Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.
Граждане России получили конституционное право на суд присяжных 1 ноября 1991 года - с момента внесения изменений в часть 1 статьи 166 Конституции РСФСР 1978 года. Однако приведение уголовно - процессуального законодательства в соответствие с основным законом страны растянулось почти на два года.[1]
9 июня 1989 г. на первом Съезде народных депутатов СССР впервые на официальном уровне был поднят вопрос о возрождении суда присяжных. Съезд поручил Верховному Совету СССР обеспечить проведение судебной реформы, для создания независимой и авторитетной судебной системы, причем с возможностью рассмотреть использование демократической формы судопроизводства - суд с участием присяжных заседателей.[2]
1989 год знаменателен тем, что были приняты Основы законодательства СССР о судоустройстве, а в ст. 11 отмечалась возможность решения виновности подсудимого судом присяжных, расширенной коллегией народных заседателей за преступления, по которым предусмотрено наказание в виде смертной казни или лишение свободы на срок свыше 10 лет.
В 1990 году Закон от 10 апреля № 1423-1 внес изменения в Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик: помимо дел, за которые предусмотрено наказание в виде смертной казни и лишения свободы сроком свыше 10 лет, законы союзных республик могут самостоятельно устанавливать и иные категории дел, которые подсудны суду присяжных.[3] [4]
В 1991 году была утверждена Концепция судебной реформы в РСФСР Постановлением от 24 октября № 1801-1, в которой указывалось, что каждый имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных, если за совершенное преступление ему грозит лишение свободы свыше одного года. В дальнейшем участие присяжных заседателей в судебном процессе регламентировалось Конституцией РСФСР от 1 ноября 1991 г. и Конституцией РФ.
Суд присяжных заседателей начал свое действие только с принятием Закона РФ от 16 июля 1993 года, который дополнил действовавший на то
-5
время УПК РСФСР 10 разделом - «Производство в суде присяжных» , в строго ограниченной территории в девяти российских субъектах. Были
официально включены такие принципы как: состязательность (ст. 429), презумпция невиновности (ст. 451), право не свидетельствовать против себя (ст. 451) и исключение доказательств, полученных с нарушением закона (ст. ст. 433, 435).
Законодательство о производстве с участием присяжных заседателей прошло определенный этап становления от появления соответствующего раздела в УПК РСФСР до правового регулирования в УПК РФ 2001 г. Десять лет действия Кодекса сопровождались значительными изменениями в правовом регулировании и в толковании закона Конституционным Судом РФ.
Изменения коснулись принципиальных вопросов, поэтому, несмотря на то, что в раздел о производстве с участием присяжных заседателей было внесено немного изменений по сравнению с другими статьями Кодекса, но и здесь толкование ряда законодательных предписаний осуществляется под влиянием общих тенденций развития законодательства, проявившихся в последнее время.
Введенный в 1993 г. в УПК РСФСР раздел 10 «Производство в суде присяжных» свидетельствовал не просто о появлении новой процедуры в уголовном судопроизводстве. Он существенно менял представление о принципах справедливого правосудия. Реальными, а не декларативными становились принципы состязательности, презумпции невиновности, обеспечения права на защиту. Нормальным завершением процесса рассмотрения дела в суде становился оправдательный приговор, что стало чрезвычайно важным явлением.[5]
В основе процедуры рассмотрения дела судом присяжных лежит принцип состязательности, полностью исключающий выполнение судом каких-либо обвинительных функций. Поэтому совершенно логичным был содержащийся в ст. 429 УПК РСФСР запрет суду возбуждать дело по новому
обвинению или в отношении нового лица. А отказ прокурора от обвинения вел к прекращению производства по делу (ст. 430 УПК РСФСР). Таким образом, на законодательном уровне происходила трансформация задач правосудия по уголовным делам. Главной задачей суда становилось справедливое разрешение дела на основе демократических принципов судопроизводства, а не борьба с преступностью, что требовало новых решений в области регламентации судебных процедур.
Правовое регулирование процедуры рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в УПК РСФСР было в некотором роде умозрительным, что объяснялось отсутствием в современном российском процессуальном законодательстве хоть в какой-то мере схожей модели судопроизводства. За основу брались модели суда присяжных, существующие в странах общего права (в основном в США, Великобритании), а также российский суд присяжных XIX века (по Уставу уголовного судопроизводства 1864 г.). Поэтому развитие законодательства о суде присяжных происходило во многом под влиянием судебной практики.[6]
С 1 ноября 1993 г. к рассмотрению уголовных дел по первой инстанции с участием присяжных заседателей приступили Ставропольский краевой суд, Ивановский, Московский, Рязанский и Саратовский областные суды, с 1 января 1994 г. - Алтайский и Краснодарский краевые суды, Ростовский и Ульяновский областные суды.[7]
И только после принятия нового УПК РФ, в котором говорилось о суде присяжных в 12 разделе, постепенно действие законодательства о судопроизводстве с участием присяжных заседателей распространилось и на другие субъекты Российской Федерации. Присяжных стали привлекать к рассмотрению дел в окружных (флотских) военных судах. Характеризуя в целом раздел 12 УПК РФ, следует отметить его непротиворечивость, историческую преемственность. Он составлен с учетом опыта действия Судебных уставов 1864 г., раздела 10 УПК РСФСР, международных норм, а также судебной практики.[8] [9]
В 2004 году был принят Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», отдельно регулирующий организационные вопросы данного института. Согласно ст. 1 данного Закона рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в ВС РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.
Указанным Законом урегулированы вопросы участия граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей и предъявляемых к ним требований, составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели, внесения в эти списки изменений и дополнений, финансового, материального обеспечения, гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя. Очень интересна динамика отношения к этому институту. В 1992-1993 годах юридическое сообщество четко делилось на «за» и «против». И у каждой стороны были свои аргументы. Тогда суд присяжных была идеей, теоретической и законодательной конструкцией. Сейчас это реальность. Важно понять эту реальность, хотя для кого-то она уже успела стать рутиной. Сегодня совершенно ясно, что самыми большими специалистами по суду присяжных являются не ученые, а практики.
Как прописано в Конституции РФ, основой демократического правового государства является независимая судебная власть, а ее составной элемент - это суд с участием присяжных заседателей, где решается главный вопрос правосудия, вопрос о виновности или не виновности подсудимого, где при вынесении вердикта нужно проявить житейскую мудрость, общественную совесть, справедливость, обоснованность и законность.
[1] Шахбанова Х. М. Исторические аспекты развития суда присяжных в России // История государства и права. 2015. № 23. КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2015. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
[2] Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР: Постановление СНД СССР от 09.06.1989 г. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2015. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
[3] О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и
республик: Закон СССР от 10.04.1990 № 1423-1 (утратил силу) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2015. Доступ из справ. правовой системы
«КонсультантПлюс».
[4] О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно
кодекс РСФСР: Закон РФ от 16 июля 1993 г. (утратил силу) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2015. Доступ из справ. правовой системы
«КонсультантПлюс».
[5] Петрухин И. Л. Оправдательный приговор и право на реабилитацию. М., 2009. С. 114.
16
[6] Ветрова Г. Н. Судопроизводство с участием присяжных заседателей // Михайловская И.Б. Уголовно-процессуальное законодательство РФ 2001 - 2011 гг.: Сборник научных статей. Проспект., 2012. КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2015. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
[7] Конин В. В., Эсмантович И. И. Некоторые вопросы истории Российского суда с участием присяжных заседателей и его значение для современного уголовного судопроизводства // Адвокат. 2013. № 9. [Электронный ресурс] URL: http://www.iuaj.net/node/1487 - Загл. с экрана.
[8] Шахбанова Х. М. Исторические аспекты развития суда присяжных в России // История государства и права. 2015. № 23. КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2015. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
[9] Дубровин Ю. Д. Суд присяжных в России: XIX, XX, XXI вв. // История государства и права. 2015. № 3. КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2015. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
|