Воскресенье, 24.11.2024, 11:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Основные проблемы получения гражданами квалифицированной юридической помощи, оказываемой органами нотариата

Несомненно, органы нотариата проводят огромную работу по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам. Но вместе с тем, объективно существуют проблемы получения некоторыми категориями граждан данной помощи.

Основная проблема, которую мы хотим раскрыть в рамках данной работы — это доступность квалифицированной юридической помощи, оказываемой нотариатом населению. К сожалению, эта проблема очень актуальна для регионов Крайнего Северо-Востока нашей страны, в том числе и для Магаданской области. Основных причин недостаточной доступности данной помощи две:

отдаленность большого числа поселков области от мест расположения нотариусов;

наличие значительного числа малоимущих граждан, не имеющих возможность оплачивать услуги нотариусов.

На территории Магаданской области расположены 9 нотариальных округов (в скобках указаны наименования районных центров, в которых располагаются нотариусы):

Магаданский городской нотариальный округ,

Ольский нотариальный округ (пос. Ола),

Хасынский нотариальный округ (пос. Палатка),

Тенькинский нотариальный округ (пгт. Усть-Омчуг),

Ягоднинский нотариальный округ (пос. Ягодное),

Сусуманский нотариальный округ (г.Сусуман),

Омсукчанский нотариальный округ (пос. Омсукчан),

Среднеканский нотариальный округ (пос. Среднекан),

Северо-Эвенский нотариальный округ (г. Северо-Эвенск).

Из девяти нотариальных округов только в Магаданском городском нотариальном округе имеется несколько нотариусов, что позволяет жителям областного центра в удобное для них время попасть на прием к нотариусу. В районах области нотариусы располагаются только в районных центрах (причем, в настоящее время – не во всех районах; так, в Тенькинском, Среднеканском и Северо-Эвенском районах нотариусы отсутствуют). Жителям поселков области, не являющихся районными центрами, к нотариусу необходимо добираться минуя значительные расстояния, порой по 50-градусному морозу. Как справедливо отмечает В.Куликов, «на Крайнем Севере нотариусы вынуждены добираться до тех, кому нужна помощь, на вертолетах, оленьих упряжках, порой вовсе пешком. Существуют также бедные и малонаселенные регионы. Люди там к нотариусу обращаются редко. Но это не значит, что он там не нужен. Вопрос только в том, как прожить самому нотариусу в таких условиях»[1].

Актуальность указанных проблем и необходимость их решения давно осознаны на уровне руководства министерств и ведомств. Так, министр юстиции А.Коновалов еще в начале прошлого года указал, что «основной задачей мероприятия является обеспечение доступности для населения качественного юридического обслуживания, оказываемого в установленных законодательством случаях бесплатно, а в иных ситуациях, пусть на возмездной, но доступной основе. При этом была отмечена необходимость исключения рисков получения гражданами неквалифицированного, а порой и незаконного правового сопровождения. Также министр отметил повышение качества нотариального обслуживания с активным развитием электронных реестров и баз данных, расширением полномочий нотариата в сфере гражданско-правового оборота и корпоративных правоотношений. … Обозначенные же проблемы, по которым были намечены пути решения, в первую очередь связаны с отдаленностью, труднодоступностью и малонаселенностью северных территорий. Дальневосточный федеральный округ является самым большим в стране по площади, но при этом самым малонаселенным. В части нотариального обслуживания было отмечено, что эту проблему призван решить специально созданный Федеральной нотариальной палатой фонд по поддержке нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях»[2].

Действующие нотариусы осуществляют выезд в поселки области, в т.ч. и за пределами своего нотариального округа (в том случае, если должность нотариуса в каком-либо округе вакантна), но по причине занятости из-за большого числа работы в своем непосредственном офисе, выезды осуществляются крайне редко, как правило, не чаще одного раза в месяц. А наличие вакантных мест в округах обусловлено также объективными причинами: суровые природно-климатические условия, отдаленность от областного центра и «цивилизации», отсутствие инфраструктуры и многое другое.

Все это значительно снижает возможность получения квалифицированной юридической помощи жителями труднодоступных населенных пунктов.

Частично данная проблема решается за счет передачи права совершения ряда нотариальных действий главам местных администраций и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления. Перечень таких нотариальных действий, как мы указали в третьей главе работы, закреплен в статье 37 Основ законодательства РФ о нотариате.

Учитывая, что в большинстве случаев главы местного самоуправления либо специально уполномоченные должностные лица не имеют профессионального юридического образования, для повышения качества оказываемой ими юридической помощи, как на федеральном, так и на региональном уровне разрабатываются различные регламенты, инструкции, методические рекомендации.

Например, с 27.06.2017 года действует «Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов», утвержденная Приказом Минюста России от 06.06.2017 № 97 (далее — Инструкция). До этого действовала «Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений», утвержденная Приказом Минюста РФ № 256 от 27.12.2007.

В ныне действующей Инструкции установлено положение о том, что «Должностные лица местного самоуправления обязаны оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред»[3]. Данная норма дублирует норму, имевшуюся в ранее действовавшей инструкции, и направлена на то, чтобы повысить качество оказываемой юридической помощи и предотвратить возможный вред, который может быть нанесен человеку из-за его незнания законов и правовых последствий сделок.

Инструкция в полном объеме регламентирует такие сложные моменты, при совершении нотариальных действий, как выяснение дееспособности физического лица, проверка правоспособности юридического лица, возможность подписи документа рукоприкладчиком, порядок привлечения сурдопереводчика, требования к представляемым документам, порядок внесения исправлений в документы, а также иные вопросы.

И, хотя положения ныне действующей инструкции ни в коей мере не противоречат действовавшей ранее Инструкции, можно сказать, что новый нормативный документ более конкретизирован, более полный и лучше раскрывает порядок работы при возникновении спорных моментов.

В действующую Инструкцию включены такие разделы, так «Оплата нотариальных действий, совершаемых должностными лицами местного самоуправления», «Делопроизводство при совершении нотариальных действий», включение которых в Инструкцию было вызвано наличием большого числа ошибок, допускаемых должностными лицами местного самоуправления при осуществлении нотариальных действий именно в данных моментах работы.

Практика работы по новой Инструкции еще не наработана, до настоящего времени не выявлены и не опубликованы проблемы, возникающие при работе по новой Инструкции.

Имеется практика работы по ранее действовавшей Инструкции, к сожалению, она изобилует ошибками со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, и ошибки это в основном технические, либо вызваны незнанием действующего законодательства. Например, рассматривая практику работы должностных лиц органов местного самоуправления, О.С.Корытова отмечает следующее: «В документах, составленных должностными лицами МСУ содержится очень много ошибок, описок, недочетов, а также есть документы, составленные с грубыми нарушениями действующего законодательства, которые в дальнейшем приводят к спорам и обращениям в суд.

Я не буду сильно останавливаться на тех ошибках, которые возникают от не знания определенных нормативных актов, в основном пройдемся по тем ошибкам, которые допускаются, несмотря на то, что четко прописаны в указанной Инструкции.

1. В составленных документах в содержании отсутствует дата, либо оставляется строка для вписания даты незаполненной, либо вообще не предусмотрено место для даты. В соответствии с п. 36 Инструкции доверенность, в которой не указана дата ее совершения ничтожна, тоже самое относится и к другим документам удостоверяемым ДЛ МСУ. В завещаниях и доверенностях дата указывается в верхней части документа после заголовка, места совершения нотариального действия, а в заявлениях перед подписью лица обратившегося за совершением нотариального действия.

В соответствии с п. 15 Инструкции числа и сроки, относящиеся к содержанию документа должны быть обозначены прописью.

2. В документах отсутствуют удостоверительные надписи, написано только должность, стоит печать и подпись ДЛ МСУ. Документ без удостоверительной надписи не соответствует требованиям, предъявляемым к нотариальным документам, следовательно, не является нотариальным документом. Совершение удостоверительной надписи на документах предусмотрено п. 17 Инструкции.

В тех случаях, когда удостоверительная надпись совершена на документе она не содержит все реквизиты, то есть не соответствует форме утвержденной Приказом Минюста РФ от 10.04.02 г. № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах».

2.1. Обращаю Ваше внимание на то, что одним из обязательных реквизитов удостоверительной надписи является дата, которая должна соответствовать дате указанной в содержании документа, однако дата ЛИБО отсутствует совсем, ЛИБО указана иная. Дата должна быть написана полностью прописью, однако число и год проставляется в большинстве случаев цифрами.

2.2. Обязательно в удостоверительной надписи должен быть указан номер реестра, за которым это действие зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий. В соответствии с п. 21 Инструкции все нотариальные действия должны регистрироваться в реестре для регистрации нотариальных действий, каждому нотариальному действию должен присваиваться отдельный порядковый номер. Однако в документах отсутствуют номера реестра, либо разные документы выходят за одним номером.

2.3. В основном в документах отсутствует запись о взысканной государственной пошлине или нотариальном тарифе. Ее указание предусмотрено п. 10 Инструкции и является обязательным по форме удостоверительной надписи.

2.4. В удостоверительной надписи на доверенностях вообще отсутствует фраза «Доверенность подписана гр. (фамилия, имя, отчество подписавшего) в моем присутствии. Личность его установлена, дееспособность проверена».

Если же эта запись есть, то при совершении нотариального действия от нескольких лиц в данном предложении указывается либо ФИО одного из доверителей, либо ФИО в данной фразе отсутствует. Указывается сокращенное написание «Доверенность подписана в моем присутствии. Личность его установлена, дееспособность проверена». Необходимо в данной записи обязательно указывать ФИО всех граждан обратившихся за совершением нотариального действия»[4].

Предполагаем, что в ближайшее время, даже при наличии нового и грамотно разработанного нормативного документа, ошибок при совершении нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления все также будет достаточно много. И, конечно, подобная ситуация не способствует повышению уровня доступности квалифицированной юридической помощи.

Для исправления сложившейся ситуации огромное значение имеет именно расширение круга лиц, имеющих возможность получить профессиональную юридическую помощь непосредственно нотариусами.

На решение данной проблемы направлена разработанная и внедряемая программа Федеральной нотариальной палаты по поддержке нотариусов в труднодоступных и отдаленных регионах.

Стартовала данная программа в 2015 году, рассчитана на 3 года. Было определено 3 этапа ее реализации: 1 этап — заполнение вакантных должностей нотариусов, занимающихся частной практикой (обеспечение организации нотариальной деятельности, транспортные расходы, повышение квалификации).

2 этап — разработка форм и методов оказания помощи нотариальными палатами субъектов РФ нотариусам, имеющим низкий уровень дохода в труднодоступных нотариальных округах (обеспечение организации нотариальной деятельности, транспортные расходы, повышение квалификации).

3 этап — разработка форм и методов оказания помощи Федеральной нотариальной палатой малообеспеченным региональным нотариальным палатам (в рамках Положения об оказании помощи малообеспеченным нотариальным палатам)[5].

В настоящее время для дальнейшего развития программы по поддержке нотариусов в труднодоступных и отдаленных регионах Федеральной нотариальной палатой создан Фонд по поддержке нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях. Как сообщил средствам массовой информации Президент Федеральной нотариальной палаты К.Корсик, до конца 2017 года компенсационный фонд ФНП составит 100 миллионов рублей[6].

Данная программа «решит проблемы с квалифицированной правовой помощью в глухих уголках. Более того, нотариусы будут обеспечены высокими технологиями: даже в дальних регионах на выезде благодаря комплексу «мобильный офис» у нотариуса будет выход в Интернет и подключение к единой системе нотариата. Так что он сможет не только оперативно проверить легальность документов: предъявленных доверенностей или паспорта, но и сразу вносить данные в новую систему нотариата, которая заработает с 2018 года.

Также с будущего года начинает действовать компенсационный фонд Федеральный нотариальной палаты. Это третий уровень страхования ответственности нотариуса. Если нотариус допустил ошибку, из-за которой граждане понесли убытки, он компенсирует ущерб из личной страховки. Но если личного полиса и имущества не хватит, то есть второй уровень: страхование региональной нотариальной палаты. Как поясняют эксперты, в Москве выплаты по личной страховке и полису региональной палаты могут составить до 35 миллионов рублей.

Но если сделка особо крупная, то может не хватить и этих средств. Тогда остаток будет выплачен из компенсационного фонда ФНП. Так что человек, обратившийся к нотариусу, в любом случае ничего не потеряет»[7].

Еще одной значимой мерой, направленной на повышение доступности квалифицированной юридической помощи, является оказание бесплатной юридической помощи малообеспеченным группам населения.

В ноябре 2011 года был принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который вступил в силу 15 января 2012 года и определил гарантии, условия и порядок реализации права граждан России на получение квалифицированной юридической помощи. В соответствии со статьей 5 Закона основными принципами оказания бесплатной юридической помощи являются:

обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

социальная справедливость;

доступность бесплатной юридической помощи;

контроль за соблюдением норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;

объективность, беспристрастность и своевременность;

равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

обеспечение конфиденциальности и другие.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правого характера, а также в иных формах.

Как указывают М.Г.Диегова и Р.В.Косов, «Вполне логично, что виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом подчеркивается, что к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего, должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Принципиально важным является положение о том, что при оказании бесплатной юридической помощи в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям»[8].

Нотариусы являются одними из участников государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывая ее гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий, в том числе путем консультирования. При этом нотариусы оказывают правовую помощь как для малообеспеченных граждан, так и любому обратившемуся гражданину в соответствии со статьей 16 Основ законодательства РФ о нотариате, в которой сказано: «Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности…».

«Нотариальное сообщество России использует различные формы и методы оказания бесплатной юридической помощи:

прием и консультации в нотариальных конторах;

консультации граждан в нотариальных палатах субъектов РФ и создание на их базе пунктов/центров оказания бесплатной юридической помощи;

организация и проведение выездных приемов в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных районах;

оказание квалифицированной юридической помощи во взаимодействии с органами местного самоуправления;

участие в работе многофункциональных центров оказания государственных услуг;

организация и проведение специальных акций, например, совместно с Ассоциацией юристов России Всероссийских дней бесплатной юридической помощи;

правовое просвещение граждан с помощью средств массовой информации;

отдельная работа с гражданами с ограниченными возможностями и другие»[9].

К настоящему времени почти во всех нотариальных палатах субъектов Российской Федерации созданы Центры оказания бесплатной юридической помощи, где сотрудники палат консультируют граждан по вопросам, связанным с совершением нотариальных действий и разъясняют нормы действующего законодательства. В зависимости от частоты обращений граждан разработаны графики приема населения.

С целью обеспечения качественного нотариального обслуживания и оказания бесплатной юридической помощи на всей территории России, в том числе в отдаленных, труднодоступных и малонаселенных районах, где отсутствуют нотариальные конторы, нотариальные палаты субъектов РФ организуют выездные приемы граждан с участием нотариусов.

«Как правило, выезжая в отдаленные, труднодоступные и малонаселенные районы, нотариусы консультируют граждан в помещениях администраций муниципальных районов, где одновременно оказывают методическую помощь должностным лицам органов местного самоуправления, уполномоченным совершать отдельные виды нотариальных действий. Это имеет большое значение, так как помогает указанным должностным лицам грамотно составлять документы и защищает граждан от ошибок. С этой целью большинство нотариальных палат издают и распространяют сборники нормативно-правовых актов, образцы наиболее часто встречающихся на практике документов»[10].

Для оказания бесплатной юридической помощи нотариат использует все возможные формы и методы правового просвещения граждан, в том числе большое значение уделяется использованию средств массовой информации. Учитывая, что общедоступность печатных изданий обладает уникальными возможностями приобщения населения к праву, сотрудничество со средствами массовой информации приобретает все большее значение в борьбе с правовым нигилизмом.

Многие нотариальные палаты взаимодействуют не только с печатными изданиями, но и с каналами радио и телевидения, где разъясняют нормы действующего законодательства, порядок оформления прав на недвижимое имущество, наследственных прав, а также дают обзор изменений в российском законодательстве.

Говоря о средствах массовой информации, невозможно сегодня представить современную, динамично развивающуюся организацию без глобальной телекоммуникационной сети Интернет. И Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты субъектов РФ уже давно имеют свои сайты, которые не только содержат информацию о законодательстве, нотариусах, контактах, но и предоставляют возможность обратной связи (задать вопрос, получить консультацию, сообщить о неправомерных действиях и т.д.). На сайте Нотариаллной палаты Магаданской области, также имеется раздел для должностных лиц органов МСУ, где размещаются нормативные документы и методические материалы.

Большое значение в развитии государственной программы оказания бесплатной юридической помощи имеет взаимодействие нотариата с другими органами и в первую очередь с территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации и с Ассоциацией юристов России.

Таким образом, можно сделать обоснованный вывод о том, что в настоящее время нотариусы проводят колоссальную работу по повышению доступности квалифицированной юридической помощи населению, в том числе обеспечивая равный доступ к получению указанной помощи всем слоям населения – независимо от материального положения и проживания в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.

 

[1] Куликов В. Выйдут на связь. Нотариусы получат мобильные офисы для работы в удаленных районах. // Российская газета. 26.04.2017. // Режим доступа: https://rg.ru/2017/04/26/kak-notariusy-budut-rabotat-v-udalennyh-rajonah-rossii.html

[2] Министр юстиции провел рабочее совещание по вопросам развития адвокатуры и нотариата в Дальневосточном федеральном округе. 21.04.2016. // Сайт Федеральной нотариальной палаты. // Режим доступа: https://notariat.ru/ru-ru/news/ministr-iustitsii-provel-rabochee-soveshchanie-po-voprosam-razvitiia-advokatury-i-notariata-v-dalnevostochnom-federalnom-okruge

[3] П. 6 раздела I «Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов», утвержденная Приказом Минюста России от 06.06.2017 № 97.

[4] Корытова О.С. «Обзор нарушений, допущенных при совершении нотариальных действий» // Сайт Магаданской областной нотариальной палаты // Режим доступа: http://magnot.ru/new/%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d0%bc-%d0%bc%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9/

[5] Целевая комплексная программа: заседание рабочей группы ФНП // Сайт Федеральной нотариальной палаты // Режим доступа: https://notariat.ru/ru-ru/news/tselevaia-kompleksnaia-programma-zasedanie-rabochei-gruppy-fnp

[6] Куликов В. Выйдут на связь. // Режим доступа: https://rg.ru/2017/04/26/kak-notariusy-budut-rabotat-v-udalennyh-rajonah-rossii.html.

[7] Куликов В. Выйдут на связь. // Режим доступа: https://rg.ru/2017/04/26/kak-notariusy-budut-rabotat-v-udalennyh-rajonah-rossii.html.

[8] Диева М.Г., Косов Р.В. Правовое обеспечение участия нотариусов в системе оказания бесплатной юридической помощи // Вопросы современной науки и практики. - Университет им. В.И. Вернадского. Специальный выпуск (38). 2012. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2012/02/05.pdf

[9] Российский нотариат в государственной программе оказания бесплатной юридической помощи. - М.: ФНП, 2013. – С. 5.

[10] Российский нотариат в государственной программе оказания бесплатной юридической помощи. С. 15.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.04.2018)
Просмотров: 353 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%