Юридическая ответственность с одной стороны – мера государственного принуждения, с другой - в избирательном праве выполняет также роль одной из гарантий прав граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Юридическая ответственность как мера государственного принуждения представляет собой возложение на лицо, допустившее нарушение правовых норм, обязанности претерпеть установленные законодательством неблагоприятные последствия.
За нарушение норм избирательного права, в зависимости от степени их общественной безопасности и отраслевой принадлежности устанавливающих ее норм, применяется юридическая ответственность соответствующего вида:
- конституционно-правовая (предусмотренная, как правило, нормами самого избирательного права);
- административная;
- уголовная.
Субъекты конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства - кандидаты, политические партии и избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов.
Санкциями в отношении указанных субъектов являются:
-аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов);
-отмена решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата или списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, в случаях:
-вновь открывшихся обстоятельств (которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата), являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов;
-использования кандидатом (политической партией, избирательным объединением, выдвинувшими список кандидатов) в целях достижения какого-то результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда;
-неоднократного использования кандидатом (руководителем избирательного объединения) преимуществ своего должностного или служебного положения;
-установления факта подкупа избирателей кандидатом (избирательным объединением), его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
-несоблюдения кандидатом ограничений, установленных федеральным законом;
-неоднократного несоблюдения кандидатом установленных ограничений;
-установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода избирательной кампании этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах призывал к совершению деяний экстремистской направленности, либо побуждал к таким деяниям, обострял национальную, расовую или иную дискриминацию;
-установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Избирательное объединение, в отношении которого возбуждено дело о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, вправе исключить из выдвинутого им списка кандидатов кандидата, действия которого послужили поводом для обращения в суд.
Основными причинами нарушений избирательных прав может послужить: нестабильность российского избирательного законодательства, когда каждые выборы любого уровня проходят в соответствии с новыми правилами, что не создает необходимых юридических гарантий, не способствует эффективному противодействию названным нарушениям и не позволяет осуществлять защиту избирательных прав граждан.[1]
Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности.
Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрены главой 5 (ст. 5.1 - 5.25) Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ нарушители законодательства о выборах и референдумах могут быть привлечены к административной ответственности в течение одного года со дня совершения правонарушения. В качестве санкций за административные правонарушения в сфере избирательного законодательства установлен административный штраф.
Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и в сфере избирательных правоотношений применяется за нарушения, характеризуемые повышенной степенью общественной опасности.
Среди основных видов наказаний, предусмотренных санкциями исследуемых статей, присутствуют штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы, в качестве дополнительного вида наказания – штраф.[2]
[1] Билоконь И.В. Правовое обеспечение избирательных прав граждан //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007. Том 14, №37.
[2] Турищева Н.Ю. Оценка индивидуальных особенностей преступлений против избирательных прав, отраженная в санкциях норм УК РФ // Российский следователь, 2008, №5.
|