Уже довольно давно существуют международные нормы, регулирующие правосудие в отношении несовершеннолетних. Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными 1955 года
предусматривают отдельное содержание подследственных и осуждённых несовершеннолетних от взрослых.
Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года устанавливаются гарантии, применяющиеся ко всем лицам, представшим перед судом или содержащимся под стражей, что в частности и относится к несовершеннолетним, то есть должен учитывается их возраст и желание содействовать к перевоспитанию (ст.14.4), установлен запрет на вынесение смертного приговора за преступления, совершённые
несовершеннолетними лицами.
Основные действующие нормы, относящиеся непосредственно к детям, содержатся в следующих документах:
Конвенция о правах ребенка 1989г.
Пекинские правила 1985г.
3) Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990г.
4) Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (Вена 1997г.).
Конвенция создавалась наряду с другими документами, не обладающими обязательной силой, о которых говорилось выше, нет ничего удивительного в том, что этот она отразила те же основополагающие принципы и усилила значение многих норм, которые содержаться в данных руководствах и правилах.[1] [2] В случае если государства участники ратифицированного международного договора не согласны с некоторыми его пунктами и их изменения не противоречат целям договора (на что другие государства не имеют возражений) они вправе заявить об этом, так некоторые страны зарегистрировали свои оговорки к статьям 37 и 40 Конвенции.
Международное сообщество придаёт правосудию в отношении несовершеннолетних особое значение, принимая для этого международные документы, которые чаще всего нарушаются в немалом масштабе.
Экономические, социальные и культурные права должны быть соблюдены независимо от положения того или иного ребёнка. Государство,
7
естественно, несёт за это прямую ответственность.
Международно-правовые документы чёткой нормой не установили точного возраста, по достижении которого можно привлечь несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Но существует требование чтобы участвующие государства установили минимальный возраст, ниже которого, как считается дети не способны нарушить закон, а пекинские правила содержат указание на то, что нижний предел возраста не должен быть установлен слишком низко, учитывая духовную, эмоциональную, интеллектуальную зрелость, о чём нам будут говорить медицинские и психологические исследования.
Иногда установленный законом возраст привлечения к уголовной ответственности чуть выше того, когда малолетний правонарушитель может столкнуться с системой правосудия.
Например, такой возрастной уровень во Франции установлен на тринадцати годах, но в десять - двенадцать лет у ребёнка уже есть возможность предстать пред судьёй по делам несовершеннолетних, несмотря на то, что не вправе лишь налагать меры воспитательного воздействия или
надзора, например, пробация, в случаях, когда ребёнок относится к группе риска.
В иных ситуациях понятие минимального возраста не относится только к совершению тяжких преступлений. В отдельных государствах с невысоким минимальным возрастом имеется многоступенчатая система, согласно которой для каждой возрастной группы есть своя мера воздействия. В Иордании, где минимальный возраст 7 лет, к правонарушителям до 12 лет в принципе применимы лишь меры надзора и наблюдения за поведением.
Существуют страны, в которых минимальные возраст не установлен, что означает - ребёнка можно привлечь к уголовной ответственности с рождения.
Комитет по правам ребёнка подвергает критике страны, где минимальный возраст уголовной ответственности установлен на уровне десяти лет и ниже, рекомендует его установление на более высоком уровне, однако данное никак не будет указывать на характер обращения с ребёнком в
о
случае совершения им правонарушения.
Самый минимальный возраст уголовной ответственности установлен в Шотландии - 8 лет, что позволяет детям до 16 и лицам в возрасте 16 и 17 лет, совершившим впервые не тяжкое преступление, избегнуть контакта с системой правосудия. В Румынии ребёнок за такое же правонарушение предстаёт перед судом и может быть приговорён к лишению свободы, так как там возраст уголовной ответственности 14 лет. Для сравнения можно рассмотреть Гватемалу, где ребёнка младше 18 лет за правонарушение могут поместить на длительный срок в общественно-воспитательное учреждение, так как их минимальный возраст ответственности - 18 лет.[3] [4]
В общем, возраст уголовной ответственности не всегда указывает на то, что позиция власти является репрессивной или воспитательной.
Всё большее количество государств пытается уменьшить число контактов ребёнка или же подростка, впервые обвинённых и сознавшихся в мелком правонарушении с судебной системой.[5]
Альтернативные санкции могут включать рассмотрение дел таких правонарушителей не судом, а каким-либо иным органом. Альтернативные меры:
Предупреждение правонарушителя в полиции, когда страж порядка сам либо уже после разговора с семьей и социальным работником решает не предъявлять обвинения, а попросту предостерегает ребёнка о последствиях его действий и более или менее ясно дать понять, что в последующий раз подобное поведение завершится судом и в то же время, чья эффективность стоит под вопросом.
Ознакомление с законом - это процедура, когда представитель суда проводит официальную беседу с несовершеннолетним и его родителями по поводу ознакомления с текстом закона и приговора, который ему мог бы назначить суд (более действенный подход, который применяется во Франции).[6]
Социальный работник проводит проверку дела перед судом: выводит результат воздействия организованных мер, не имеющих карательной функции. Для еще большего сокращения вмешательства закона в жизнь подростка, пекинские правила отмечают необходимость позитивных мер, что предполагают полную мобилизацию всех ресурсов, таких как: семья и другие группы общества, школы и другие институты.[7]
В 1997 г. в Вене в отношении действий в интересах детей в системе правосудия группа экспертов разработала Руководящие принципы, дабы оказать помощь государством в осуществлении нормативных документов,
касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.
Руководящие принципы состоят из разделов: меры общего применения; меры, принятые на международном уровне; меры для оказания помощи и консультативных услуг; осуществление национальных проектов, помощь детям - свидетелям и детям - жертвам.
Особое внимание уделяется принципу не дискриминации, то есть это защита интересов ребёнка его право на жизнь и здоровое развитие, государство обязано уважать взгляды детей.
Таким образом, всё большее число стран пытается отыскать способы, которые помогут несовершеннолетнему избежать контактов с системой правосудия.
[1] .Предеина И. В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России. Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. - Саратов, 2005. С. 11.
[2] Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа (от проектов к практике): Сборник / Общ.ред. Марголина Т.И., Соболева Л.А., Пермь., 2006. С.18.
[3] Воронова Е.Л. Становление правосудия по делам несовершеннолетних (ювенальной юстиции) в Ростовской области: опыт взаимодействия ювенального суда и социальных служб /Вопросы ювенальной юстиции №1(4), 2005. С.66.
[4] Демидова Е.В. Ювенальная юстиция в Российской Федерации и зарубежных странах: история и современные тенденции: Учебн. пособие - Казань: КЮИ МВД России, 2008. С. 43.
[5] Вестник восстановительной юстиции № 8 Перспективы для уголовной и ювенальной юстиции. - М.: Общественный центр "Судебно-правовая реформа". 2008 . С.55.
[6] Карнозова Л.М., Максудов Р.Р. Практические инициативы по созданию элементов ювенальной юстиции в России: идеи, формы реализации, препятствия. Москва, Общественный центр "Судебно-правовая реформа", 2004. С. 246.
[7] Симанов И. Развитие системы альтернативных наказании // Преступление и наказание. 2007. № 9. С. 2628.
|