Для возникновения, изменения и прекращения уголовно
процессуальных отношений, как и других правоотношений, необходимо наличие определенных предпосылок - юридических фактов. Юридические факты, обусловливающие возникновение уголовно-процессуальных
правоотношений на стадии возбуждения уголовного дела, принято называть поводами для возбуждения уголовного дела.
Поводы для возбуждения уголовного дела - это установленные уголовно-процессуальным законодательством юридические факты,
связанные с получением компетентными должностными лицами первоначального сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и обязывающие этих лиц осуществить комплекс проверочных мероприятий, по результатам которых принять решение о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. Повод - не само заявление или сообщение, а факт получения (поступления, принятия, обнаружения) его компетентным органом. В свою очередь, заявления и сообщения о совершенном или готовящемся преступлении по своему процессуальному статусу являются документами - письменными доказательствами (ст. 84 УПК РФ).
Хотя в процессуальной науке до настоящего времени не выработано единого определения понятия повода для возбуждения уголовного дела, большинство авторов сходится в том, что исследуемое понятие включает в себя источник информации (сведений, осведомленности) о совершённом преступлении. Например, С.В. Бородин под поводом для возбуждения уголовного дела понимал «источник, из которого компетентным органам государства или их должностным лицам становится известно о готовящемся или совершенном преступлении»[1].
Схожие по правовому содержанию определения дают и современные авторы - А.П. Рыжаков[2], Н.А. Власова[3], В.Л. Будников и Е.Б. Смагоринская[4], Н.С. Манова[5].
Перечень поводов для возбуждения уголовного дела закреплен в ст. 140 УПК РФ. Ими являются:
Заявление о преступлении;
Явка с повинной;
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании[6].
Из изученных в ходе дипломного исследования 60 уголовных дел, рассмотренных Заельцовским районным судом г. Новосибирска, в 86,7% поводом для возбуждения уголовного дела послужило заявление о преступлении, в 13,3% - сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, 0% - явка с повинной и постановление прокурора (см. Приложение).
Рассмотрим перечисленные поводы для возбуждения уголовного дела:
1. Заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ). Данный повод для возбуждения уголовного дела является наиболее распространенным на практике. Заявления могут быть поданы гражданами, руководителями организаций и должностными лицами[7]. Они бывают индивидуальными и коллективными. Коллективными обращениями признаются обращения, поданные от имени двух и более лиц.
Заявлением о преступлении признается только такое сообщение гражданина, которое содержит в себе информацию о признаках объективной стороны состава преступления, то есть об общественно опасном деянии и (или) общественно опасных последствиях.
Заявления, согласно ст. 141 УПК РФ, могут быть сделаны в устном или письменном виде. Устные заявления, поступившие от граждан,
заносятся в протокол, в котором указываются следующие сведения: место и время принятия заявления; должность, классный чин, или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление; данные о заявителе (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, место работы или учебы, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность); отметка о разъяснении заявителю ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, которая удостоверяется подписью заявителя; изложение от первого лица содержания заявления; отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно, а также подписи заявителя и должностного лица, принявшего заявление.
Следует отметить, что анонимное заявление о преступлении в соответствии с законом не является поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимным следует признавать не только неподписанное или не подписанное автором заявление о преступлении, но и заявление, подписанное неразборчиво, то есть когда из подписи нельзя установить лицо, его направившее. Анонимным признается также заявление, когда точно известно, что оно подписано вымышленным именем. Однако такие обращения не исключают возможности проведения по ним процессуальной проверки. «Если в анонимном заявлении о преступлении указываются конкретные факты, свидетельствующие о подготовке или совершении преступления, то вне уголовного процесса осуществляется необходимая их проверка. При подтверждении фактов, изложенных в анонимном заявлении о преступлении, уголовное дело может быть возбуждено. Поводом в этом случае будет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении,
полученное из иных источников, а не заявление о преступлении. Само же анонимное заявление или письмо в уголовно - процессуальном смысле должно рассматриваться только лишь как сигнал о преступлении, не имеющий процессуального значения и послуживший поводом для административно - властной, а не уголовно - процессуальной деятельности»[8].
Письменные заявления, поступающие от физических лиц, должны содержать полные сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы и иные данные), позволяющие установить с ним прямой контакт. При этом заявитель также должен быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ.
Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону в правоохранительные органы (как правило, в дежурную часть отдела полиции), должны фиксироваться с указанием фамилии, имени, отчества, адреса заявителя. Должностное лицо, получившее такого рода сообщение, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. Таким образом оформляется заявление о преступлении и в других случаях, когда заявитель не может присутствовать при составлении протокола (ч. 5 ст. 141УПКРФ).
Заявления и сообщения, поступающие от юридических лиц, должны содержать реквизиты, соответствующие уставным и учредительным документам организации, а также сведения о фактическом
местонахождении. Обращение юридического лица подписывается его руководителем или заместителем руководителя (лицом, обладающим властно - распорядительными полномочиями и управомоченное выступать от имени организации во всех правоотношениях). Данные сообщения направляются в виде писем или сопроводительных писем к соответствующим материалам и могут содержать информацию, к примеру, о злоупотреблении служебным положением, присвоении имущества и др.
2. Явка с повинной (ст. 142 УПК РФ) - добровольное сообщение лица о совершенном или готовящемся преступлении органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или суду. По сути, явка с повинной - это тоже заявление о преступлении, которое может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Однако различие между ними заключается в том, что явка с повинной - это заявление о преступлении совершившим данное деяние лицом, которое об ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ не предупреждается. Обязательным признаком такого заявления является указание в нем, во-первых, на собственные действия, во-вторых, на преступные действия. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося. Если при нем не оказалось документов, удостоверяющих личность, следует принять меры по установлению личности. До принятия решения о возбуждении уголовного дела данные о личности должны быть проверены[9].
Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает для явки с повинной как устную, так и письменную форму. Устное заявление
принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ. Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и должностным лицом, составившим его.
По мнению С.В. Бородина, тщательному анализу должны быть подвергнуты следующие обстоятельства: личность явившегося, место и время совершения деяния, в чем оно выразилось, какие последствия
наступили, мотивы явки, содержатся ли в деянии лица, о котором оно сообщает, признаки преступления, имеются ли вещественные доказательства[10]. Такой подход оградит лицо от незаконного привлечения к
уголовной ответственности, а изучение личности и мотивов явки с повинной обеспечит исключение возможности оговора или самооговора, ведь на практике довольно часто явка с повинной является результатом психического или физического давления на лицо.
Явка с повинной признается обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ)), или даже, при определенных условиях (лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления), освобождающим от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ).
Явка с повинной, как повод к возбуждению уголовного дела, может иметь место только в тех случаях, когда правоохранительные органы впервые информируются о признаках преступления именно явившимся с повинной (то есть когда преступление либо вообще не было зарегистрировано, либо если преступление было зарегистрировано, но лицо, его совершившее, не установлено предварительным расследованием, и уголовное дело приостановлено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). Не признается явкой заявление о признании своей вины, сделанное лицом в ходе предварительного следствия, а также заявление, сделанное после задержания лица, если обстоятельства совершения преступления стали известны следствию.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (ч. 3 ст. 141 УПК РФ).
Рапорт - основной документ, посредством которого материализуется рассматриваемый повод. Должностное лицо, при обнаружении признаков преступления, обязано составить рапорт (ст. 143 УПК РФ), который и будет являться поводом для возбуждения уголовного дела.
Форма рапорта об обнаружении признаков преступления должна содержать определённые реквизиты. В рапорте подлежат отражению наименование начальника органа дознания или руководителя следственного
органа, которому адресован рапорт, наименование документа, доклад и его процессуальное основание, обстоятельства совершенного деяния и источник получения информации об этом, должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение, число, месяц и год составления рапорта, подпись должностного лица, составившего рапорт.
К иным источникам относятся следующие: непосредственное обнаружение следователем, дознавателем признаков преступления; статьи, заметки, письма, опубликованные в печати; заявления, сделанные по телевидению или распространенные через Интернет и т.п.
Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из названных лиц в процессе осуществления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно - наказуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 140 УПК РФ .
В качестве сигнала о преступлении, не являющемся с точки зрения ст. 140 УПК РФ уголовно - процессуальным поводом для возбуждения уголовного дела, принято рассматривать также заявления, сделанные по телефону, даже если лицо, обратившееся по телефону, называет данные о себе. Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону, должны фиксироваться с указанием индивидуализирующих данных.
В качестве сообщений о преступлениях могут быть использованы результаты деятельности органов, осуществляющих уголовно -
процессуальную деятельность, а также иных правоохранительных органов. К ним могут относиться материалы, полученные в ходе осуществления деятельности органов, в задачи которых входит борьба с преступностью. В [11] рамках указанного повода может быть реализована оперативно-розыскная информация.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить
72
поводом и основанием для возбуждения уголовного дела . Под
результатами оперативно-розыскной деятельности понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об оперативно-розыскной деятельности порядке, о признаках
подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности
73
дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд
предусмотрено, что результаты оперативно-розыскной деятельности представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления, составляемого должностным лицом органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, или сообщения о результатах этой деятельности.
По смыслу п. 43 ст. 5, ч. 1 ст. 144, ч. 4 ст. 146 УПК РФ процессуальной проверке подлежит сообщение о преступлении, к которому отнесен рапорт, а не информация о преступлении, полученная из иных источников.
Из текста закона не ясно, когда должностному лицу надлежит составлять рапорт - при получении сообщения о преступлении либо при обнаружении в связи с поступившим сообщением признаков преступления. В ситуациях, когда поступившая информация требует проверки, не вполне понятен момент начала уголовно-процессуальных отношений. [12] [13]
Возможны разные подходы к решению этого вопроса:
В юридической литературе высказано мнение (В.Н. Григорьев)[14] [15] о том, что рапорт должен составляться по факту поступления сообщения о преступлении. Но при таком подходе не предполагается «отсева» сведений, которые не имеют отношения к уголовному судопроизводству (например, ложное срабатывании охранной сигнализации, действия «телефонных хулиганов»). Это может привести к неоправданному отвлечению сил и средств, поскольку наличие повода для возбуждения уголовного дела предполагает процессуальное решение вопроса.
Составление рапорта по итогам проверки первоначального сигнала о преступлении инициирует вопрос о правовой природе деятельности, направленной на уточнение обстоятельств деяния, указанного в сообщении.
Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).
На протяжении долгого времени уголовно-процессуальный закон наделял прокурора правом самостоятельно возбуждать уголовные дела, принимать их к своему производству и расследовать самостоятельно.
Однако в результате реформы досудебного производства, проведенной российским законодателем в 2007 году, прокурор эти полномочия утратил. Теперь, обнаружив признаки преступления, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) .
Ранее, когда в УПК РФ было предусмотрено только три повода для возбуждения уголовного дела, постановление прокурора, вынесенное в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, имело для органов предварительного расследования значение сообщения о преступлении, полученного из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Соответственно, при получении такого сообщения, следователь или дознаватель обязаны были составить рапорт об обнаружении признаков преступления, в соответствии со ст. 143 УПК РФ.
Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» (опубликован в «Российской газете» № 296 30.12.2010) в Уголовнопроцессуальный кодекс РФ внесены изменения в части полномочий прокурора.
Теперь ч. 1 ст. 140 УПК РФ дополнена пунктом 4, в соответствии с которым поводом для возбуждения уголовного дела служит постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании при наличии у него оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления.
Законодатель принял правильное решение, выделив постановление прокурора в качестве самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела. Как правильно отмечает И.С. Дикарев, постановление прокурора, предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, изначально не вписывалось в понятие «сообщение о совершенных или готовящихся преступлениях, полученное из иных источников». Дело в том, что сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), несут в себе информацию, как правило, не имеющую какого- либо документального оформления (непосредственное обнаружение
следователем признаков преступления; сообщения, распространенные СМИ или переданные по телефону, и т.п.). Именно эта особенность предопределила установление законодателем специальной процедуры
фиксации полученных сведений в особом процессуальном документе - рапорте об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК)[16] [17] [18].
В отличие же от сообщений о преступлениях, поступивших из иных источников, постановления прокурора не нуждаются в дополнительном процессуальном оформлении. Постановление прокурора, направленное в орган предварительного расследования, поступает уже оформленным в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, а значит, оно может сразу по получении использоваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела.
Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо наличие основания (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки
77
преступления .
Анализируя это положение, многие учёные приходят к выводу, что под основаниями к возбуждению уголовного дела законодатель имеет в виду два неразрывно связанных обстоятельства: наличие признаков преступления в событии, ставшим известным компетентным государственным органам и должностным лицам; и достаточность данных, на основе которых
78
устанавливается наличие признаков преступления .
Соответственно, основание для возбуждения уголовного дела характеризуется как с юридической (наличие признаков состава преступления), так и с фактической стороны (достаточность данных).
В законе не закреплено четкого определения понятия признаков преступления. В связи с этим мнения авторов-теоретиков по этому вопросу разделились. Одни процессуалисты полагают, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо установить признаки конкретного
состава преступления , другие считают, что достаточно установить признаки
80
субъекта преступления , третьи указывают на достаточность установления объективной стороны преступления , некоторые же придерживаются мнения, что для принятия решения необходимы сведения о наличии каждого
из признаков, характеризующих определённое общественно опасное деяние
82
как преступление .
Проанализировав точки зрения авторов, можно прийти к выводу, что некоторые из них отождествляют понятия «признаки преступления» и «признаки состава преступления». Это кажется не совсем верным.
В соответствии с нормой ст. 14 УК РФ, преступление - это виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Кодексом под угрозой наказания. Иными словами, к признакам преступления следует отнести общественную опасность деяния и его противоправность, которая выражается в запрете его совершения под угрозой наказания.
Что касается признаков состава преступления, то известно, что закон не содержит определения данного понятия. В теории уголовного права выработано четыре элемента состава преступления: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона преступления.
В момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется иметь исчерпывающие сведения обо всех элементах состава преступления.
К примеру, Н.Г. Шурухнов полагает, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо установить общественную опасность деяния и некоторые признаки состава преступления, «именно, те [19] [20] [21] [22]
из них, без выявления которых в конкретном случае невозможно решить вопрос о его наличии и квалификации» .
Большинство учёных-теоретиков согласны с тем, что, прежде всего, необходимо выяснить, имеется ли объект преступления. Для принятия решения о возбуждении уголовного дела необязательно установление родового и непосредственного объекта, достаточно установить наличие только общего объекта преступления, позволяющего отграничить
-84
преступление от иных правонарушении .
Следующим признаком состава преступления, подлежащим
установлению на первоначальном этапе уголовного судопроизводства, является его объективная сторона. Неотъемлемым элементом объективной стороны состава любого преступления является наличие деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ.
Необходимым элементом состава преступления является также субъект преступления. Однако на данном этапе уголовного процесса, как правило, нет необходимости выяснять, кто именно совершил преступление.
Не совсем верно отрицание некоторыми учеными необходимости установления на стадии возбуждения уголовного дела субъективной стороны преступления . В самом деле, на данной стадии трудно судить о субъективной стороне состава преступления, так как нередко ещё не установлен его субъект. Однако форму вины предположительно можно устанавливать по внешним проявлениям субъективной стороны - характеру деяния и его последствиям (например, об умышленном причинении вреда здоровью могут свидетельствовать характер и расположение телесных повреждений и т.д.).
Таким образом, признаками преступления, установление которых необходимо для принятия законного и обоснованного решения о [23] [24] [25]
возбуждении уголовного дела, являются общественная опасность деяния и его противоправность. В обязательном порядке на первоначальном этапе уголовного процесса подлежат установлению объективные признаки состава преступления, т.е. необходимо установление достаточных данных о наличии охраняемого уголовным законом объекта, которому причинен или может быть причинен вред, и о признаках объективной стороны преступления.
Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, способа и других обстоятельств совершения преступления составляет задачу стадии предварительного расследования.
Как уже отмечалось выше, важнейшим фактором, характеризующим наличие оснований для возбуждения уголовного дела с фактической стороны, является достаточность данных, на основе которых
устанавливается наличие признаков преступления. Понятие «достаточные данные» является оценочной категорией, его содержание зависит от конкретно сложившейся ситуации.
Возникает вопрос, какой объем данных может быть признан достаточным для решения вопроса о возбуждении уголовного дела?
Наиболее соответствующей требованиям законодательства является позиция авторов, полагающих, что вопрос об объеме данных, указывающих на признаки преступления в каждом конкретном случае, разрешается должностным лицом по своему внутреннему убеждению, с учётом всей совокупности имеющихся материалов.
Следует согласиться с авторами, которые считают, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела достаточно иметь данные, позволяющие сделать предположительный вывод о том, что имело место преступление[26]. Данные можно считать достаточными, при таком их количестве и качестве, которые позволяют прийти к убеждению о наличии признаков преступления.
Подводя итог, можно сделать вывод, что поводами для возбуждения уголовного дела признаются юридические факты, по результатам уголовнопроцессуальной проверки которых принимается решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом. В уголовно-процессуальном законодательстве имеется исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела. Ими являются: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Для возбуждения уголовного дела необходимо также установление основания. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Следует отметить, что имеются некоторые проблемы, возникающие при принятии управомоченным лицом решения о возбуждении уголовного дела. В частности, законодателем не урегулирован вопрос об объеме данных, которые могут быть признаны достаточными для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Для устранения противоречий, возникающих при реализации данного положения, следует указать, какой объем данных признается достаточным.
[1] Бородин С.В. Разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. - М., 1970. С. 27.
38
[2] Рыжаков А.П. Возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела. - М. 1997. С. 18.
[3] Власова Н.А. Досудебное производство в уголовном процессе. - М., 2000. С. 69.
[4] Будников В.Л., Смагоринская Е.Б. Участие адвоката в формировании и исследовании доказательств в досудебном уголовном производстве. - Волгоград, 2004. С. 5.
[5] Манова Н.С. Уголовный процесс: курс лекций. - М., 2010. С. 181.
[6] (п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
[7] Рыжаков А.П. «Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации» (постатейный). Подготовлен для системы «Консультант-Плюс» 2010.
[8] Рыжаков А.П. «Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации» (постатейный). Подготовлен для системы «Консультант-Плюс» 2010.
[9] Козак Д.Н., Мазулина Е.Б. Комментарий к ст. 142 Уголовно - процессуального кодекса РФ. - М.- Юристъ - 2004.
[10] Бородин С.В. Разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела// Российский следователь. - М., 2007. - № 20. - С. 17.
[11] Уголовный процесс. Учебник / под. ред. Божьева В.П. - М.: Высшее образование, 2006.
44
[12] Ф3 № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 10.07.2012 года).
[13] Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ от 27.09.2013 МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 // Российская газета. № 282. 2013.
45
[14] Григорьев В.Н. Задержание подозреваемого органами внутренних дел. - Ташкент: Изд-во Ташк. ВШ МВД СССР. - 1989. - С. 22.
[15] Дикарев И.С. Четвертый повод для возбуждения уголовного дела // Законность. - 2012. - № 3. -
[16] Дикарев И. С. Указ. соч. - С. 54.
[17] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012), Консультант Плюс
[18] Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» / под ред. Божьева В.П. - 3-е изд., испр. и доп. - М., - 2002. - С. 296.
[19] Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Петухова Н.А., Загорского Г.И. - М., 2002. - С.264.
[20] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. Сухарева А.Я. - 2-е изд. - М., - 2004. - С. 247.
[21] Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. Галузо В.Н. - М., - 2001. - С. 214.
[22] Павлов Н.Е. Обнаружение преступлений (уголовно-процессуальный аспект). - М. - 1995. - С.9.
[23] Шурухнов Н.Г. Предварительная проверка заявлений и сообщений о преступлениях: Учебное пособие. - М., - 1985. - С. 25.
[24] Уголовное право. Общая часть / Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Ткачевского Ю.М., Борзенкова Г.Н. - М., - 1993. - С. 107.
[25] Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общей ред. Лупинской П.А. - М., - 1995. - С. 225.
50
[26] Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / отв. ред. Лупинская П.А. - М., 2003. - С. 354.
|