата заложника, как и незаконного лишения свободы, характеризуется прямым умыслом. В ч. 3 ст. 206 УК РФ предусмотрено преступление с двумя формами вины.

В ч. 4 ст. 206 УК установлена ответственность за особо квалифицированный состав преступления - захват заложника, повлекший умышленное причинение смерти. В данном случае дополнительная квалификация по ст. 105 УК РФ не нужна. Квалификация по ч. 4 ст. 206 УК РФ возможна только при установлении причинной связи между совершенными противоправными действиями виновного лица, совершившего захват заложника, и наступившими последствиями.

Особенность и главное отличие захвата заложника от незаконного лишения свободы заключается в указанной законодателем цели. Цель захвата заложника является обязательным признаком состава и заключается в понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия. Требования террористов могут быть различными: прекращение ведения боевых действий, освобождение осужденных, получение денег. Так, при захвате заложников в Беслане, одним из требований террористов было выпустить боевиков, аре

 

стованных за нападение на Ингушетию; вывод всех российских войск из Чечни260.

Для преступления, предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 206 УК РФ, обязателен мотив преступления (совершение преступления из корыстных побуждений или по найму).

Субъектом захвата заложника, по общему правилу, признается вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста, а за незаконное лишение свободы уголовная ответственность наступает по достижении лица 16летнего возраста.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные выводы.

Объектом незаконного лишения свободы и похищения человека выступает личная свобода человека, объектом захвата заложника - общественная безопасность.

Незаконное лишение свободы может выражаться в двух вариантах поведения: захват и дальнейшее удержание потерпевшего, либо простое удержание потерпевшего без предварительного захвата. Захват заложника может совершаться путем захвата или удержания потерпевшего. При этом удержание лица не всегда является продолжением захвата заложника. Иначе говоря, захват заложника может сопровождаться дальнейшим удержанием, а может быть осуществлен без него, как самостоятельный элемент.

Составу захвата заложника свойственна специальная цель - понуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника. При незаконном лишении свободы нет указания на специальную цель. Цель, указанная в норме об ответственности за захват заложника, является основным критерием, отграничивающим это преступление от похищения человека и незаконного лишения свободы.

Незаконное лишение свободы окончено с момента фактического удержания потерпевшего и (или) с момента осознания потерпевшим, что он ограничен в свободе. Захват заложника окончен с момента захвата или удержания заложника, независимо от того, были ли предъявлены соответствующие требования или нет, и были ли эти требования выполнены.

 

[1] Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. профессора Л.В. Инога- мовой - Хегай. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005. С. 186.

[2] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Электронный ресурс: URL: http://www.ozhegov.org/words/9215.shtml (дата обращения: 09.03.2014 г.).

[3] Там же. Электронный ресурс: URL: http://www.ozhegov.org/words/9212.shtml (дата обращения: 09.03.2014 г.).

[4] Там же. Электронный ресурс: URL: http://www.ozhegov.org/words/4839.shtml (дата обращения: 09.03.2014

[5] Обратно в кошмар: Буденновск глазами участников событий 1995 года // Аргументы и Факты: URL: http://budennovsk.aif.ru/ (дата обращения: 12.07.2015 г.).

[6] Комиссаров В.С. Терроризм, бандитизм, захват заложника и другие тяжкие преступления против безопасности общества по новому УК РФ. М., 1997. С. 80.

[7] Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. д. ю. н., проф., Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. М., 2005. С. 488.

[8] Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. А.И. Коробеева. Т. IV: Преступления против общественной безопасности. СПб., 2008. С. 68-69.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (06.04.2018)
Просмотров: 338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%