Предупреждение преступлений является одной из задач уголовного права (ст. 2 УК РФ). Для выполнения этой задачи используется наказание, оказывающее превентивное воздействие в двух формах. Во-первых, в форме назначения наказания тем лицам, которые уже совершили преступление, и, во-вторых, в форме угрозы его применения к неопределенному кругу лиц, склонных к совершению преступления. То есть уголовно-правовое предупреждение преступлений состоит в оказании воздействия на сознание реальных и потенциальных преступников. В отличие от уголовно-правового предупреждения преступлений криминологическое предупреждение преступности значительно шире как по мерам предупреждения, так и по субъектам применения этих мер. Помимо лиц, совершивших преступление, меры предупреждения призваны оказывать воздействие на причины и условия совершения преступлений. Эти меры разнообразны, они могут быть экономического, социального, организационного порядка, и наказание — всего лишь одна из составляющих мер предупреждения, причем не главная. Криминологическое предупреждение реализуется в деятельности государственных органов, общественных организаций, а не только в деятельности правоприменительных органов. Итак, можно сказать, предупреждение преступности носит сетевой характер.
Предупреждение преступности имеет следующие цели:
1) содействовать стабилизации преступности, удержанию ее уровня на социально терпимом уровне; то есть — если был рост преступности, то замедлить темпы роста (прироста), если было снижение преступности, то увеличить темпы снижения;
2) способствовать позитивному изменению качественных характеристик преступности, а именно структуры преступности, ее характера. Например, уменьшить удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений или уменьшить удельный вес преступлений, совершаемых несовершеннолетними, или сократить долю преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами, или сократить количество преступлений с особо тяжкими последствиями (смерть, тяжкий вред здоровью, особо крупный ущерб).
В предупреждении насильственных преступлений главную роль играют правоохранительные органы, на которые государством возложена функция специального предупреждения преступлений. Среди них центральное и определяющее место занимают органы внутренних дел в лице сотрудников полиции.
Рост уличной преступности обусловливает необходимость проведения этими органами:
1) постоянного анализа состояния преступности в общественных местах;
2) своевременного изменения маршрутов патрулирования;
3) постоянного контроля за соблюдением графика патрулирования;
4) мер по обеспечению патрульных постов различной современной техникой;
5) привлечения к охране общественного порядка органов местного самоуправления и общественности.
Значительную роль в предупреждении насильственной преступности по месту жительства должны играть участковые оперуполномоченные полиции. Они обязаны знать оперативную обстановку на своем участке, владеть информацией о неблагополучных семьях и квартирах, противоборствующих группировках, в том числе и несовершеннолетних лиц, об участниках затянувшихся бытовых и досуговых конфликтов, о гражданах, склонных к совершению насильственных посягательств вообще и тяжких в частности, о местах концентрации антиобщественного элемента, возможных и типичных местах совершения насильственных преступлений. Эта информация должна накапливаться в паспорте на административный участок.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, помимо бытовой территории, чаще всего совершается на улицах, в алкогольном и ином опьянении, при (и после) проведения досуга и досуговых мероприятий, группой лиц (по предварительному сговору или без предварительного сговора, организованной группой), по мотивам и побуждениям характерным для хулиганства, политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; по найму; в отношении двух или более лиц и т.д.
В связи с этим работники органов внутренних дел должны уделять особое внимание следующим участкам своей деятельности:
1) проведению регулярных анализов состояния уличной преступности с обязательным составлением карт пораженности (преступлениями и иными правонарушениями) конкретных улиц, дворов, мест массового отдыха, микрорайонов; использованию результатов таких анализов для своевременной коррекции работы по охране общественного порядка;
2) обеспечению постоянной проверки фактического соблюдения графиков и маршрутов патрулирования;
3) принятию мер по восстановлению системы постовой службы; дислокация полицейских постов должна определяться на основе изучения мнения населения конкретных микрорайонов;
4) проведению работы по широкому привлечению общественности к охране правопорядка по месту жительства; строить эту работу при постоянном взаимодействии с комитетами (советами) местного самоуправления.
Более четкое нормативное регулирование предупреждения указанной категории преступлений можно рассматривать как связующее звено между общепредупредительным воздействием и непосредственной предупредительной работой по реализации в анализируемой сфере криминологических идей через определенные мероприятия, проводимые конкретными субъектами присущими им способами и методами.
Деятельность органов внутренних дел по предупреждению рассматриваемой категории преступлений связана с осуществлением целого ряда тактических действий, направленных на нейтрализацию причин и условий преступности. В криминологической литературе под тактикой предупредительной деятельности органов внутренних дел понимается научно обоснованная система наиболее целесообразных и правомерных способов решения задач по выявлению и устранению обстоятельств, детерминирующих совершение преступлений.
При этом стратегические направления предупреждения насильственной преступности должны быть заложены в различных нормативных правовых документах, принятых как на федеральном, так и на региональном уровне. Что касается тактической предупредительной деятельности, то она разрабатывается подразделениями органов внутренних дел инициативно и самостоятельно.
На сегодня специализированные подразделения по профилактике насильственной преступности в системе органов внутренних дел отсутствуют. Предупредительную деятельность в рассматриваемой сфере осуществляют различные подразделения, входящие в состав полиции. Поэтому на практике объективно присутствуют тактические проблемы взаимодействия между полицейскими подразделениями.
В целях совершенствования индивидуально-профилактической деятельности по предупреждению насильственных преступлений, по нашему мнению, необходимо решить следующие задачи:
активно выявлять лиц, склонных к агрессивным действиям или проявляющих готовность вести себя противоправно в конфликтных ситуациях;
оказывать предупредительное воздействия на сознание и поведение выявленных лиц с целью предотвращения возникновения у них умысла на совершение определенного насильственного преступления или побуждения таких лиц к отказу от его совершения.
Успех предупредительной деятельности во многом предопределяется и профессиональным мастерством сотрудников органов внутренних дел, умелым применением научно-технических средств, а также тесной связью с гражданским обществом. Особую роль приобретает виктимологическая профилактика, которой по-прежнему уделяется мало внимания. Эта работа должна осуществляться по трем направлениям. Во-первых, граждан следует информировать в плане недопущения возникновения криминальных ситуаций. Во-вторых, им следует разъяснять типичные случаи попадания в криминальные ситуации и давать рекомендации, направленные на избежание встреч с преступниками. В-третьих, население должно знать, какое поведение в криминальной ситуации обеспечивает возможность выхода из нее с минимальными физическими и материальными потерями.
Итак, предупреждению умышленного причинения тяжкого вреда здоровью наиболее интенсивно будут способствовать разнообразные меры ранней профилактики:
- организация правильного воспитания детей в семье;
- совершенствование нравственного и правового воспитания в школе и других образовательных учреждениях;
- более активное использование СМИ для пропаганды мер, предупреждающих насильственные преступления,
- усиление борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией по месту работы и жительства граждан;
усиление борьбы с мелким хулиганством и бытовым насилием.
|