В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч.1-3 ст.3).
Процедурой реализации избирательных прав являются выборы. Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов, поскольку именно через выборы большинство граждан участвуют в осуществлении государственной власти.[1] В настоящее время существует несколько форм реализации избирательных прав граждан, преимущественно, через: выборы Президента Российской Федерации, выборы депутатов в Государственную Думу Российской Федерации, выборы в законодательные органы субъекта Российской Федерации, выборы в органы местного самоуправления Российской Федерации, референдум в России.
Осуществимость реализации права избирания на конкретных выборах закон связывает, прежде всего, с размещением места жительства гражданина. Необходимо ещё раз сослаться на Закон об основных избирательных правах граждан, а именно к п. 4 ст. 4, где говорится, что «активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. При этом пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения выборов в округе, в котором оно расположено, не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления».
В случае изъявления гражданина реализовать своё избирательное право по месту жительства, проблем организационного и правового характера обычно не возникает. Однако неединичны случаи, когда обладающий активным избирательным правом гражданин, находится вне места своего жительства. В таком случае он имеет право на предоставление возможности проголосовать по месту пребывания, а законодательство о выборах содержит соответствующие механизмы, обеспечивающие данную возможность.
Глава III Закона об основных избирательных правах граждан закрепляет реализацию активных избирательных прав избирателей и участников референдума. «Соответсвующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума». Согласно ст. 17 упомянутого Закона в Российской Федерации все избиратели подлежат регистрации (учету). «В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, — факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения (открепительное удостоверение для голосования на выборах, референдуме).
Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования».
Избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в соответствующей комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Установлен простой порядок получения открепительного удостоверения. Его можно получить на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, соответствующая избирательная комиссия выдает открепительное удостоверение лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Согласно федеральному законодательству никаких документов для подтверждения причины, по которой избирателю необходимо получить открепительное удостоверение, не требуется.[2]
Помимо всего прочего, участковая комиссия обязана «обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования.
Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев досрочного голосования, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования».
Глава V названного Закона закрепляет право граждан быть избранными, то есть касается пассивного избирательного права. Стоит подчеркнуть, что для исполнения пассивного избирательного права, в том числе права выдвигать свою кандидатуру на выборах, недостаточно только волеизъявления лица, желающего быть кандидатом, - кандидат должен соответстовать конкретным условиям, установленным непосредственно Конституцией Российской Федерации.[3] Согласно ст. 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах; ст. 81 установила, что Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Лицо, реализующее своё пассивное избирательное право должен придерживаться условий иных избирательных прав, а именно: активного избирательного права – другими лицами (избирателями при голосовании за кандидатов); права на участие в иных избирательных действиях (выдвижение, представление документов для регистрации и т. п.) – самим этим лицом. Именно таким образом происходит взаимосвязь между всеми избирательными правами.
Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.
Кроме того, конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Однако предусмотрена общая гарантия – устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.[4]
[1] Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). М., 2006. С. 182.
[2] Определение Верховного Суда РФ № 38Г–01-12: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2001 г. (по гражданским делам) (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2001 г.) // Бюллетень Верхового Суда РФ, 2002, № 4.
[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2002 "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 ст. 59 Федерального закона "Об основных гарантиях…" избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда"// СЗ РФ, 2002, № 25, ст. 2515.
[4] Головин А.Г. Избирательное право РФ: Курс лекций – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 109- 123
|