Процессуальная форма представления результатов ОРД предполагает следование установленной нормативной процедуре.
Уголовно-процессуальный закон не регламентирует
процессуальный порядок вхождения результатов оперативно - розыскной деятельности в уголовный процесс. Не один нормативно-правовой акт до появления Инструкции о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд не формулировал требования к готовности результатов ОРД для передачи их следователю, дознавателю или в суд . [1]
По причине отсутствия конкретных законодательных предписаний и инструкции о порядке представления и приема результатов ОРД, до последнего момента имелись серьезные недостатки. Особенно проблемы возникали тогда, когда вставал вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела. В уголовно-процессуальном кодексе предписаний о порядке передачи результатов ОРД нет. Федеральный закон Об ОРД также не давал никакой конкретики в вопросе о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс, также нет в нем ответов на вопрос о требованиях которые должны предъявляться к указанным результатам.
Последние ведомственные нормативные правовые акты, в
частности, Инструкция о представлении результатов ОРД дознавателю,
28
следователю или в суд , дали возможность систематизировать, улучшить организацию этой работы, однако проблемы в вопросах представления результатов ОРД по-прежнему остаются.
Инструкция о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд определяет порядок представления оперативными подразделениями осуществляющих ОРД следственным органам или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Результаты ОРД могут представляться органам следствия как по собственной инициативе, при условии наличия информации указывающей на признаки преступления, так и в связи с выполнением поручений следственных органов.
Представление результатов ОРД это процедура, заключающаяся в передаче субъекту уголовно-процессуальной деятельности оперативно- [2] служебных документов, а также предметов, документов и материалов, добытых оперативными сотрудниками в ходе осуществления оперативно-
29
розыскной деятельности .
Несмотря на то, что инструкция в целом дала положительную динамику в решении задач уголовного процесса, необходимо выделить как позитивные, так и отрицательные моменты связанные порядком представления результатов ОРД который регулируется инструкцией о порядке представления результатов ОРД.
Положительным моментом является фиксация требований, которым результаты ОРД должны соответствовать . Согласно этим требованиям результаты ОРД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В случае использования их для проведения следственных действий, то результаты ОРД должны содержать сведения которые позволят определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, избрать наиболее правильную тактику их производства, а также методику расследования по уголовному делу. Результаты ОРД представляемые для использования в доказывании должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям УПК.
Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд может осуществляться в не процессуальной и процессуальной формах.
В не процессуальной форме, передача сведений может не фиксироваться документально, то есть особого порядка предоставления подобного рода информации не предусмотрено. Подобное взаимодействие органов оперативно-розыскной деятельности и органов следствия может проявляться в порядке деятельности совместных следственно-оперативных [3] [4] групп по расследованию и упреждению деятельности организованных преступных группировок.
Информацию, полученную не процессуальным путем можно применять для определения вектора расследования, разработки различных версий о лице, совершившем преступление, о месторасположении средств и орудий совершения противоправных действий, а также о способе совершения преступления и построения очередности и характера следственных действий.
Процессуальная форма представления результатов ОРД предполагает следование установленной нормативной процедуре.
31
В инструкции определены две формы представления результатов ОРД. Прежде чем предоставить их субъектам следствия они проходят определенную обработку, путем систематизации, после чего представляются в виде рапорта или сообщения органа, осуществляющего ОРД. Такие документы, содержащие юридически важную информацию, по большому счету, являются официальным поводом к возбуждению уголовного дела. Если рапорт или сообщение содержит достаточно данных, указывающих на признаки преступления, то они могут служить основанием для возбуждения уголовного дела.
В рапорте, составляемом оперативником, указываются признаки конкретного преступления, а также сведения о времени, месте и обстоятельствах получения документов и других объектов полученных в
32
ходе проведения оперативно-розыскных мероприятии .
Инициатором составления сообщения о преступлении также является сотрудник оперативного подразделения, только помимо данных об обстоятельствах совершения преступления и о лицах, заподозренных в совершении преступления, сообщение может указывать на необходимость [5] [6] рассекречивания сведений составляющих государственную тайну, которые могут содержаться в различных носителя представляемых в качестве результатов ОРД .
Необходимым требованием представления результатов ОРД является вынесение руководителем органа осуществляющего ОРД постановления о представлении результатов ОРД.
о применении негласных сил при проведении оперативно - розыскных мероприятий, а также средствах, источниках, методах и тактике, планах и результатах ОРД, а также о лицах, сотрудничающих с оперативными подразделениями на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну. Решение о рассекречивании принимает
руководитель органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Инструкция о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, по мнению Е.А. Доля ухудшила правовое регулирование представления результатов ОРД органам предварительного следствия или в суд. По его мнению, из понятия результатов ОРД методом отсылки к п. 36.1 ст. 5 УПК, необоснованно исключили сведения о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности. Не могу не согласиться, что этот пробел должен быть решен в пользу закона об ОРД, а не УПК, так - как именно ФЗ об ОРД регулирует эту деятельность, а не УПК[7] [8].
Между Инструкцией и законом об ОРД существуют противоречия, которые вносят неопределенность, связанную с обязательностью приобщения к материалам уголовного дела постановлений руководителей органов ОРД, судебных решений, санкционирующих проведение
оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, п. 9, 10, 12 Инструкции от 27 сентября 2013 указывают на то, что органу дознания, следователю или суду для использования результатов ОРД должны быть направлены постановление о представлении результатов ОРД, постановление о проведении ОРМ, копия судебного решения о проведении ОРМ ограничивающего конституционные права человека и гражданина. Однако в ч.3 ст.12 закона Об ОРД указано, что судебное решение на право проведения ОРМ и материалы, послужившие основанием для такого решения, должны храниться только в органах осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Правовая позиция Конституционного суда сигнализирует о недопустимости использования результатов ОРМ, затрагивающие конституционные права граждан без наличия судебного решения или его копии в материалах уголовного дела .
Представление результатов ОРД следователю или дознавателю предусматривает ознакомление обвиняемого или его защитника с материалами уголовного дела в завершающей стадии предварительного расследования, а также снятие копий с любых документов. Этот законодательный пробел требует скорейшего решения, так - как следователю, как стороне обвинения, необходимо убедиться в наличии таких постановлений, а соответственно проверить законность проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Необходимо отметить, что в процессе решения вопросов, связанных с представлением в уголовный процесс информации, полученной при осуществлении ОРД, инструкция не обязывает ориентироваться на нормы уголовно-процессуального законодательства, которые устанавливают поводы и основания для возбуждения уголовного дела, обстоятельства которые подлежат доказыванию по уголовным делам, доказательства и их виды, а также порядка сбора и проверки доказательств.
Вызывает также вопрос, представленный перечень
государственных органов, призванных руководствоваться Инструкцией. В этот перечень необоснованно не включена федеральная служба судебных [9] приставов, хотя УПК отводит роль дознавателям ФССП в расследовании таких преступлений как злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и так далее. В деятельности органов ФССП на практике могут возникать вопросы, в решении которых требуется меры с использованием оперативно-розыскных мероприятий. Необходимо включить в перечень органов руководствующихся Инструкцией о порядке представления результатов ОРД Федеральную службу судебных приставов, так - как регламентированное взаимодействие органов государственной власти способствует разрешению многих вопросов возникающих в процессе деятельности.
Согласно п. 17 Инструкции, органы, осуществляющие ОРД, могут представлять материалы документы и иные объекты, полученные в ходе ОРМ, в копиях, в том числе с переносом наиболее важных частей на единый носитель, о чем обязательно указывается сообщении или рапорте, и на бумажном носителе записи переговоров[10]. При этом оригиналы материалов, документов и иных носителей должны хранится в органе, осуществляющим ОРД до завершения судебного разбирательства или прекращения уголовного дела. Однако, в соответствии с ч.5 ст.8 ФЗ об «Оперативно-розыскной деятельности» при возбуждении уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого контролировались оперативными сотрудниками (именно фонограмма, речь идет не о копии) передаются следователю для последующего приобщения к материалам уголовного дела в качестве доказательств. Важно отметить, что орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность несет ответственность за достоверность представленных сведений, при этом следственный орган, в лице его сотрудника, должен оценивать законность получения, фиксации в документах, а также представления результатов ОРД. Затем следователь или дознаватель, посредством следственных или иных процессуальных действий осуществляет уголовно-процессуальную проверку служебных документов и иных оперативных материалов добытых в рамках оперативных мероприятий. На практике складывались ситуации, когда в качестве доказательств использовались фонограммы телефонных переговоров обвиняемых друг с другом. Но в заседании суда были представлены аудиокассеты с копиями фрагментов записей данных переговоров. При этом оригинальные цифровые носители информации оказались утерянными. В итоге, эксперты не идентифицировали голоса, зафиксированные на откопированных фонограммах, таким образом, суд не признал эти носители информации в
37
качестве доказательств .
В процессе анализа Инструкции о порядке предоставления результатов ОРД и закона об «Оперативно-розыскной деятельности» можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты.
Положительным является формулирование требований к результатам ОРД, порядка предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности. Однако вопросов требующих решения остается не мало. Выделяются явные противоречия между этими нормативно-правовыми актами. В перечень органов призванных действовать по Инструкции, необходимо включить Федеральную службу судебных приставов, в связи с тем, что при расследовании некоторых уголовных дел, которые рассматривают дознаватели этого органа, может возникнуть необходимость в помощи органов оперативно-розыскной деятельности. Разработка требований к результатам ОРД весьма позитивный момент, который в перспективе мог бы найти отражение в уголовно-процессуальном кодексе. [11]
Приказ МВД России N 776, Минобороны России 703, ФСБ России 509, ФСО России 507, ФТС России 1820, СВР России 42, ФСИН России 535, ФСКН России 398, СК России 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» {Электронный ресурс}-
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155629 (дата обращения 21.04.2016)
[2] Приказ МВД России N 776, Минобороны России 703, ФСБ России 509, ФСО России 507, ФТС России 1820, СВР России 42, ФСИН России 535, ФСКН России 398, СК России 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» {Электронный ресурс}-
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc:base=LAW:n=155629 (дата обращения 21.04.2016)
[3] Ларинков А. А. Проблемы представления результатов ОРД для использования в уголовном судопроизводстве//Криминалистъ. Научно - практический журнал .= 2014. -№1 (14).- С.34 - 40. URL. http://www/procuror/spb.ru/k1408.html (дата обращения 12.04.2016)
[4] URL. http://pspo/susu/ru/files/upd/nauchnay rabota/Kommentarii instruktcii o poriadke predstavleniiarezultatov operativno - rozysknoi deitelnosti.pdf ( дата обращения 12.04.2016)
[5] Приказ МВД России N 776, Минобороны России 703, ФСБ России 509, ФСО России 507, ФТС России 1820, СВР России 42, ФСИН России 535, ФСКН России 398, СК России 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» {Электронный ресурс}-
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc:base=LAW:n=155629 (дата обращения 21.04.2016)
[6] Маркушин А.Г. оперативно-розыскная деятельность: учебник для академического бакалавриата/М. :Юрайт, 2015. - 267с.
[7] Маркушин А.Г. оперативно - розыскная деятельность: учебник для академического бакалавриата/М. :Юрайт, 2015. - 267с
[8] См: Доля Е.А. Использование результатов ОРД для формирования доказательств // монография - М.: Проспект, 2009. 220 с.
[9] См. Бахта А.С., Вагин О. А., Чечетин А.Е. Вопросы оперативно - розыскной деятельности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации //Дальневосточный юридический институт. - Хабаровск,2012. -50с. URL: http://Kalinovsky - k.narod.ru (дата обращения 12.03.16)
[10] Приказ МВД России N 776, Минобороны России 703, ФСБ России 509, ФСО России 507, ФТС России 1820, СВР России 42, ФСИН России 535, ФСКН России 398, СК России 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» {Электронный ресурс}-
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc:base=LAW:n=155629 (дата обращения 21.04.2016)
[11] Ларинков А. А. Проблемы представления результатов ОРД для использования в уголовном судопроизводстве//Криминалистъ. Научно - практический журнал .= 2014. -№1 (14).- С.34 - 40. URL. http://www/procuror/spb.ru/k1408.html (дата обращения 13.04.2016)
|