Предметом исследования данного раздела является определение правового положения участников (субъектов) экономического оборота РИД в научно-технической сфере в частности с участием в финансировании РФ, как государства, основания возникновения и порядок осуществления исключительных прав на такие результаты.
Основным источником гражданского права в РФ является ГК РФ (в ряде государств в качестве такового выступает Торговый кодекс), который регулирует договорные и иные обязательства вне зависимости от того к какой области деятельности это относится (гражданской или военной сфере производства и исследований) и вне зависимости от того, кто является участником этих договорных отношений: физические или юридические лица; государство или муниципальные образования (за исключением случаев специально оговоренных в законе).
Возможность для РФ выступать в гражданских правоотношениях, наряду с гражданами и юридическими лицами, закреплена в статье 2 ГК РФ. Выделение РФ, наряду с субъектами РФ и муниципальными образованиями, в особую 5 главу ГК РФ свидетельствует об особом статусе РФ как субъекта гражданского права.
Важнейший принцип участия РФ в гражданско-правовых отношениях сформулирован в пункте 1 статьи 124 ГК РФ, а именно - РФ участвует в гражданско-правовых отношениях на равных началах с физическими и юридическими лицами. Несмотря на то, что в данной статье назван только один принцип гражданского законодательства - равенство сторон, в действительности на отношения с участием РФ распространяются и все остальные принципы из числа предусмотренных в статье 1 ГК РФ: неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства, беспрепятственность осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита прав.
Под равенством РФ и лица понимается их юридическое (а не экономическое) равенство по отношению друг к другу, которое символизирует наличие горизонтальных отношений между участниками, не находящимися в служебном и ином административном (юридическом) подчинении. Равенство участников гражданских правоотношений не исключает различий в объеме и содержании принадлежащих им субъективных прав. Такие различия неизбежны в силу различных
имущественных возможностей, способа образования, целей и интересов[1].
Неприкосновенность собственности (включая ИС) означает, что собственник имеет право осуществлять все имеющиеся у него полномочия в отношении принадлежащего ему имущества и имущественных прав и одновременно устранять на законном основании всех других лиц от неправомерного доступа к имуществу (использования принадлежащих ему прав) и какого-либо вмешательства в его деятельность как собственника и/или правообладателя.
Свобода договора означает, что стороны договора могут свободно устанавливать свои права и обязанности на основе договора и могут определять любые не противоречащие законодательству условия договора. При этом следует подчеркнуть, что свобода договора распространяется лишь на стадию заключения договора и лишь применительно к отдельным видам договоров (например, поручения, доверительного управления) свобода договора может также действовать и при прекращении договоров.
Свобода договора не исключает установления в отдельных случаях обязанности заключить договор, например при выполнении поставок и услуг для государственных нужд. Обязанность заключать договор может быть введена исключительно ГК РФ или федеральным законом. Равным образом отдельные условия заключаемых договоров могут быть предписаны для сторон обязательными (императивными) нормами гражданского законодательства. Императивный характер гражданско-правовых норм может быть обусловлен как общественными интересами, так и интересами третьих лиц и недопустимостью случаев злоупотребления правом во всех его формах. В условиях рыночных отношений свобода договора также подчинена общему правилу, согласно которому запрещается использовать право в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Из сказанного следует, что установление каких-либо императивных условий договоров на уровне приказов и директив РФ (например, Минобороны России, Минпромторга России) не имеет юридической силы. Более того, в критических (конфликтных) ситуациях такие условия могут быть истолкованы судом как противоречащие принципу свободы договоров, а сам договор аннулирован.9 10.
Применительно к РФ в содержании принципа недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела ключевым является понятие частного дела. Дело в том, что РФ осуществляет свою основную деятельность в рамках публичного права и только в связи с этим нуждается в правосубъектности в частном праве.
Ни одно из вышеперечисленных начал гражданского законодательства не имеет абсолютного характера. Все они подвластны каким-то исключениям юридического, а чаще фактического порядка.
В отдельных нормативных правовых актах, регулирующих участие РФ в гражданском обороте, содержатся прямые отсылки к нормам ГК РФ. Вместе с тем, следует отметить, что такие отсылки не являются обязательными. Необходимость применения к гражданско-правовым отношениям с участием РФ норм главы 5 ГК РФ и других статей ГК РФ (за исключением отдельных случаев, рассмотренных ниже) определяется правовой природой подобных отношений. Сказанное относится к государственным контрактам, владению, пользованию и распоряжению собственностью, правами на результаты, поучаемые в ходе выполнения работ по ГОЗ и т.п.
Статья 124 ГК РФ закрепляет презумпцию распространения на отношения с участием РФ общего для юридических лиц правового режима. Иными словами, любые юридические нормы, действующие по отношению к [2] [3] юридическим лицам, имеют место и в гражданско-правовых отношения с участим РФ и распространятся на РФ, как на субъекта таких правоотношений.
Исключение составляют только два случая:
прямая норма, закрепленная в федеральном законе;
особенность правового положения РФ.
Поясним второй случай.
Исходя из особенностей правового положения РФ, к ней не могут быть применены отдельные нормы РФ, касающиеся юридических лиц, а именно, положения, касающиеся правоспособности юридического лица, государственной регистрации юридических лиц, наименования и места нахождения юридического лица, а равно все статьи ГК РФ, посвященные ликвидации юридического лица.
ГК РФ выделяет группу правоотношений в которых может выступать исключительно РФ - ст. 115 ГК РФ - о субсидиарной ответственности РФ по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества, ст. 214 - о праве государственной собственности и др.
Специальные случаи выступления РФ в качестве субъекта гражданских правоотношений указаны, например, в Федеральном законе «О государственном оборонном заказе».
В ряде норм содержатся противоположные указания, предусматривающие, напротив, ограничения выступления РФ в гражданских правоотношениях.
Согласно п. 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской федерации «От имени РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов».
В общем случае гражданская дееспособность РФ, как это имеет и в отношении юридических лиц, осуществляется через ее органы (органы
государственной власти и прежде всего органы исполнительной власти).
Особое место среди всей системы органов РФ занимает Правительство РФ. Действующее законодательство в ряде случаев отождествляет его с государством как таковым. Применительно к гражданским отношениям это означает, что Правительство РФ обладает практически неограниченными полномочиями для выступления от имени РФ.
Выступление юридических лиц и граждан от имени РФ осуществляется в соответствии со специальными поручениями.
Представительство граждан от имени РФ может быть связано, например, с их участием в управлении акционерными обществами, акции которых закреплены за государством. С такими гражданами заключается контракт на представление интересов государства в соответствующем органе управления.
Говоря об общей структуре государственной собственности и системе управления ею, следует отметить, что РФ, как собственник, распределяет принадлежащее ей имущество, в том числе исключительные права, между государственными унитарными предприятиями и учреждениями. Оставшееся имущество и средства соответствующего бюджета составляют казну. Ответственность по обязательствам РФ может гарантироваться и возмещаться в случае причинения вреда только за счет казны.
Таким образом:
- РФ участвует в гражданско-правовых отношениях на равных началах с физическими и юридическими лицами;
- гражданская дееспособность РФ осуществляется через федеральные органы государственной власти. В интересующем нас случае - через Минобороны России или Минпромторг России;
- в силу института представительства федеральных органов исполнительной власти России(в дальнейшем ФОИВ), выступая от имени РФ, имеет право осуществлять все имеющиеся у РФ полномочия собственника;
- необходимо четко и однозначно различать деятельность ФОИВ России от имени РФ и от своего собственного имени.
Статус федеральных органов исполнительной власти России, как органа исполнительной власти, определяется соответствующим нормативным актом (Указом Президента РФ или Правительства РФ, по соответствию). В части имущественных и личных неимущественных прав в отношении РИД данным актами на соответствующие ФОИВ возложены функции по распоряжению правами на РИД, получаемые в ходе выполнения государственного оборонного заказа.
Следует отметить, что заявления о том, что эти функции, распространяются только на результаты, полученные после 1995г., когда был принят ФЗ «О государственном оборонном заказе», т.е. впервые было введено само понятие государственного оборонного заказа и
государственного заказчика не имеют юридического обоснования.
В соответствие с действующим в РФ законодательством
правопреемником результатов работ, в тех случаях, когда определить заказчика, в силу изменений, произошедших после распада СССР и последующих административных преобразований, является орган исполнительной власти в ведении которого находятся полученные результаты. Применительно к вооружению и военной технике таким органом является Минобороны России и других мнений по данному вопросу быть не должно.
Под распоряжением, согласно гражданского законодательства РФ подразумеваются полномочия собственника имущества, либо лица выступающего от имени собственника имущества, совершать такие сделки, как купля-продажа, поставка, дарение, уступка, аренда, предоставление прав и др. В результате актов распоряжения имуществом может осуществляться его отчуждение, передача прав на его использование, во временное владение, обременение определенными условиями, сдача в залог, в качестве вклада в коммерческие общества. Актом распоряжения определяется юридическая судьба имущества.
И так, источниками права осуществления от имени РФ функций собственника РИД, созданных при бюджетном финансировании, являются ГК РФ и Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 - для Минобороны России, и Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О министерстве промышленности и торговли российской федерации" - для Минпромторга России. В дополнение к этим нормативным актам обязанности по закреплению в государственных контрактах за Российской Федерацией прав на результаты НИОКР, выполняемых по ГОЗ возложены на государственных заказчиков постановлениями Правительства РФ № 41[4] и № 342 [5].
[1] Тихонов И.А. Понятие оборотоспособности результатов интеллектуальной деятельности в законодательстве // Современное право. 2007. №4;
[2]Тихонов И.А. Цель осуществления Российской Федерацией прав на результаты интеллектуальной деятельности // Государство, общество, личность: современные тенденции и проблемы развития: Сб. статей - М.: ТИССО-Полиграф, 2007. Вып. 6;
[3] Тихонов И.А. Развитие современного законодательства регулирующего осуществление Российской Федерацией прав на результаты интеллектуальной деятельности // Сила сомнения радость познания Сб. статей - М.: МНЭПУ, 2007. Вып. 3. (7 п.л.) ;
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. № 41 «Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ по государственному оборонному заказу».
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности».
|