Необходимо иметь в виду, что право на защиту, реализуемое в соответствии с частью первой ст. 16 УПК РФ, предусматривает возможность
участия в рассмотрении дела в суде, наряду с защитником (адвокатом), близких родственников или иных законных представителей несовершеннолетнего (ст. 48, ч. 1 ст. 428 УПК РФ), которые допускаются к участию в деле с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого. Не следует забывать, что в соответствии со ст. 428 УПК РФ в судебное заседание вызываются родители или иные законные представители несовершеннолетнего подсудимого. При этом перечень лиц, содержащийся в пункте 12 ст. 5 УПК РФ, которые могут быть законными представителями, является исчерпывающим. В нём указаны родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, органы опеки и попечительства.
Данное положение закона нашло свое отражение и в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 года, согласно которому, если несовершеннолетний подсудимый не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в суд в качестве его законного представителя вызывается представитель органа опеки или попечительства.
Законный представитель - это физическое или же юридическое лицо, допущенное к участию в уголовном процессе в указанном качестве специальным постановлением (определением) следователя (дознавателя и др.), суда (судьи).
Основанием допуска к участию в уголовном деле законного представителя является постановление следователя, дознавателя с момента первоначального допроса несовершеннолетнего лица, в качестве подозреваемого, обвиняемого.[1]
Прежде всего, главными задачами представителя — это оказание
моральной, психологической поддержки; действие в интересах несовершеннолетнего; активное пользование предоставленными ему правами; выбор наиболее эффективного и оптимального пути защиты несовершеннолетнего лица, совместно с защитником. Если
растёт в благополучной семье, то было бы верно предоставить выбор того, кто будет законным представителем семейному совету с учётом мнения самого ребёнка. Следователь выбирает законного представителя, если воспитанием несовершеннолетнего не занимаются, и воспитывается в неблагополучной семье. Одним из поводов для
отстранения законного представителя будут имеющиеся основания считать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого обвиняемого. В таких случаях законодатели и судебная практика затрагивают вопрос о замене отстраненного законного представителя.
Так, приговором суда были осуждены несовершеннолетние Ш. и Р., каждый по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ, каждый к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год, с возложением обязанностей, установленных приговором суда.
Как следует из материалов дела, законным представителем несовершеннолетнего Ш. был признан специалист органа опеки и попечительства управления образования Б., которая принимала участие в следственных действиях на стадии предварительного следствия и в ходе судебного разбирательства до стадии судебных прений. В протоколе судебного заседания от 22 декабря 2014 года имеется запись о том, что в судебное заседание явилась законный представитель несовершеннолетнего Ш. - Ч., которая, как следует из имеющегося в деле распоряжения главы администрации района г. Н. Новгорода, была назначена попечителем Ш. При этом судом ей были разъяснены соответствующие права и обязанности, [2] предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Однако суд не обсудил вопрос о замене законного представителя несовершеннолетнего подсудимого, не установил ее данные о личности, и не допросил указанного законного представителя для выяснения данных о личности подростка. При этом следует отметить, что и предыдущий законный представитель несовершеннолетнего Ш. - Б. также не была допрошена судом и у нее также не выяснялись данные, характеризующие подростка.
Кроме того, несмотря на то, что в ст. 292 УПК РФ установлен исчерпывающий перечень участников судебных прений, и в указанной норме закона ничего не говорится о возможности участия в судебных прениях законных представителей несовершеннолетних подсудимых, следует обратить внимание на то, что в соответствии с прямым указанием закона (п. 4 ч. 1 ст. 428 УПК РФ) законный представитель несовершеннолетнего подсудимого вправе участвовать в прениях сторон.
Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает допуск другого представителя. Существует возможность ввиду отсутствия вероятности допустить к защите интересов несовершеннолетнего не только его родителей, но и иных лиц, их заменяющих, допускает вызов в суд представителя органа опеки и попечительства.
Следует обратить внимание на то, что при неявке законного представителя в суд закон предоставляет возможность рассмотреть дело в его отсутствие, однако для установления таких обстоятельств, как условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития, иные особенности личности, влияние старшего по возрасту лиц, участие законного представителя в судебном заседании в ряде случаев являются обязательными.
Случаи рассмотрения уголовных дел судами в отсутствие законных представителей, по изученным при проведении обобщения уголовным делам, носили единичный характер.
В случае если лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, на
момент рассмотрения дела в суде достигло совершеннолетия, полномочия законного представителя по общему правилу прекращаются. В исключительных случаях реализация этих функций может быть продолжена путем принятия судом решения о распространении на лиц в возрасте от 18 до 20 лет положений об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних. Такое решение может быть принято исходя из характера совершенного этим лицом деяния и данных о его личности (статьи 88, 96 УК РФ) с приведением соответствующих мотивов.
По изученным делам имели место случаи, когда законный представитель принимал участие в судебном разбирательстве, хотя подростку на момент рассмотрения дела в суде уже исполнилось 18 лет. Каких-либо решений о том, что в отношении уже совершеннолетнего подсудимого подлежат применению положения об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, материалы дела не содержат.
Приговором суда были осуждены несовершеннолетние К. и Л. Установив в подготовительной части судебного разбирательства, что подсудимому Л. на момент рассмотрения дела в суде исполнилось 18 лет, суд вынес на обсуждение вопрос о необходимости участия в судебном заседании его законного представителя. С учетом мнения сторон, суд постановил провести судебное разбирательство с участием законного представителя Л., однако слово в судебных прениях ей не предоставил, впрочем, не было предоставлено слово в судебных прениях и второму законному представителю, осуществляющему защиту интересов подсудимого К., который и на момент судебного разбирательства являлся несовершеннолетним. Данных о том, что оба законных представителя отказались от участия в судебных прениях протокол судебного заседания, не содержит.
В тех случаях, когда подростку на момент судебного разбирательства исполнилось 18 лет, суду следует допрашивать законных представителей в качестве свидетелей, чтобы выяснить обстоятельства, подлежащие
доказыванию, установленные ст. 421 УПК РФ. По ряду изученных дел данные о личности подростка остались не исследованными и соответственно не были учтены при определении вида и размера наказания, хотя в протоколе указывалось, что законный представитель явился в судебное заседание.
Также следует отметить, что, допрашивая законных представителей в качестве свидетелей, суды нередко игнорируют разъяснения Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 года относительно порядка их допроса.
Так, в п. 13 указанного постановления отмечается, что в соответствии со статьей 428 УПК РФ законный представитель несовершеннолетнего подсудимого вправе давать показания. Суд может принять решение о допросе законного представителя в качестве свидетеля при его согласии, о чем выносит постановление (определение), разъясняя ему права, указанные в части 4 статьи 56 УПК РФ. При допросе законного представителя из числа лиц, указанных в пункте 4 статьи 5 УПК РФ, он предупреждается об уголовной ответственности только за дачу заведомо ложных показаний.
Однако имелись случаи, когда законные представители - родители несовершеннолетних подсудимых предупреждались и об ответственности по ст. 308 УК РФ, то есть за отказ от дачи показаний, хотя в силу положений ст. 51 Конституции РФ указанные лица обладают свидетельским иммунитетом и вправе отказаться от дачи показаний.
При наличии материалов УД, что могут оказать отрицательное воздействие на несовершеннолетнего обвиняемого, следователь, дознаватель по окончании предварительного расследования вправе вынести постановление о не предъявлении материалов дела. Однако законный представитель обвиняемого обязан ознакомиться с этими материалами. Вне зависимости от вины обвиняемого (подозреваемого) дознаватель, следователь, прокурор, суд должны обеспечить участие защитника на каждой из стадий уголовного процесса. Несоблюдение таких конституционных гарантий как право на защиту будет расцениваться как существенное нарушение уголовно-процессуального закона.
Показания, данные в отсутствии защитника на стадии досудебного производства и не подтвержденные им в суде, будут являться недопустимыми доказательствами, и не будут иметь какой-либо юридической силы, а значит и не могут составлять основу обвинения.
В особенности надлежит выделить, что абсолютно на всех стадиях процесса по делам о преступлениях несовершеннолетних защитник вправе иметь с подозреваемым, обвиняемым и осужденным свидания один на один без ограничения их количества и длительности.[3] [4]
Успешную защиту могут гарантировать только высококвалифицированные адвокаты, обладающие надлежащей специализацией. Адвокат — защитник несовершеннолетнего, участвуя в деятельности по доказыванию, должен занимать активную позицию,
27
дозволяющему ему участвовать в сборе доказательств по уголовному делу.
К сожалению, адвокаты-защитники зачастую показывают очевидную непричастность к сбору доказательств по данной категории уголовных дел, такая проблема сложилась из того, что зачастую несовершеннолетнему выносился обвинительный приговор с условным осуждением. Явно, предварительно ориентируясь на такой результат, адвокаты-защитники не видят смысла активно участвовать в следственных и судебных действиях, в исполнении должной доказательственной деятельности стороной защиты. Обстановка начала меняться вследствие большего совершения несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений, часто вторичного совершения преступлений во время условного осуждения. Это заставляет защитников более активно участвовать при производстве отдельных следственных и судебных действий, отказываясь от позиции присутствия при их производстве. Но и в данном случае всё обстоит не так уж и успешно, как могло бы быть. Адвокаты зачастую не проявляют должной принципиальности и добиваются исправления ошибок, допущенных дознавателями, следователями, прокурорами и судами. Сравнивая некоторые нормы можно заметить, что сторона обвинения имеет больше возможностей в истребовании документов из различных государственных органов и реагируют на них должностные лица быстрее, чем на адвокатские, что создаёт адвокату-защитнику существенные затруднения в сборе такой доказательственной информации. Относимо этого случая нет механизма привлечения к ответственности таких должностных лиц. Защитник, чьё участие обязательно вправе: 1) задавать вопросы по существу возникшего подозрения или по предъявленному обвинению; 2) знакомится с протоколами допроса после его окончания; 3)делать замечания о правильности и полноте изложенных в нём показаний, подлежащие внесению в протокол; 4)подписать протокол допроса подозреваемого (обвиняемого);6)удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса в случае, если подозреваемый (обвиняемый) отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья.
Участие защитника обеспечивается следователем, дознавателем, судом, на всех стадиях уголовного процесса (возбуждение уголовного дела; фактического задержания (по основаниям статей 91, 92 УПК РФ) применения к нему меры пресечения в виде заключение под стражу; с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого), за исключением, перечисленных в пункте 2-5 части 3 статьи 49 УПК РФ; объявления подозреваемому постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы; начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.
При задержании, до встречи с защитником от несовершеннолетнего нельзя требовать каких-либо объяснений, это будет нарушать его право на защиту, что очень часто встречается на практике. Показания в отсутствии защитника не могут быть положены в основу обвинения и будут являться
недопустимыми.
[1] Дикарев И. Значение и проблемы участия законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в уголовном судопроизводстве// Уголовное право. №5, 2007. - С. 76 - 79.
[2] Макаренко НА. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого. Автореф. дис.... докт. юрид. наук по специальности 12.00.09. Саратов, 2006. С.74-75.
[3] Модецкий Ю. Уголовный закон к несовершеннолетним должен быть гуманен// Российская юстиция, 2001, №12. - С. 54.
[4] Симанов И. Развитие системы альтернативных наказании // Преступление и наказание. 2007. № 9. С. 2628.
|