Глава 27 УК регламентирует санкции, относящиеся к преступлениям, связанным с безопасностью движения и нарушением правил эксплуатации транспортных средств при непосредственном использовании определенного вида транспорта по его целевому назначению
Какой бы вид транспорта не рассматривался в статьях данной главы, объединяющим признаком всех статей УК является наличие лица или лиц, которые по характеру их деятельности используют данный вид транспорта и на которых возложена специальная обязанность по такому использованию.
Статья 264 УК выделяет признаки преступления, связанного с нарушением ПДД и нарушением эксплуатации транспортных средств и состоит из 6 частей, первый из которых указывает на общие признаки состава данного преступления, остальные 5 содержат квалифицирующие признаки, такие, как совершение преступления в состоянии опьянения и причинение смерти.
В примечаниях к данной статье дается расшифровка понятия «другие механические транспортные средства» (в отличие от автотранспорта) и понятия «состояние опьянения», являющееся квалифицирующим для данной статьи признаком.
Бланкетный характер диспозиционной части ст. 264 УК РФ адресует, в первую очередь, к Правилам дорожного движения в Российской Федерации, утвержденным, Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090, (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября
г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г.)[1] [2] [3]. Причем здесь следует принимать во внимание всю специфику административно-правового регулирования безопасности дорожного движения. Основой
законодательства, регламентирующей безопасность движения транспорта, является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (1995) . В нем даются определения основным терминам, нормам принципам. Кроме того, в нем изложены правовые основы общего порядка, которые конкретизируются в иных нормативных документах.
Так, согласно с ФЗ от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасностью дорожного движения можно считать состояние данного процесса, показывающее степень защиты его участников от дорожно-транспортных происшествии и их последствии .
Наряду с федеральными законами к законодательству, в сфере безопасности дорожного движения относятся и другие нормативные акты, официально принятые органами власти субъектов Российской Федерации, разными министерствами и ведомствами. При нарушении правил эксплуатации средств транспорта, следует иметь в виду все соответствующие нормативные правовые акты. Главным, хотя и не единственным подзаконным нормативным правовым актом, к которому обращается бланкетный диспозиционный элемент ст. 264 УК РФ выступают Правила дорожного движения, которые являются единым нормативным актом, созданным для регламентации порядка дорожного движения и эксплуатации средств транспорта на территории Российской Федерации. В виду крайней важности организации безопасного функционирования механического транспорта, который является источником высокой опасности, и учитывая большую вероятность нанесения тяжелых последствий при нарушении условий этого функционирования, закон закрепляет обязательные для всех правила безопасности и эксплуатации средств транспорта[4] [5] [6].
Самыми серьезными причинами дорожно-транспортных преступлений выступают серьезные нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными здесь считаются нарушения, которые зачастую становятся причинами дорожных аварий. К ним относятся такие нарушения, как высокая скорость движения, превышающая установленный предел, управление автомобилем водителем, будучи в пьяном состоянии, в состоянии наркотического опьянения, в утомленном состоянии, незнание правил дорожного движения, переезд сплошной линии разметки там, где это запрещается правилами, невыполнение требований дорожных знаков, задающих направление движения, несоблюдение правила обгона; невыполнение требований дорожных знаков, разметки, светофора и других указателей, несоблюдение правил использования аварийной сигнализации, покидание места дорожно-транспортного происшествия, нарушения правил использования внешних приборов, проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов, управление неисправным средством транспорта2.
Несоблюдение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, вызывающие не причины, а условия дорожно-транспортных аварий вызывают нарушения, которые напрямую не связаны именно с движением транспортного средства и созданием аварийной ситуации. Например, нарушения правил использования аварийной сигнализации,
3
правил остановки и стоянки средств транспорта и пр .
Опасным нарушением правил дорожного движения будет невыполнение в ходе движения требований дорожных знаков, разметки, игнорирование сигналов светофора. Причем, перечисленные нарушения могут относиться к преступному поведению виновного и виктимному поведению пострадавшего.
Нарушение правил безопасности движения может выражаться в превышении скорости, неповиновение сигналам светофора или жестам регулировщика, выезде на встречную полосу движения, несоблюдение очередности проезда на перекрестке, неправильный обгон или
маневрирование на дороге, отказ выполнять требования дорожных знаков и указателей и т.п.
Нарушением правил эксплуатации считается эксплуатация технически неисправных транспортных средств, несоблюдение правил перевозки пассажиров и грузов, управление автомашиной или иным средством транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в болезненном или утомленном состоянии и т.д. Важно понимать, что ответственность по ст. 264 УК РФ налагается за несоблюдение правил эксплуатации, непосредственно связанного с обеспечением безопасности движения. Закон, закрепляя уголовную ответственность за несоблюдение правил эксплуатации, принимает во внимание лишь те из них, которые напрямую связаны с безопасность движения. Заметим, что в ст. 264 УК РФ законодатель однозначно отделил союзом «или» правила дорожного движения от правил эксплуатации транспортных средств, указав, что вменение нарушения этих правил возможно только к субъекту, «управляющему механическим транспортным средством». Следовательно, несоблюдение только правил эксплуатации, когда лицо самим транспортным средством не управляет (в отличие от ст. 263 УК РФ) находится за пределами данного состава преступления[7].
Таким образом, особенностью составов преступлений, предусмотренных главой 27 УК РФ является наличие лица или лиц, которые по характеру их деятельности используют данный вид транспорта и на которых возложена специальная обязанность по такому использованию
[1] О правилах дорожного движения: Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (ред. от 21. 01. 2016): Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
[2] О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016): http://www.consultant.ru/document/
[3] О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016): http://www.consultant.ru/document/
[4] Перфилов В.П. Теоретические и практические вопросы уголовно-правовой квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. - М., 2008.
[5] Исаев Н.Ю. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. - М., 2009.
[6] Божко И.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. - Краснодар, 2011.
[7] Авдалян М.Э. Основание криминализации и криминообразующие признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. кандидата юрид. наук. - М., 2016.
|