Воскресенье, 24.11.2024, 14:56
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие интеллектуальной собственности в научно-технической сфере

В современных политических и экономических условиях для Российской Федерации жизненно важную роль приобретают инновационные процессы в различных отраслях промышленности и высоко приоритетны инновации в научно-технической сфере. Эта сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу в процессе перехода от экспорта сырьевых ресурсов к экспорту инновационных технологий и прав на них, то есть инновационной экономики.

Понятие "научно-техническая деятельность" в соответствии с законодательством России - техническая деятельность проводимой на стыке сфер научной и инженерной деятельностей. Субъектами (участниками) научно-технической деятельности на территории Российской Федерации являются как юридические, так и физические лица, государство или муниципальные образования.

В настоящее время все вопросы в сфере интеллектуальной сферы регламентируются положениями части четвертой ГК РФ, принятие которой усилило защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности, повысило эффективность мер ответственности за их нарушения и гармонизировало российское законодательство с международными обязательствами РФ. Часть четвертая ГК РФ основана на концепции полной кодификации действующего гражданского законодательства об ИС. Результатами интеллектуальной деятельности (в дальнейшем РИД) и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения[1].

ГК регулирует объекты закрепления прав, условия, предъявляемые к таким объектам, а также юридически значимые действия, необходимые для закрепления прав на РИД. Для конкретизации положений части четвертой ГК РФ были приняты Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии».

В соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Г ражданского кодекса Российской Федерации» Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», размещенный 14 сентября 2011 г. на сайте «Российской газеты». Работа над текстом данного законопроекта продолжается, в том числе в части совершенствования положений части четвертой ГК РФ.

С введением в действие части четвертой ГК РФ функции управления правами РФ на РИД и единые технологии, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам, возложены на государственных заказчиков, однако механизм управления в данной области не создан и требует обоснования и экспериментальной отработки[2].

С принятием в августе 2009 г. Федерального закона № 217-ФЗ был сделан важный шаг в формировании правового поля для практического внедрения РИД, созданных бюджетными учреждениями в процессе выполнения научно-технических работ. Однако, несмотря на высокую значимость и безусловную актуальность принятия данного Федерального закона для инновационного развития страны и стимулирования коммерциализации научных разработок, в настоящее время его реализация сдерживается недостаточным уровнем стимулирующих мер и механизмов поддержки инновационных предприятий.

Впервые особое внимание данной проблеме было уделено в Указе Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения». В соответствии с ним Минюсту России поручалось осуществлять правовую защиту интересов государства «в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» и провести инвентаризацию указанных РИД.

В развитие этого указа было принято постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

Данным постановлением Правительство РФ пыталось закрепить (при отсутствии законодательных норм) за РФ права на «результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, принадлежат Российской Федерации, если до вступления в силу настоящего постановления они не являлись объектами исключительного права физических или юридических лиц, а также если информация об указанных результатах не являлась общедоступной»[3].

Кроме того, пунктом 2 на Минюст России были возложены полномочия по «распоряжению совместно с федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками от имени Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности».

В соответствии с этим постановлением было образовано при Минюсте РФ федеральное государственное учреждение - Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФГУ «ФАПРИД»).

Постановлениями Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 и от 2 октября 199 г. № 982 установлено, что РФ принадлежат права на все (за некоторым исключением) результаты НИОКР, выполненных за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, в ходе проведения научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ. Кроме того, было определено, что от имени РФ с юридическими лицами, использующими такие результаты, должны заключаться возмездные лицензионные договоры при использовании ими указанных прав государства. Регулирование этого вопроса в сфере РИД военного, специального и двойного назначения и распоряжение от имени РФ правами на них возложено на Минюст России и государственных заказчиков НИОКР, в ходе которых были получены данные результаты, а в сфере науки и технологий - только на государственных заказчиков.

Обеспечение единства регулирования отношений в сфере военных и гражданских НИОКР было одной из главных целей, реализованных Правительством РФ в Основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научнотехнической деятельности» (далее - Основные направления), утвержденных распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р.

Следует подчеркнуть, что действие Основных направлений распространяется и на отношения по правовой охране, защите и использованию всех РИД, в том числе и на военного, специального и двойного назначения, о чем прямо указано в пункте 3 распоряжения Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р и в тексте Основных направлений (абзац 7 пункта 1 и др.)

В общем виде здесь был решен вопрос о структуре механизма, основными субъектами которого выступают государство, головной исполнитель, исполнитель, определено место автора в договорных отношениях. Была четко обозначена в создаваемом механизме и роль государственного контракта, как основного инструмента организации исследований и разработок в рыночной экономике, опосредующего отношения субъектов и обеспечивающего согласование их интересов в нематериальной сфере. Ему же принадлежит важнейшая роль в обособлении участников оборота, в закреплении прав на вовлекаемые в оборот результаты научно-технической деятельности.

Постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научнотехнической деятельности» утвердившее «Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности» было выпущено в развитие Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»[4]. В исполнении этого постановления были разработаны Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (утверждены совместным приказом Минимущества России, Минпромнауки России и Минюста России от 22 мая 2002 г. № 1272-р/Р- 8/149)[5].

С целью повышения эффективности распоряжения правами РФ на результаты НИОКТР в своё время было выпущено Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности», которое ввело нормы, определяющие дополнительные условия и порядок распоряжения правами на РИД, полученные за счет средств федерального бюджета. Нормы этого постановления в дальнейшем были уточнены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности".

В существовавшем порядке защиты прав Российской Федерации на вовлекаемые в гражданский оборот РИД при осуществлении внешнеэкономической деятельности, была создана система, направленная скорее не на защиту государственной интеллектуальной собственности, а не на получение коммерческой выгоды под прикрытием обязательности соблюдения прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экспорт продукции[6].

Принуждая к заключению лицензионных договоров с максимально возможной ценой (руководствуясь при этом внутренними документами),ГБУ «ФАПРИД» однако предоставлял предприятиям право на уменьшение размера лицензионного платежа по итогам проведения инвентаризации прав на РНТД и последующим определением долей прав на них. За более чем десять лет работы подобной системы, не смогли сложиться ни механизм определения так называемых долей прав, ни достаточное обоснование отнесения РИД к объектам долевой собственности (что явно противоречит гражданскому законодательству РФ). Отсутствие единой утвержденной методики, по которой предприятия свободно и прозрачно могли бы самостоятельно рассчитать сумму платежа, является, в том числе, благоприятной почвой для развития и роста коррупционных элементов. Существующая практика ФГУ «ФАПРИД» по заключению лицензионных договоров в правовом смысле, не имеет ничего общего с распоряжением правами на РИД и, тем более, с «правовой защитой интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности». Так как, в них в качестве предмета договора отсутствуют индивидуально определенные объекты гражданского оборота, сам факт заключения договора, в силу его юридической ничтожности не создает как для РФ, так и для исполнителей НИОКР и авторов, никаких правовых последствий в отношении защиты их прав от посягательств и/или заимствований со стороны третьих лиц.

Сложившаяся ситуация привела к коренным изменениям. Указом Президента РФ от 24 мая 2011 года №673 установлено, что Федеральная служба по интеллектуальной собственности является правопреемником в том числе Министерства юстиции РФ в части, касающейся правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений.

Так же пунктом 6 поименованного Указа Президента РФ Правительству РФ было предписано в 4-месячный срок, в том числе привести свои акты в соответствие с поименованным Указом.

Пунктом 5 Указа был признан утратившим силу Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. N 556 «О правовой защите результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

Во исполнение пункта 6 Указа Президента РФ от 24 мая 2011 года №673 Правительство РФ приняло Постановление от 5 сентября 2011 г. N 730 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изданием Указа Президента РФ от 24 мая 2011 г. N 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности». Пунктом 3 Указа на Федеральную службу возложена помимо прочих также функция по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также по контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих

проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

10 апреля 2012 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22 марта 2012 года №233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения». Данным постановлением

регулируются вопросы распоряжения правами на РИД, созданными за счет средств федерального бюджета, при этом пунктом 2 уточнен субъект, наделенный таким правом распоряжения, а именно: «управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности осуществляют государственные заказчики, по заказу которых созданы указанные результаты».

Формально, данное Постановление обобщает функции государственного заказчика по правовой охране, использованию и распоряжению прав на РИД в виде одного понятия «управление правами на РИД». Такое управление включает в себя:

- оформление прав РФ на РИД, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов;

- государственный учет результатов НИОКР гражданского, военного, специального и двойного назначения и организацию работ по оценке стоимости и принятие на бухгалтерский учет прав на РИД;

- распоряжение правами РФ на РИД, организацию использования результатов интеллектуальной деятельности.

Распоряжение правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности подразумевает, в частности:

- предоставление права использования РИД на основе лицензионного договора;

- внесение исключительного права на РИД в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества или его передача в залог;

- отчуждение от имени РФ исключительного права на РИД;

- принятие от имени РФ решения о досрочном прекращении действия патента на РИД.

При этом, Постановление Правительства от 29 сентября 1998 года №1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения», которым Министерство юстиции России уполномочивалось распоряжаться с федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками, правами на РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации, отменено не было, хотя такие полномочия были изъяты у Министерства юстиции России в соответствии с поименованным Постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 года №233. Учитывая принципы разрешения юридических коллизий при применении актов одного и того же органа государственной власти, но изданных в разное время, представляется, что применению подлежит именно Постановление Правительства РФ от 22 марта 2012 года №233, поскольку в соответствии с указанным принципом применению подлежит акт, принятый позже. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что законодателем установлены новые правила согласования актов распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, а именно - согласование такого распоряжения исключительно с государственным заказчиком работ.

В отношении РИД гражданского назначения уже принято постановление Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 9 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ»[7].

Существующий механизм использования в хозяйственном обороте РИД военного и двойного назначения требует корректировки в части обеспечения единства регулирования в сфере военных и гражданских НИОКР, увязки по целям, введения результативных механизмов оценки качества его функционирования и влияния на эффективность выполнения НИОКР. На основании проведенных исследований можно констатировать, что в настоящее время правовое регулирование отношений в области распоряжения правами РИД, полученными при выполнении НИОКР за бюджетные средства, недостаточно проработано, в том числе на ведомственном уровне, что сдерживает вовлечение в гражданский оборот и коммерциализацию данных результатов:

- отсутствует четкость в распределении между федеральными органами исполнительной власти компетенций по распоряжению правами РФ на РИД;

- не определен порядок совершения сделок по распоряжению правами РФ на РИД, в том числе не предусмотрена процедура определения лиц, которым передаются указанные права, условий сделок, размеров платежей;

- действующими нормативными правовыми актами не предусмотрены гарантии интересов РФ при совершении сделок по распоряжению правами на РИД.

В этой связи становится очевидным необходимость разработки и принятия, в том числе, ведомственных нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих реализацию мероприятий по управлению правами на РИД, созданными за счет средств федерального бюджета.

 

[1] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5,

[2] Мазур Н.З., Никишов А.В., Гречковский С.В. Экономико-правовое регулирование защиты и распоряжения результатами интеллектуальной деятельности. Организационно-экономические и управленческие аспекты развития инновационно-инвестиционных процессов в современной экономике. Сборник научных трудов. Уфа: БАГСУ, 2015;

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» ;

[4] Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

[5] Приказ Минимущества России, Минпромнауки России и Минюста России от 22 мая 2002 г. № 1272-р/Р- 8/149 «Об утверждении Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно - технической деятельности»;

[6] Наумов А.В. «Направления активизации вовлечения в хозяйственный оборот результатов научнотехнической деятельности». Тезисы семинара «Совершенствование механизмов защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности» 21-22 апреля 2004 г. - М.: Центр поддержки ВИС, 2004, с. 4-8.

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 9 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 286 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%