С момента принятия Государственной Думой Российской Федерации Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации 18 декабря 1996 года, не прекращались дискуссии по поводу реформирования всей уголовно - исполнительной системы России. В реформировании нуждалась общественность, осужденные и законодательный аппарат в целом. Все понимали, нужно что - то менять...
В связи с тем, что из бюджета стало больше выделятся средств на содержание уголовно-исполнительной системы, улучшилось и содержание осужденных в целом, питание и медицинское обслуживание, вещевое довольствии, все приобретало положительную динамику.
Одной из глобальных проблем, требующей решении в кратчайшие сроки оставалось стабильно высокое количество лиц содержащихся под стражей.
Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации 1.
На этом фоне, дискуссии привели к формированию задач, которые необходимо решать. Таковыми задачами явились: гуманизация исполнительной системы, с другой стороны это исправление осужденных, предупреждения совершения новых преступлений бывшими осужденными и многое другое.
Реформирование не заставило себя ждать.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года утверждена Концепция развития уголовно - исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Создание Концепции преследовало ряд целей, которыми явились:
совершенствование деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития;
сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества;
гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами \
Для достижения положительных результатов из поставленных целей правительством Российской Федерации был определен ряд задач, таковыми явились: изменение структуры уголовно - исполнительной системы, совершенствование уголовно - исполнительной политики, изменение идеологии в целом, реформирование системы охраны исправительных учреждений, разработка планов проведения воспитательной работы.
Проводя параллель между темой моей дипломной работы и концепцией развития уголовно - исполнительной системы, можно отметить, что одним из основных направлений развития уголовно - исполнительной системы явилось создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, а также преобразование воспитательных колоний для содержания несовершеннолетних, в воспитательные центры для содержания лиц, которые совершили преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Согласно проекту Концепции, несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, будут отбывать наказание в исправительных учреждениях нового типа - воспитательных центрах, с обычным и усиленным наблюдением.
Главным принципом формирования системы воспитательных центров для несовершеннолетних осужденных станет обеспечение раздельного их содержания в зависимости от общественной опасности совершенных преступлений и уровня криминальной зараженности личности. Предполагается также изменить подходы к осуществлению социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в
воспитательных центрах на основе применения индивидуальных форм воздействия, более широкого взаимодействия с общественностью \
Законодатели утверждали, что концепция признана обеспечить основу дальнейшего развития уголовно - исполнительной системы, приближения ее деятельности к международным стандартам, что является важной составляющей частью всего реформирования системы, также они считали, что концепция приведет к расширению сферы применения уголовно - правовых мер, не связанных с лишением свободы, разработке стимулов не противоречащим закону поведения осужденных, однако не все,
запланированные и отображенные в концепции аспекты, воплотились в жизнь.
По мнению законодателей, концепция должна реализоваться в три этапа.
Первым этапом они считают утверждение плана мероприятий по реализации самой концепции, разработка нормативно - правовых актов и федеральных целевых программ. Данный этап планировалось преодолеть до 2012 года.
Вторым этапом должно было стать перепрофилирование большей части исправительных учреждений, анализ и корректировка всей проделанной работы, и этот этап должен был завершиться к 2016 году.
Последний этап реализации Концепции предусматривал разработку документов планирующих дальнейшее развитие уголовно - исполнительной системы.
Было запланировано, что реализация Концепции приведет к расширению сферы применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы,
созданию условий, исключающих распространение в обществе криминальной субкультуры. Кроме того, будет создана система регламентированных стимулов правопослушного поведения, появятся новые исправительные технологии работы с осужденными, основанные на достижениях в области психологии и медицины, педагогики и права. Повысится уровень материального обеспечения работников уголовно-исполнительной системы, их социально-правовой защиты. В связи с этим актуализируется проблема повышения эффективности применения к осужденным в учреждениях УИС поощрительных институтов уголовно - исполнительного права.
Насколько оправданы ожидания, даже сегодня точного и комплексного ответа мы не получим, однако стоит рассмотреть подробнее происходящее в настоящее время в уголовно - исполнительной системе, а в нашем случае сделать акцент именно на воспитательных колониях, которые в настоящее время претерпевают грандиозные изменения.
В.В. Попов в своей статье «Каким быть воспитательному центру» поясняет: « Бывшим директором ФСИН России А.А. Реймером было принято решение о разработке модели исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных нового типа. К работе по ее подготовке были подключены Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Научно - исследовательский институт информационных и производственных технологий ФСИН России, Академия ФСИН России. При разработке модели также учитывались мнения ведущих ученых Академии Генпрокуратуры российской Федерации, академии управления МВД России и др.» \
Модель воспитательного центра подготовлена с учетом международных стандартов, европейских стандартов общения с несовершеннолетними осужденными, собственного и зарубежного опыта, и самое главное Концепции развития уголовно - исполнительной системы в Российской Федерации.
Еще в 2010 году в шесть воспитательных колониях Российской Федерации стали внедрять элементы воспитательных центров. В список [1] реорганизуемых колоний попали: Новооскольская, Брянская, Алексевская, Белореченская, Можайская и Каинская воспитательные колонии.
Полную реорганизацию воспитательных колоний планировалось провести в период с 2013 года по 2016 год, данные преобразования должны были осуществляться за счет сокращения расходов на капитальные ремонты в остальных учреждениях уголовно - исполнительной системы.
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации сообщает: «Существенное отличие воспитательного центра от воспитательной колонии в том, сто предполагается создание структуры, позволяющей обеспечить непрерывность и преемственность социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними. Увеличивается штатная численность психологов и социальных работников. Осужденные будут размещаться компактными группами в помещениях по четыре человека. Комнаты предусмотрено оборудовать умывальником и санитарным узлом, необходимой мебелью. Норма жилой площади на одного воспитанника составит не менее шести квадратных метров. Осужденные будут содержаться раздельно с учетом их пола, возраста, степени криминальности, психологических особенностей. В работе воспитательных центров минимизируются элементы, характерные для тюремного учреждения. Планируется исключить из практики ношения форменной одежды для отдельных категорий сотрудников. Охрана учреждений будет осуществляться посредствам современных интегрированных систем. В структуре воспитательного центра будет создан социально - реабилитационный центр, который позволит увеличить эффективность подготовки осужденных к освобождению и ресоциализации» \
В 2013 году сотрудниками НИЦ - 2 ФКУ НИИ ФСИН России было организованно проведение заочного круглого стола, вопросами которого являлись проблемы перепрофилирования воспитательных колоний в воспитательные центры. В течение двух месяцев на сайт института поступали сообщения и информационные материалы, которые в дальнейшем анализировались и были включены в сборник материалов круглого стола.
По изучению предложенных материалов Оргкомитетом, учрежденным НИЦ - 2 ФКУ НИИ ФСИН России, были рассмотрены самые разнообразные проблемы, которые встречаются в работе с несовершеннолетними осужденными, тем не менее, остается ряд дискуссионных вопросов.
Уже в 2011 году началась работа по реорганизации Можайской воспитательной колонии, к концу 2012 году в колонии произведен капитальный ремонт столовой, банно - прачечного комплекса, карантинного отделения. В след за Можайской воспитательной колонией, реконструкции подверглись жилые помещения в Канской воспитательной колонии, там прошла реорганизация жилых помещений, одного из двух жилых корпусов, полностью переделаны внутренние помещения, в каждом помещении установлен санузел, а в каждой секции телевизор.
В настоящее время, на базе вышеперечисленных колоний, по прежнему, реализуется «пилотные» проекты создания новых видов учреждений.
Однако, по мнению Коллегии счетной палаты Российской Федерации, реформирование воспитательных колоний для несовершеннолетних нужно признать нецелесообразным. С таким заявлением выступил аудитор счетной палаты Российской Федерации Сергей Мовчан, который акцентировал свое внимание на порядке апробации модели воспитательных центров, который по его мнению был нарушен. Нарушения заключаются в том, что финансовое и материально - техническое обеспечение не было утверждено нормативно - правовыми актами, что в свою очередь нарушило положение Концепции.
Также Сергей Мовчан заявил: «В настоящее время вся работа по преобразованию воспитательных колоний в воспитательные центры проводится без принятия законодательного акта, закрепляющего понятие воспитательного центра как нового типа исправительного учреждения» \
Стоит обратить внимание на то, что не были разработаны критерии оценки и показатели, с помощью которых можно было оценить эффективность
проводимых мероприятий, а также проходящих изменений в воспитательных колониях.
Счетная палата Российской Федерации сделала акцент на то, что реорганизация воспитательных колоний осуществлялась за счет значительного сокращения расходов на капремонты остальных учреждений, поэтому большинство учреждений не получил средства для проведений капремонтов. Проверка проведенная счетной палатой показала, что бюджетные расходы направленные на реформирование воспитательных колоний, а сумма исчисляется в нескольких сотнях миллионов рублей, до настоящего времени не достигли ожидаемого результата.
В процессе подведения итогов Сергей Мовчан заявил: «Мероприятия по строительству, реконструкции и капремонтов объектов воспитательных колоний к установленному сроку не завершены, ремонтные и строительные работы...превысили установленные сроки...и продолжаются до настоящего времени. При сохранении существенного подхода работы по преобразованию остальных воспитательных колоний могут затянуться на длительный период, который может выйти далеко за рамки реализации Концепции развития уголовно исполнительной системы» \
Таким образом, дальнейшее, перепрофилирование колоний без проведения объективного анализа планируемых затрат и возможностей бюджетного финансирования, а также устранения установленных по результатам аудита недостатков. Нужно признать нецелесообразным.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать определенные выводы. Работа с несовершеннолетними преступниками должна иметь реабилитационную направленность, а именно обеспечить их эффективную ресоциализацию к условиям жизни в обществе. На мой взгляд, именно на это и направлены некоторые положения Концепции, поэтому и был поднят вопрос о необходимости создания исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных нового, усовершенствованного типа. Законодателями были учтены европейские стандарты пенитенциарной деятельности, зарубежный и отечественный опыт. Основной задачей учреждений, на мой взгляд, законодатели определили создание обособленной, целостной системы исполнения наказания несовершеннолетних преступников, которая направлена на социализацию личности.
Концепция развития уголовно - исполнительной системы в Российской Федерации определила основные пути развития уголовно - исполнительной системы, которые в совокупности с поставленными задачами являются е только своевременными, но и жизненно необходимыми. Все предложенные Концепцией задачи концепции, по моему мнению, уже давно должны были применяться на практике. Но, как говориться, лучше поздно, чем никогда.
Хочется надеяться, что все запланированное, и отображенное в Концепции будет реализованное в скором времени. Поскольку задача нашего государства и общества в целом заключается не только в наказании и исправлении, а также и в сохранении человека для полноценной жизни, а это возможно только тогда, когда к человек относятся подобающим образом соблюдая его права.
[1] Попов В.В. Каким быть воспитательному центру. Журнал «Ведомости уголовно - исполнительной системы» ФБУ Объединенная редакция ФСИН России №11(102). - С.4.
|