Воскресенье, 24.11.2024, 13:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

История развития воспитательных колоний в советский период

Воспитательная колония - один из видов исправительного учреждения России. Согласно п. 9 ст.74 Уголовно - исполнительного кодекса РФ, в воспитательных колониях отбывают наказания несовершеннолетние осуждённые к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до возраста 19 лет[1].

А.В. Малько дает следующее определение понятию воспитательная колония: «Воспитательная колония - специализированное исправительное учреждение закрытого типа для содержания, т.е. физической изоляции, и исправления лиц, осужденных к лишению свободы и не достигших к моменту вынесения обвинительного приговора восемнадцатилетнего возраста. В.к. отличается от исправительной колонии менее строгим режимом содержания осужденных.. ,»[2] [3].

Наказание взрослых и несовершеннолетних преступников преследует цели исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Но при наказании несовершеннолетних преимущественное значение имеет цель специального предупреждения преступлений, т. е. цель исправления осужденных. Кроме того, в связи с тем, что несовершеннолетние в отличие от взрослых еще не сформировались в нравственно-психологическом отношении, их наказание направлено не столько на устранение нравственно - психологических изъянов

-5

их личности, сколько на формирование ее социально - полезных свойств .

По этой же причине имеются отличительные особенности и в использовании применяемых в воспитательных колониях средств исправления осужденных. Соотношение в применении карательных свойств наказания и мер исправительно-трудового воздействия, в процессе исправления несовершеннолетних иное, чем в процессе исправления взрослых осужденных. Роль карательных средств уменьшается, а роль мер исправительно - трудового воздействия увеличивается. Так, в воспитательных колониях режим содержания осужденных мягче, чем в исправительных колониях[4].

В отличии от исправительных колоний в воспитательных колониях, в соответствии с п.1 ч.1 ст.132 Уголовно - исполнительного кодекса РФ, устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания [1], позволяющих осужденным проживать в общежитиях, ежемесячно, в соответствии с законом, расходовать средства, имеющиеся на их лицевых счетах, иметь больше краткосрочных и длительных свиданий и пользоваться рядом других преимуществ.

Выражением более мягкого метода воспитательных колоний, отличающего их от исправительных колоний, является закрепление в ст.134 Уголовно - исполнительного кодекса РФ таких, применяемых к осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, мер взыскания и поощрения, которые в исправительных колониях применяться не могут, например водворение в дисциплинарный, а не штрафной изолятор, предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии в сопровождении сотрудников колонии, предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников и многое другое[5].

Содержание несовершеннолетних в воспитательных правонарушителей в воспитательных колониях является е только наказанием. Оно предполагает их изоляцию от опасных и криминальных связей на свободе, применение к ним основных средств исправления, установленного законом порядка отбывания наказания, воспитательную работу, общественно полезный труд, общее и профессиональное образование, общественное воздействие, а также восстановление их социального статуса, предупреждение на этой основе рецидивной преступности и возвращение в общество полноценными людьми[6].

По указанным выше причинам, исправительные учреждения, предназначенные для исполнения наказания в отношении несовершеннолетних преступников, получили название не исправительных, а воспитательных колоний.

На протяжении долгого времени в уголовно - политическом плане закон не рассматривал несовершеннолетнего как особого субъекта уголовно - правовых отношений, несовершеннолетние содержались в тюрьмах совместно со взрослыми осужденными. Г осударство в лице его карательно - исполнительных органов, к сожалению, крайне мало уделяло внимания решения этой проблемы[7].

Также следует отметить, что государство не обращало внимания, на то, что несовершеннолетние и взрослые арестанты, находятся в одних и тех же камерах, такое «соседство» зачастую приводило к непредсказуемым последствиям. Для несовершеннолетних царская тюрьма, долгое время, оставалась нравственно губительной.

Со временем в России появились городской приют, земледельчески - ремесленная колония, исправительный приют.

После Февральской революции 1917 года новое революционное Временное правительство не смогло восстановить порядок в стране, что привело к нарастанию политического хаоса, в результате которого власть в России захватила партия большевиков.

Представитель русской идеалистической философии Николай Бердяев отметил: «Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что Февральская революция свергла монархию в России, монархия сама пала, её никто не защищал.Большевизм, давно подготовленный Лениным, оказался единственной силой, которая, с одной стороны, могла довершить разложение старого и, с другой стороны, организовать новое».

Таким образом, сложившаяся ситуация в стране также положительно проектировалась и на тюремное заключение для несовершеннолетних правонарушителей. После 1917 года Советское государство осуществляет лояльную политику в отношении вышеуказанной категории граждан. Начало было положено с момента принятия Советом Народных комиссаров РСФСР Декрета «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918 года, который, в свою очередь, упразднил суды и тюремное заключение вышеуказанной категории граждан. Все дела о несовершеннолетних, замеченных в общественно опасных деяниях, с момента принятия декрета переходили в ныне созданные комиссии о несовершеннолетних.

Согласно ст. 4 Декрета о комиссиях для несовершеннолетних, по рассмотрении дела о несовершеннолетних, комиссия либо их освобождает, либо направляет в одно из убежищ Народного Комиссариата общественного призрения, соответственно характера деяния[8].

Сложившийся в первые годы Советской власти опыт ведомственного нормативного регулирования исполнения лишения свободы как вида уголовного наказания позволил приступить к разработке законодательных актов на уровне союзных республик. В РСФСР первым таким нормативным актом стал Исправительно-трудовой кодекс (ИТК), утвержденный постановлением ВЦИК, принятый на Второй сессии XI созыва 16 октября 1924 года[9].

Исправительно - трудовой кодекс РСФСР предусматривал несколько видов учреждений, образованный для содержания заключенных. Таковыми являлись: учреждения для применения мер социальной защиты

исправительного характера, учреждения для применения мер социальной защиты медико - педагогического характера, именно к ним относились

 

трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей, в которые они направлялись, учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера.

В целях планомерного распределения заключенных и организации лишения свободы в соответствии со специальными и психическими особенностями личности преступника, а также индивидуализации мер социальной защиты в зависимости от причин преступления было образовано два видав трудовых домов. Один вид трудовых домов был предусмотрен для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, другой для правонарушителей из рабоче - крестьянской молодежи, в него направлялись лишенные свободы правонарушители рабочее - крестьянского происхождения в возрасте от шестнадцати до двадцати лет[10].

Исправительно - трудовой кодекс РСФСР 1924 г. указывал, что несовершеннолетние заключенные, находящиеся под следствием, в случае отсутствия специальных для них учреждений должны содержаться отдельно от взрослых, также он предусматривал специальную главу, регламентирующую правила содержания заключенных в трудовых домах для несовершеннолетних правонарушителей[11] [12].

Необходимо отметить, что в 1925 - 1926 гг. на территории

РСФСР числилось девять, а в 1926 - 1927 гг. - десять трудовых домов обоих типов.

Целью помещения несовершеннолетних в трудовой дом являлось обучение их квалифицированным видом труда, расширение их умственного кругозора путем общего и общего и профессионального образования и формирование из них самостоятельных и сознающих свои права и обязанности

3

граждан .

Через девять лет, 1 августа 1933 года Постановление ВЦИК и СНК был принят новый Исправительно - трудовой кодекс РСФСР. Вновь принятый


 

закон, содержал нормы, которые регулировали размещение женщин и мужчин, отныне они содержались раздельно, также раздельно содержались взрослые и малолетние заключенные.

С принятие Исправительно - трудового кодекса, реагранизовались и места лишения свободы, что касается несовершеннолетних правонарушителей, то теперь они содержались в учреждениях для несовершеннолетних, лишенных свободы. Данные учреждения носили название Школы ФЗУ индивидуального и сельскохозяйственного типов.

Несмотря на все вышеизложенное, значительная часть несовершеннолетних преступников по прежде оставались заключены в тюрьмах.

В школы ФЗУ НКЮ помещались несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 15 до 18 лет на основании приговоров суда, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, постановлений других

уполномоченных на то органов. Для дифференцированной организации процесса исправления и перевоспитания различных категорий

правонарушителей предусматривалось несколько видов школ ФЗУ НКЮ: закрытые, полуоткрытые, открытые. Работа школ ФЗУ строилась в органической связи со всей общественно-политической жизнью страны. Непосредственная связь с промышленными предприятиями, коллективами трудящихся позволяла лучше осуществлять трудовое воспитание. Шефство рабочих коллективов, участие комсомола в работе школ, как по линии культурного шефства, так и путем выделения лучших молодых рабочих на постоянную работу в школы и другие формы участия общественности в деятельности школ ФЗУ НКЮ помогали успешно решать их задачи[13].

Вплоть до 1956 года во всех колониях разворачивалась широкая работа по организации трудового использования и профессионального обучения, а также привлечения несовершеннолетних к общественно полезному труду. Ее основными задачами являлись: формирование у осужденных подростков убежденности в необходимости труда; приобретение каждым воспитанником профессии, формирование разнообразных трудовых навыков; профессиональная ориентация на перспективу; определение специальности, соответствующей индивидуальным способностям и личностным особенностям осужденного; поиск наиболее оптимальных путей, которые в дальнейшем могут помочь в приобретении выбранной профессии \

1956 год в развитии трудовых и воспитательных колоний также оставил свой след. Именно, в 1956 году МВД СССР были разработаны и приняты специальные положения, которые регулировали их деятельность. В данных положениях нашли свое отражение принципиальные положения, направленные на улучшение работы колоний, самое главное, что в этих положениях был учтен весь негативный опыт деятельности таких учреждений прошлых лет.

Накопленный исправительными учреждениями опыт работы, а также развитие науки уголовного и исправительно - трудового права создали необходимые условия для разработки и принятия 11 июля 1969 г. Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1970-1971 гг. исправительно-трудовых кодексов союзных республик.

Новый ИТК РСФСР был принят 18 декабря 1970 г. и введен в действие с 1 июня 1971 г.

Воспитательно - трудовым колониям была посвящена гл. 13 этого правового акта. В ней предусматривалось разделение данных учреждений для несовершеннолетних на колонии общего режима и усиленного режима. В первом виде Воспитательно - трудовых колоний отбывали наказания несовершеннолетние мужского пола, впервые осужденные к лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими, или осужденные впервые на срок не свыше трех лет за тяжкие преступления, и все осужденные несовершеннолетние женского пола. Во втором виде колоний отбывали наказание несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, а также осужденные за тяжкие преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Причем лица, злостно нарушающие 1 требования режима, могли быть представлены к переводу для отбывания наказания из воспитательно-трудовой колониям общего режима в воспитательно-трудовую колонию усиленного режима1.

Согласно ст. 18 «Исполнительно - трудовой кодекс РСФСР» отдельно от других осужденных в колониях усиленного режима содержались лица, осужденные за умышленные преступления, совершенные в местах лишения свободы, и лица, систематически либо злостно нарушающие режим отбывания наказания[14] [15] [16].

Дифференциация исполнения лишения свободы по различным видам воспитательно - трудовых колоний проявлялась, прежде всего, в различии условий отбывания наказания несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы. Причем данные условия отбывания лишения свободы в воспитатель- трудовых колоний общего и усиленного режимов также в свою очередь подразделялись законодателем на обычные и улучшенные. Рассматривая дифференциацию условий отбывания наказания в виде лишения свободы в

3

воспитательно - трудовых колониях .

Важно отметить, что в соответствии с определенным законодателем характером изменения правового статуса воспитанника их иерархия по мере улучшения последнего выглядела следующим образом: По общему правилу, осужденные, достигшие во время отбывания наказания возраста 18 лет, переводились в исправительно - трудовые учреждения для взрослых, которые назывались исполнительно - трудовые колонии. Однако в целях закрепления результатов исправления и перевоспитания и для завершения общеобразовательного или профессионально-технического обучения лица, достигшие 18-летнего возраста, могли быть оставлены в воспитательно - трудовые колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими двадцатилетнего возраста. В советской юридической литературе вопрос об отнесении такого оставления совершеннолетних в воспитательно - трудовых колониях к элементам прогрессивной системы не рассматривался. Но, как справедливо отмечает Ю.М. Ткачевский, он должен был быть решен положительно [Ошибка! Закладка не определена.; с. 45].

С 1973 по 1987 гг. указами Президиума Верховного Совета РСФСР в ИТК РСФСР был внесен ряд существенных изменений и дополнений.

Применительно к несовершеннолетним были уточнены категории осужденных, направляемые для отбывания лишения свободы в различные виды воспитательно - трудовых колоний. Прежде несовершеннолетние мужского пола, впервые осужденные за тяжкие преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, направлялись для отбывания наказания в воспитательнотрудовые колонии усиленного режима, где они содержались вместе с осужденными, ранее отбывавшими лишение свободы. Последние, как свидетельствовало изучение практики, нередко оказывали отрицательное влияние на несовершеннолетних, впервые отбывавших лишение свободы, склоняли их к нарушениям режима отбывания наказания, а порою и к совершению новых преступлений [60; с. 86].

Ввиду нецелесообразности дальнейшего совместного содержания этих категорий осужденных законодатель предусмотрел в новой редакции закона, что все несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, отбывают наказание в воспитательно - трудовых колониях общего режима, причем осужденные за преступления, не являющиеся тяжкими, а также все осужденные несовершеннолетние женского пола содержатся отдельно от осужденных за тяжкие преступления. В то же время в воспитательно - трудовые колонии усиленного режима направлялись только несовершеннолетние, ранее отбывавшие лишение свободы \

По мнению ученых, участвовавших в разработке этих изменений, их целью было повысить эффективность исправления и перевоспитания несовершеннолетних, впервые осужденных к лишению свободы; исключить [17]

 

возможность негативного влияния, оказываемого рецидивистами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Вместе с тем исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела суд мог в порядке исключения, мотивируя принятое решение в приговоре, назначить осужденному несовершеннолетнему мужского пола отбывание лишения свободы в воспитательно - трудовой колонии общего режима вместо воспитательно - трудовой колонии усиленного режима \

Следует отметить, что в период действия Исправительно - трудового кодекса РСФСР 1970 года, лишение свободы являлось преобладающим наказанием, которое избирали суды в отношении несовершеннолетних.

С 1990 года число лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы во всех исправительно-трудовых учреждениях СССР, достигло 700 тысяч человек. После распада СССР началось реформирование исправительно - трудовой системы в России. Наиболее существенные изменения в нормативной базе функционирования уголовно исполнительной системы произошло с принятием Закона РФ от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно - трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и

Л

Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР» .

Подытоживая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Именно с приходом к власти большевиков, удалось «сломать» старые уклада и начать преобразование уголовно - испонительной системы. Я считаю, что не все сразу удавалось, один только Исправительно - трудовой кодекс РСФСР несколько раз приобретал новый облик, усовершенствовавшись с каждым разом.

В результате, советскому государству удалось ликвидировать царскую систему, построение же новой, советской системы, происходило в несколько этапов, каждый из которых сопровождался своими плюсами и минусами. [18] [19]


Благодаря принятию советским государством ряда нормативных актов, удалось повысить уровень содержания несовершеннолетних осужденных в колониях.

 

[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СПС КонсультантПлюс.

[2] Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. - М., 2009. - С. 367.

[3] Филимонова О.В. Уголовно - исполнительное право России. - М., 2000. - С. 187.

[4] Филимонова О.В. Уголовно - исполнительное право России. - М., 2000. - С. 188.

[5] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СПС КонсультантПлюс.

[6] Минстер М.В. Учреждения, исполняющие уголовные наказания в Российской Федерации. Часть 1: воспитательные колонии, колонии-поселения, тюрьмы. - Новосибирск., 2014. - С. 5.

[7] Там же. С. 5.

[8] Декрет Совета народный комиссаров РСФСР О комиссиях для несовершеннолетних от 14.01.1918 года // СПС КонсультантПлюс.

[9] Уголовно-исполнительная система, 125 лет / под ред. Ю.А.Чайки. - М., 2004. - С. 76.

[10] Минстер М.В. Учреждения, исполняющие уголовные наказания в Российской Федерации. Часть 1: воспитательные колонии, колонии-поселения, тюрьмы. - Новосибирск., 2014. - С. 8.

[11] Исправительно - трудовой кодекс РСФСР от 16.10.1924 года // СПС КонсультантПлюс.

[12] Минстер М.В. Учреждения, исполняющие уголовные наказания в Российской Федерации. Часть 1: воспитательные колонии, колонии-поселения, тюрьмы. - Новосибирск., 2014. - С. 8.

9

[13] Крахмальник Л.Г. Труд заключенных и его правовое регулирование в СССР. - Саратов, 1963. - С. 38.

[14] Санташов А.Л. Дифференсация исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних в ИТК РСФСР 1970 г. Журнал «Вестник Института» Вологодского института права и экономики ФСИН РФ № 3(19) 2012. - С.83.

[15] Исправительно - трудовой кодекс РСФСР от 18.12.1970 года // СПС КонсультантПлюс.

[16] Санташов А.Л. Дифференсация исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних в ИТК РСФСР 1970 г. Журнал «Вестник Института» Вологодского института права и экономики ФСИН РФ № 3(19) 2012. - С.84.

[17] ИТК РСФСР в ред. указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.05.1973 г. и 18.09.1985 г. // СПС КонсультантПлюс.

[18] Санташов А.Л. Дифференсация исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних в ИТК РСФСР 1970 г. Журнал «Вестник Института» Вологодского института права и экономики ФСИН РФ № 3(19) 2012. - С.86.

Концепция развития уголовно - исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года от 14.10.2010 № 1772 - р (ред. от 23.09.2015) // СПС КонсультантПлюс.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (07.04.2018)
Просмотров: 420 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%