Преобладающими значениями демократизма любой избирательной системы является наличие осуществимых гарантий реализации избирательных прав граждан и применения в электоральной практике всех принципов избирательного права. Закон об основных избирательных правах граждан раскрывает понятие «гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме» как установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм, обеспечивающий реальную свободу выборов.[1] Правовое регулирование гарантий составляют следующие нормативные акты: Конституция РФ; Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.); Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.). Как выяснилось, нормативно-правовая база, закрепляющая именно гарантии избирательных прав невелика. Однако исключительную важность играет именно Закон об основных избирательных правах, где конкретно и подробно описаны почти все аспекты, связанные с данным правом.
Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков избирателей.
В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме[2]. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов[3].
Как было сказано прежде, «основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке». Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Списки избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списках избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов – немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Согласно Закону об основных гарантиях избирательных прав граждан (ст. 19), избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:
примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов;
при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации;
избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При соблюдении указанных требований образования избирательных округов
учитывается административно-территориальное деление.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за пять дней до дня выборов. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.[4]
Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями
Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют:
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных избирательных комиссий;
- участковые избирательные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
«Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Таким образом, законодательство о выборах предусматривает гарантии всеобщности избирательного права, обеспечивающие возможность реального участия в выборах всех граждан, обладающих избирательными правами. Особое значение для обеспечения всеобщности избирательного права имеют гарантии прав граждан при составлении списков избирателей (то есть граждан РФ, обладающих активным избирательным правом), их право обжаловать невключение в такой список, ошибки и неточности в нем. Законодательство закрепляет ряд мер организационного характера, направленных на обеспечение возможности каждому избирателю воспользоваться своим правом.
Существенной гарантией всеобщности выборов является то, что граждане России, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных прав. Российские дипломатические и консульские учреждения обязаны оказывать содействие гражданам России в реализации их избирательных прав. Руководители этих учреждений образуют избирательные участки для российских граждан, пребывающих на территории иностранного государства.
Определяя гарантии реальной всеобщности выборов, законодательство кроме того закрепляет принцип свободного и добровольного участия гражданина в выборах: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Законом гарантировано получение избирателем полной и достоверной информации о кандидатах. Реальное применение эта гарантия получает через законодательно закрепленные обязанности избирательных комиссий информировать граждан об итогах регистрации кандидатов, их биографических данных, а также об итогах голосования по каждому зарегистрированному кандидату.
К числу законодательных гарантийных положений, обеспечивающих реализацию гражданами активного избирательного права, следует отнести также ст. 61 – 72, 74 Закона об основных избирательных правах граждан, устанавливающие гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчете голосов избирателей, установлении результатов выборов и их опубликовании. Указанные статьи устанавливают требования к помещению для голосования, к избирательной документации – открепительным удостоверениям, избирательным бюллетеням, протоколам участковых избирательных комиссий об итогах голосования, регламентируют порядок голосования, в том числе досрочного и вне помещения для голосования, порядок подсчета голосов избирателей, обработки итогов голосования, определения результатов выборов и т. д.
Система гарантий пассивного избирательного права граждан РФ устанавливается прежде всего соответствующими нормами указанного выше Закона. К ним следует отнести нормы его Главы V, Главы VI, а также статей, регламентирующих порядок голосования, в том числе досрочного и вне помещения для голосования, порядок подсчета голосов избирателей, обработки итогов голосования, определения результатов выборов (так как от этого порядка во многом зависят результаты выборов, признание кандидатов избранными).[5]
[1] Глущенко П.П, Поляшова Н.С., Зиновьев А.В. Конституционное право России. Краткий курс. С.83
[2] Федеральный закон «Об основных ….» Ст.17
[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999. с.319.
[4] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. (электронный ресурс)
[5] Кутафин О.Е. «Основы государства и права» © «Юрист» © Коллектив авторов, 2000 (электронный ресурс)
|