По статистике наиболее криминально пораженной и социально не защищенной категорией населения являются люди, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. В наши дни проблемы, связанные с увеличением числа преступлений, совершённых подростками, приобретают чрезвычайную остроту. В большинстве случаев несовершеннолетние совершают тяжкие и особо тяжкие преступления. Статья 40 Конвенции о правах ребенка гласит, что он имеет право на своевременное, качественное и беспрестанное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом, но, к сожалению, действующая в наши дни судебная система оказалась не готова гарантировать ему это право. До тех пор, пока судопроизводство в нашей стране не будет радикально усовершенствовано, мы не можем говорить о справедливости правосудия в России. Устранить данную проблему возможно только путём создания независимых ювенальных судов.
Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних объясняется наметившейся в последние годы тенденцией к росту и «омоложению» подростковой преступности. Противоправная деятельность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла почти в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. Настораживает, что 80% правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.
Наряду с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а это примерно 12% от общего количества, дела в отношении несовершеннолетних не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого решения суда в следственных изоляторах.
Есть ли способ решения этой чрезвычайно острой проблемы? Изменить такое положение только путём создания в системе судов общей юрисдикции специализированных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов, которые в целях обеспечения более ранней профилактики преступности рассматривают дела о детях, находящихся в ситуации опасности, еще не совершивших правонарушение или преступление.
Слушая дела детей - правонарушителей, ювенальный суд рассматривает ребенка не как объект для репрессий, а как субъект реабилитации.
Система ювенальной юстиции решает проблему конкретного ребенка в конкретной жизненной ситуации, что в конечном итоге позволяет решать проблемы детей вообще.
Судебное решение специализированного ювенального суда становится основанием для законной общественной деятельности в отношении судьбы ребенка, рассмотренной в конкретном судебном заседании.
Ювенальный судья, имеющий специальные знания в области детской психологии и реабилитологии, обеспечивает принятие оптимального судебного решения, направленного на социализацию ребенка - правонарушителя и защиту прав ребенка, находящегося в социально опасном положении.
Введение ювенальной юстиции обеспечивает практическую реализацию существующих статей 28, 25 УПК РФ и 75, 76 УК РФ, дает судебную перспективу, развивает досудебные и внесудебные процедуры реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные суды (1910 год). В свое время эта система считалась одной из наиболее передовых.
Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних - требование времени. Так, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (часть 3 статьи 40) и замечаниями Комитета ООН по правам ребенка от 08.10.1999 в отношении государств - участниц
ООН четко сказано, что Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия
30
по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия.
Предполагается, что реформирование российской судебной системы в отношении несовершеннолетних будет осуществляться в три этапа:
первоначальный этап - разработка и принятие Федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации";
второй этап - разработка и принятие Федерального конституционного закона "О ювенальных судах в Российской Федерации";
третий, завершающий этап - разработка и принятие Федерального закона общей направленности "Об основах системы ювенальной юстиции".
Представленный законопроект направлен на выполнение
первоначального этапа реформирования судебной системы в отношении несовершеннолетних, поскольку в соответствии с требованиями
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" создание судов, не предусмотренных данным Законом, не допускается. Специализированные федеральные суды могут учреждаться только путём внесения изменений и дополнений в указанный Закон.
В целях соблюдения концептуальной логики Закона "О судебной системе Российской Федерации" статья 22.1 переименована в статью 26.1 и изложена в уточненной редакции в соответствии с высказанными пожеланиями Правительства РФ.
Что касается замечания в отношении того, что в представленном законопроекте не установлены принципы образования ювенальных судов, то данный вопрос будет разрешен в процессе второго этапа реформирования 30 Проблемы формирования ювенальной юстиции в России. - СПб.: НОК "Российская семья", Ин-т комплексных прогнозов и мониторинга "Северо-Запад", 2007. С. 54.
российской судебной системы в отношении несовершеннолетних - при разработке специального Федерального конституционного закона "О ювенальных судах в Российской Федерации".
Реализация Федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" на данном этапе не потребует дополнительных
31
затрат из средств федерального бюджета.
Таким образом, правосудие в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет, нуждается в организованном совершенствовании.
Для того чтобы ввести ювенальные суды необходимо создать условия, что будут отвечать особенностям рассмотрения дел в отношении несовершеннолетнего лица, путём выделения и оборудования специальных помещений.
На сегодняшний день те условия, в которых рассматриваются такие дела, не способствуют выполнению задач, стоящих перед ювенальной юстицией. Есть два способа решения данной проблемы:
1) создание отдельной системы судов по делам несовершеннолетних
2) образование в действующих судах специальных составов
|