Нормативно-правовой базой закрепления и распоряжения правами на РИД, созданными за бюджетные средства, являются ГК РФ, Федеральные законы в данной области, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и приказы ФОИВ, регулирующие данные отношения.
Так, в главе 38 ГК РФ, посвященной выполнению научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ определяется порядок выполнения НИОКР и закрепления прав на их результаты, где согласно статье 772 права сторон на использование результатов НИОКР предусматриваются условиями договора между ними. И там же (п. 2 статьи 772), если иное не предусмотрено договором, определено что «заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд», если государственным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит РФ.
Кроме того, ГК РФ предусматривает возможность совместного владения патентами. Согласно п. 3 ст. 1229 в случае, когда исключительное право на РИД принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат по своему усмотрению, на основании соглашения. ГК РФ регулирует вопросы распределения прав между работником и работодателем: «Право на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено
13
иное» .
При этом автор имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта ПС, в случаях получения работодателем патента, передачи работодателем права на получение патента другому лицу, принятия работодателем решения о сохранении соответствующего объекта в тайне или неполучения патента по поданной работодателем заявке по причинам, зависящим от работодателя. Вознаграждение выплачивается в размере и на условиях, определяемых на основе соглашения между ними.
Если работодатель в течение четырех месяцев с даты уведомления его автором о созданном изобретении, полезной модели или промышленном образце не подаст заявку в Патентное ведомство, не переуступит право на подачу заявки другому лицу и не сообщит автору о сохранении соответствующего объекта в тайне, то автор имеет право подать заявку и получить патент на свое имя. В этом случае работодатель имеет право на использование РИД с выплатой патентообладателю компенсации, [1]
определяемой на договорной основе.
В случае не достижения соглашения между сторонами о размере и порядке выплаты вознаграждения или компенсации спор рассматривается в судебном порядке.
Так, как уже отмечалось выше, впервые проблема защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКР, полученных за бюджетные средства, были подняты в Указе Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» и далее в Указе Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».
В развитие этих указов с целью формирования механизмов защиты прав государства на РИД, полученных за бюджетные средства, в качестве первоочередных мер Правительством РФ были приняты постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» и постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности».
Таким образом, были созданы два разных и параллельных механизма, в военной и гражданской областях, закрепления и распоряжения правами государства на РИД, созданные на бюджетные средства, тем самым по- разному должна была регулироваться деятельность одних и тех же субъектов правоотношений (государство, заказчик, разработчик, автор) в указанной области. В отношениях по распоряжению правами на результаты НИОКР военного, специального и двойного назначения государство выступало в лице совместно Минюста России и ФОИВ, являющихся государственными заказчиками, а в отношениях по распоряжению правами на результаты научно-технической деятельности государство выступало только в лице государственных заказчиков.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1998г. № 1132 было образовано при Минюсте РФ государственное учреждение - ФАПРИД, которому поручалось:
- ведение единого реестра РИД;
- контроль за использованием РИД, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;
- организация учета РИД, вовлекаемых в экономический и гражданскоправовой оборот;
- подготовка решений об ограничении доступа к сведениям, относящимся к РИД;
- подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками гражданско-правовых договоров с исполнителями научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности;
- обеспечение правовой охраны РИД, в том числе получение исключительных прав на РИД;
- подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками лицензионных договоров для вовлечения РИД в экономический и гражданско-правовой оборот;
- осуществление функций правопреемника в части прав на РИД, принадлежащих государственным унитарным предприятиям, имущество которых подлежит приватизации.
Вопросы прав на РИД должны определяться в государственных контрактах на выполнение работ для государственных нужд. При этом в контрактах и договорах, одной из сторон в которых выступает государство и которые предусматривают последующую передачу прав на РИД, необходимо предусматривать получение государством неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование РИД для государственных нужд.
В этих контрактах и договорах следует предусматривать конкретные обязательства организаций, которым передаются права государства по обеспечению доведения разработок до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции, порядок материального поощрения организаций-исполнителей, порядок выплаты вознаграждения авторам, а также конкретные обязательства стороны, реализующей в производственной практике результат научно-технической деятельности, и санкции за невыполнение этих обязательств.
Впервые в Основных направлениях Правительство РФ нормативно определило порядок закрепления за государством прав на РИД созданных за бюджетные средства, способы и порядок передачи этих прав, а также вводятся качественные критерии определения РИД права на которые не подлежат передачи и должны закрепляться за РФ в лице государственных заказчиков.
Следует отметить, что действие Основных направлений распространяется и на отношения по правовой охране, защите и использованию РИД военного, специального и двойного назначения, о чем прямо указано в пункте 3 распоряжения Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р и в тексте Основных направлений (абзац 7 пункта 1 и др.) Основные направления приняты в соответствии с конституционными полномочиями Правительства РФ, исходя из его ответственности за эффективное управление федеральной собственностью (ГК РФ статья 114) и осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению РФ (ГК РФ статья 71).
Развивая деятельность по правовой защите РИД военного, специального и двойного назначения Минюст России подготовил и утвердил в
Правительстве РФ постановлением от 26 февраля 2002г. № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ. Учетные формы были определены в Методических указаниях утвержденных совместным приказом Минпромнауки России и Минюста России от 17 июля 2003 г. № 173/178.
Этим постановлением были введены нормы, определяющие порядок и виды закрепления прав на РИД при заключении контрактов на выполнение НИОКР в рамках госзаказа, тем самым, были переданы полномочия по распоряжению правами на РИД от лица РФ государственным заказчикам и установлено, что права на результаты, полученные при выполнении НИОКР (этапа НИР), принадлежат:
а) Исполнителю, он обязан по требованию Заказчика безвозмездно предоставить указанному им лицу (лицам) неисключительные права на использование этих результатов;
б) РФ, от имени которой выступает Заказчик, распоряжение от имени РФ правами на результаты, полученные при выполнении НИР (этапа НИР), осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ;
в) Исполнителю совместно с Заказчиком.
Анализируя варианты закрепления прав на охраноспособные РИД, целесообразно отметить следующее.
Закрепление прав на полученные РИД за Исполнителем НИОКР позволяет организации-исполнителю:
- получать конкурентные преимущества от монополии на передовые технологии, получать дополнительные доходы от передачи прав на РИД;
- без отвлечения денежных средств вносить вклад во вновь создаваемые предприятия и совместную деятельность, оптимизировать базу для целей
налогообложения;
- получать амортизационные отчисления от использования
нематериальных активов;
- скорректировать размер чистых активов организации исполнителя;
- повысить инвестиционную привлекательность организации
исполнителя.
Совместное правообладание на создаваемые при выполнении за бюджетные средства НИОКР рассматривается как фактор, стимулирующий деятельность Исполнителя по выявлению наиболее значимых результатов, их обособлению, государственному учету и правовой охране в качестве объектов ИС, правообладателем которых наряду с разработчиком (Исполнителем) определяется РФ.
Эти нормы фактически создали коллизию с нормами Постановления РФ № 1132, где все закреплялось за государством, а распоряжение поручалось одновременно Минюсту РФ и государственному заказчику. По правилу решения правовых коллизий, в случаях их возникновения, действует норма правового акта большей правовой силы или, при их равенстве, последняя по дате утверждения. Таким образом, коллизионные нормы пунктов 2,3,4 Постановления Правительства РФ № 1132 фактически отменены с выходом Постановления Правительства РФ № 41 .
Как уже отмечалось, для закрепления (или передачи их исполнителю) прав за РФ, в лице государственных заказчиков, не хватает критериев определяющих РИД, права на которые следует закреплять, в том или ином порядке за исполнителем или за государственным заказчиком (или совместно).
Для решения этой проблемы и с целью повышения эффективности распоряжения правами РФ на результаты НИОКР было выпушено Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности», которое ввело нормы, определяющие дополнительные условия и порядок
распоряжения правами на РИД, полученные за счет средств федерального бюджета. Данным постановлением были введены более строгие требования и критерии, по которым следует принимать решение при распоряжении правами на РИД, и хотя они прямо не противоречили нормам Постановления РФ № 41, но могли создать неопределенную ситуацию для уже заключенных (но еще не законченных) по которым права переданы исполнителям.
Постановление Правительства РФ от 17.11.2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» (вместе с «Положением о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета»), документ, основная цель которого - повышение эффективности использования результатов научно-технической деятельности. Этим нормативным актом Правительство РФ утвердило порядок закрепления и порядок передачи прав на РИД, созданные за счет средств госбюджета.
На основании анализа действующих нормативно-правовых актов установлена возможность государственного заказчика от имени РФ участвовать в гражданских отношениях наравне с другими субъектами гражданского права, в том числе осуществлять правомочия в отношении прав на РИД, созданные за счет средств федерального бюджета в том числе в рамках госзаказа. Это необходимое условие, но не достаточное, так как эти права должны быть выявлены, учтены, оценены и юридически закреплены за конкретными правообладателями, для чего должен быть проведен комплекс юридически значимых действий по обособлению объектов прав и их соответствующем оформлении.
Необходимо также отметить, что в ходе анализа законодательной базы были выявлены пробелы законодательства и проблемы с его применением.
Действующее законодательство позволяет выявлять, учитывать и распоряжаться РИД в ходе выполнения госзаказа. В то же время, остро стоит проблема выявления, учета и распоряжения результатами, ранее (до введения в действие части второй ГК РФ) полученными за государственные средства и находящимися в организациях оборонно -промышленного комплекса.
Проведение Минюстом РФ совместно ФОИВ, являющимися государственными заказчиками, инвентаризации РИД, полученных до введения в действие части второй ГК РФ[2] осуществлено не в полном объеме. Основной причиной явилось отсутствие на тот момент нормативных и распорядительных актов, определяющих финансовое и методическое обеспечение проводимых работ.
При формировании механизма защиты прав государства на РИД, полученные за государственные средства, Правительство РФ в отсутствии законодательных норм закрепило за РФ права на РИД, полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, если до вступления в силу постановления они не являлись объектами исключительного права физических или юридических лиц, а также если информация об указанных результатах не являлась общедоступной[3].
Как показала практика, государство (в лице государственных заказчиков и других ФОИВ) без заинтересованности и участия организаций- разработчиков и производителей ВВТ не в состоянии (организационно и финансово) провести в кратчайшие сроки полную инвентаризацию результатов, ранее полученных за государственные средства и находящихся в организациях ОПК.
Порядок организации и проведения инвентаризации прав на РИД определен постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7[4].
Однако до настоящего времени не определены источники и объемы бюджетного финансирования этой процедуры со стороны потенциального собственника РИД - государства, от имени которого выступают государственные заказчики.
Денежные средства, получаемые от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот РИД[5], в полном объеме направляются в федеральный бюджет. При этом порядок истребования государственными заказчиками средств из федерального бюджета на инвентаризацию, учет и правовую охрану РИД не определен.
Не решен вопрос с оценкой прав государства на РИД. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для сделок с государственной собственностью требуется обязательное привлечение независимого оценщика. В то же время порядок привлечения и оплаты услуг независимых оценщиков, статья и объемы расходов за данный вид услуг не определены.
После выхода постановления Правительства РФ от 23 января 2004г. № 41, Указа Президента РФ от 16 августа 2004 г. №1082[6], принятия части четвертой ГК РФ, в которых полномочие по распоряжению РИД закреплено за государственными заказчиками, создалась коллизия с постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132[7], согласно которому распоряжение РИД поручено одновременно Минюсту России и государственным заказчикам.
Многие понятия не имеют закрепленного в законодательных актах определения, в частности «РНТД», «продукция специального и двойного
назначения», «правовая защита интересов государства[8] в процессе экономического и гражданско-правового оборота РИД и военного, специального и двойного назначения.
Статьи 763-768 ГК РФ не предусматривают обязательности включения условия о правах РФ на результат работ, равно как не предусматривают и возможности признания ничтожности соответствующей сделки в случае не включения указанного условия. С точки зрения норм ГК РФ, само по себе использование государственных средств при выполнении работ (имеются в виду НИОКТР) не является основанием для возникновения у РФ права собственности на РИД. Вследствие этого обстоятельства, несмотря на однозначность требования п. 4 Постановления Правительства РФ № 685 о включении в государственный контракт условий о правах РФ на создаваемые за счет бюджета РФ РИД и использовании единой формы типового договора, никакие санкции в случае нарушения данной императивной нормы актами РФ не предусмотрены.
Более того, ни ГК РФ, ни Постановление Правительства РФ № 685 не предусматривают ситуацию, в которой непосредственный исполнитель работ и создатель РИД, например, при производстве образца вооружение, военная и специальная техника, не уведомлен посредником о финансировании работ за счет государственных средств о предстоящем возникновении у РФ прав на результат работ. Такая ситуация представляется вполне реальной при реализации сложных комплексных проектов, а отсутствие соответствующей обязанности - существенным. Интересы государства требуют, чтобы на уровне федерального закона была закреплена обязанность получателя государственного заказа урегулировать отношения с исполнителем научнотехнических работ, а в случае необходимости приобрести у исполнителя права на РИД и передать их заказчику.
ГК РФ устанавливает, что даже если в соответствии с государственным контрактом права на охраноспособные РИД принадлежат России, исполнитель вправе получить патент на свое имя в случае, если РФ не подаст заявку на получение патента по истечении шести месяцев «с момента ее уведомления в письменной форме исполнителем о получении результата, способного к правовой охране».
Также необходимо отметить, что закон не устанавливает каких-либо требований к форме и содержанию/объему уведомления о получении РИД, способного к правовой охране. Следовательно, нельзя исключать возможность злоупотреблений со стороны исполнителей работ.
Исполнитель, получивший исключительные права на РИД, обязан заключить с государственным заказчиком или указанными им лицами договор о безвозмездном предоставлении права на использование соответствующего РИД (предоставить неисключительную безвозмездную лицензию). Вместе с тем, законодательно не установлены последствия не заключения такого договора. Пункт 4 статьи 445 ГК РФ устанавливает: «Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки».
Как представляется, указанные меры защиты прав (обращение в суд с требованием о заключении договора и/или требованием о возмещении убытков) не могут обеспечить должную степень защиты прав государственного заказчика и, соответственно, государства. Решение суда (арбитражного суда) о понуждении лица к заключению договора не может заменить собой самого договора, на основании такого судебного решения не возникают те права и обязанности, которые должны были возникнуть на основании сделки. Крайне затруднительной по своей практической реализации, как представляется, является мера защиты - требование о возмещении убытков на том основании, что доказывание размера причиненных уклонением от заключения договора убытков и причинной связи между возникшими убытками и незаключением договора почти не осуществимо.
Постановление Правительства РФ № 685 содержало положение о том, что порядок принятия государственными заказчиками решений о закреплении прав на РНТД устанавливается Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок принятия государственными заказчиками решений о закреплении прав на результаты научно-технической деятельности не установлен. В отсутствии такого порядка, в соответствии с которым необходимо закрепить критериальный аппарат, сроки и другие нормы, по выбору государственными заказчиками тех РИД, права на которые при заключении государственного контракта/госзаказ надлежит закреплять за РФ, либо за РФ и исполнителем совместно, оказывает прямое влияние на такие виды нарушений прав РФ, как:
- нарушения прав на объекты ИС и иные виды РИД;
- нарушения установленного порядка приобретения, использования и распоряжения правами на объекты ИС и иные виды РИД;
- правонарушения в сфере реализации прав государства на объекты ИС.
В связи с изложенным выше, следует обозначить наиболее ключевые
проблемы, влияющие на эффективность управления госзаказчиками правами на РИД, созданные за счет средств федерального бюджета и закрепленными за Российской Федерацией.
К таким проблемам следует отнести:
1) отсутствие методического инструментария проведения на ведомственном уровне процедур инвентаризации, оценки и учёта РИД и нормативно установленного на локальном уровне порядка по введению режима коммерческой тайны в отношении информации, содержащей сущность созданных и создаваемых РИД, правами на которые управляет государственный заказчик;
незаинтересованность авторов в выявлении и правовой охране, в том числе сохранении в режиме коммерческой тайны, созданных РИД в связи с невыплатой вознаграждения за создание РИД;
неурегулированность на предприятиях (организациях) исполнителях отношений с авторами-работниками при создании служебных РИД;
отсутствие у предприятий (организаций) исполнителей соответствующих патентных служб и профессиональных кадров, обеспечивающих проведения мероприятий по патентно-информационному обеспечению НИОКТР и правовой охране РИД, получаемых в рамках выполнения НИОКТР за счет средств федерального бюджета;
отсутствие нормативно-правового и методического регулирования на ведомственном уровне процедуры, порядка управления РИД, закрепленными за РФ, управление которыми осуществляется государственным заказчиком.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации
[2] Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности».
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 372 «О правилах зачисления в доход федерального бюджета средств, получаемых от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».
[6] Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 - для Минобороны России, и Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 «О министерстве промышленности и торговли российской федерации».
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» ;
[8] Используется в Указах Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» и от 10 сентября 2005 г. № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».
|