Воскресенье, 24.11.2024, 14:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Отграничение задержания от иных мер государственного принуждения

Право на свободу и личную неприкосновенность - естественное право каждого человека и приобретается им с момента рождения. Для реализации задач уголовного судопроизводства и обеспечения надлежащего поведения отдельных участников, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность применения мер процессуального принуждения.

Само по себе государственное принуждение - средство социального воздействия, которое ограничивает конституционные права и свободы человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме предложенного властью варианта.[1] Тем не менее - это важный элемент в механизме правового регулирования, который просто необходим.

Общей для всех мер принуждения является допустимость их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они назначаются, а также воздействие на поведение субъекта с целью как пресечения, так и предупреждения его неправомерного поведения. Любая мера принуждения характеризуется наличием объективно неблагоприятного, правоограничительного критерия.

Процессуальное принуждение является одним из видов государственного принуждения. Оно обладает как общими, характерными и для других отраслей права (административного, гражданско

процессуального) чертами (императивность, способ реализации правовых норм, схожесть ограничиваемых прав), так и определёнными особенностями (способ правового обеспечения, основания, цели, субъекты применения).

В УПК РФ мерам принуждения посвящён одноименный раздел, в котором они классифицированы на три группы: задержание подозреваемого (глава 12), меры пресечения (глава 13) и иные меры процессуального принуждения (глава 14).

Меры процессуального принуждения имеют свои специфические особенности:

не могут применятся до возбуждения уголовного дела и после его прекращения;

все вопросы по их применению закреплены в УПК;

их применение находится в компетенции уполномоченного органа;

при исчезновении оснований их применения подлежат немедленной отмене.

Процессуальное задержание следует отличать от других мер. Оно имеет схожесть с такой мерой пресечения, как заключение под стражу. В обоих случаях происходит принудительная изоляция лица, процессуальное содержание под стражей (п. 42 ст. 5 УПК). Однако задержание может применяться только к лицу, подозреваемому в совершении преступления, в то время как заключение под стражу, по общему правилу, применяется к обвиняемому и лишь в виде исключения к подозреваемому. В обоих случаях виновность лица ещё не установлена вступившим в законную силу приговором суда. Процессуальный порядок и основания задержания иные. Оно может быть произведено органом дознания либо следователем, а для заключения под стражу обязательно постановление суда. Ещё судом должны быть учтены многие данные (тяжесть преступления, возраст личностные характеристики, наличие судимости и др.). Для заключения под стражу необходимо наличие возбуждённого уголовного дела. Задержание в большинстве случаев предшествует возможному заключению под стражу, но не применяется вместо неё и по существу может иметь место до возбуждения уголовного дела, когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление (исходя из п.2 ч.1 ст.91 УПК РФ). Заключению под стражей присуща продолжительность. На основании ст.109 УПК РФ, срок содержания под стражей может составлять до двух месяцев, в исключительных случаях до восемнадцати месяцев. Срок же задержания лица в качестве подозреваемого не может превышать 72 часов (ч.7.ст.108 УПК). Сюда входит время, необходимое органу дознания или следователю для сообщения о задержании прокурору (24 часа), и время, необходимое прокурору для проверки материалов с целью дачи санкции на заключение под стражу или освобождение задержанного (48 часов). Этот срок никем продлен быть не может. Задержание рассчитано лишь на неотложные случаи, когда взятие под стражу подозреваемого нельзя оставить до решения вопроса об аресте, не причиняя вреда интересам следствия.

Часть 4 ст. 108 предусматривает норму о недопустимости "заочного ареста". Для рассмотрении в суде ходатайства об избрании заключения под стражу обязательно участие самого обвиняемого (подозреваемого). Запрет заочного ареста реализует положение ч. 3 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека о том, что каждое лицо, подвергнутое задержанию или аресту, незамедлительно доставляется к судье. Однако, указанный процессуальный закон содержит существенный пробел, так как не запрещает "заочный арест" подозреваемого, если он не задержан в порядке ст. ст. 91 - 92 УПК.

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, содержатся в камерах для задержанных, а в отдельных случаях и в иных помещениях, специально оборудованных для этих целей (изоляторах временного содержания). Что же касается таких мест содержания под стражей, как следственные изоляторы, тюрьмы, исправительные колонии, воспитательные колонии для несовершеннолетних и.т.п., то они имеют совершенно другое назначение, служат местом содержания под стражей арестованных в порядке избрания им меры пресечения или осужденных.[2] Водворение в подобные места лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, было бы преждевременным, а поэтому и недопустимо.

Домашний арест представляет собой меру пресечения, назначаемую судом в отношении подозреваемого или обвиняемого, суть которой - нахождение подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. При этом не требуется согласия обвиняемого (подозреваемого), а также органов, обеспечивающих соблюдение данных ограничений.

Домашний арест служит физически-принудительным способом пресечения, потому как физически изолирует человека от общества.

Считаем, что эта мера более мягкая, нежели задержание. Так как включает в себя лишь ограничение свободы (т.е. запрет на общение с определёнными лицами, использование средств связи), а не её лишение. И домашний арест, и заключение под стражу применяются для обеспечения приговора. Задержание таких целей преследовать не может.

Для домашнего ареста характерно, что закон не предусматривает специальный срок его применения. Думается, что если суд при избрании такой меры не установил его срок, то она может действовать, пока ведётся разбирательство по делу.

Задержание имеет некоторое сходство с приводом, являющимся восстановительной мерой процессуального принуждения. Это сходство выражается в том, что и в том и в другом случае лицо доставляется к следователю (в суд) принудительно, чаще всего сотрудниками полиции. Однако в отличие от задержания привод служит лишь средством обеспечения явки соответствующего лица в органы следствия и суд. Он может применяться к обвиняемому (подсудимому), свидетелю и потерпевшему по мотивированному постановлению органов дознания, следствия и суда (ст. 73, 75, 147 УПК РФ). Лицо, подвергнутое приводу, не может водворяться в камеру для заключенных, ИВС или в следственный изолятор. Законом чётко установлено, что привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ст.113 УПК РФ). В то время как на практике часты случаи задержания в любое время суток. И если несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания приводу не подлежат, то на задержание подозреваемых такие положения не распространяются.

Уголовно-процессуальное задержание следует отграничивать от административного задержания. Административное задержание, прежде всего служит мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Общим основанием административного задержания служит совершение административного правонарушения, но этого недостаточно, так как задержание применяется лишь в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, либо исполнения постановления по делу. По мнению Ю.Ф. Решетника таковыми случаями могут быть: «отсутствие у правонарушителя документов, удостоверяющих личность; подлинность документов вызывает сомнение; правонарушитель оказал неповиновение законному представителю власти; правонарушитель, доставленный в ОВД, даёт недостоверные сведения либо пытается ввести в заблуждение должностное лицо; правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения либо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в связи с совершением административного проступка; совершение

правонарушения, требующего оценки нанесённого ущерба».[3] По сравнению с процессуальным задержанием основания и условия для задержания административного намного объёмнее.

Также это крайняя мера, применяемая только тогда, когда исчерпаны все другие меры для наведения общественного порядка и когда доставление в полицию вызывается необходимостью. Например, при нарушении общественного порядка работник полиции должен прежде всего предупредить нарушителя и только в случае отказа выполнить требование прекратить нарушение общественного порядка, уплатить штраф или предъявить документы, удостоверяющие личность, — он может быть доставлен в милицию для удостоверения личности и составления протокола.

Естественно, что основное отличие данных видов задержаний - отрасль права. Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа, но может быть продлён до 48 часов (ст.27.5 КоАП РФ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает круг субъектов, которые имеют право осуществлять административное задержание. Согласно ст. 27.3 КоАП РФ это право предоставлено должностным лицам органов внутренних дел, таможенных органов, пограничной службы, военной автомобильной инспекции и ведомственной охраны. Мы видим, что круг уполномоченных лиц намного шире, чем при осуществлении задержания.

Ещё одна особенность по КоАП заключается в особом порядке исчисления срока административного задержания для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Так в срок административного задержания не входит, время нахождения лица в состоянии алкогольного опьянения в органе внутренних дел или в вытрезвителе.

Задержание, как и другие меры процессуального принуждения, не может рассматриваться в качестве процессуальной санкции. Санкции уголовного закона могут применяться исключительно по приговору суда в отношении лица, чья вина достоверно установлена в стадии судебного разбирательства уголовного дела.

Безусловно, задержание является более эффективным средством раскрытия преступлений, способствует достижению целей уголовного судопроизводства и защите интересов потерпевшего. К тому же данная мера во многих случаях составляет доказательственную базу т.к. именно в ходе задержания обнаруживаются вещественные доказательств, в большей степени это способствует обнаружению похищенных предметов, которые впоследствии возвращаются их законным владельцам.

 

[1] Мельников В.Ю. Соблюдение прав личности в механизме правового регулирования //"Lex russica".- 2013.- № 3.- С. 223 - 230.

[2] Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле: Учебно-практ. пособие. - М., 1997.- С. 18.

[3] Решетник Ю.Ф. Обстоятельства, способствующие нарушению законности при применении административного задержания // Административное право и процесс.-2011.-.№ 10. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (10.04.2018)
Просмотров: 298 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%