Адвокатура как правовой институт призвана содействовать применению права и закона, повышению юридической защищенности граждан.
Конституция Российской Федерации как основной закон страны прямо устанавливает в ч. 1 ст. 48, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».[1] В ч. 2 этой же статьи закреплено положение, касающееся уголовного судопроизводства: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».
Несомненно, ключевым законом в области адвокатуры является Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее – Закон об адвокатуре). Принятие этого Закона стало одним из важнейших элементов судебной реформы. Закон урегулировал организационные условия адвокатской деятельности, определил общие требования к кандидатам на приобретение статуса адвоката, уравнял права и обязанности всех действующих в стране адвокатов.
Закон обеспечил правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, ее взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, сделал возможным гарантии независимости адвокатов и адвокатских объединений.[2]
Объединение адвокатских образований в Федеральную палату адвокатов, способствовало усилению профессиональной ступени, правовой культуры, обособленного единства российской адвокатуры. Именно Федеральная палата адвокатов – единственный орган корпоративного самоуправления адвокатов.
Положения Конституции Российской Федерации явились базисом для закрепления некоторых норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, в частности:
а) определение компетенции различных органов государственной власти в управлении деятельности адвокатуры (п. "о" ст. 71, п. "л" ч.1 ст.72);
б) упомянутое выше закрепление права граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника) (ст. 48);
в) установление принципов, которыми в своей работе должна следовать адвокатура (ст. ст. 17, 19, 21 и др.).
Ст. 4 Закона об адвокатуре устанавливает положения, касающиеся нормативного регулирования деятельности адвокатов:
1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.[3]
Помимо названного федерального закона, стоит отметить и другие: Арбитражный процессуальный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства, некоторые статьи Налогового кодекса. Всеми перечисленными кодексами в большей или меньшей мере регулируются вопросы, касающиеся адвокатов и адвокатской деятельности; Федеральными законами "Об оперативно-розыскной деятельности", "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", "Об исполнительном производстве" и др.
Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, определяющие порядок и размеры оплаты труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь бесплатно и по назначению правоохранительных органов и суда, а также порядок ведения реестров адвокатов. Правительством могут приниматься акты, затрагивающие сферы обеспечения деятельности адвокатов и адвокатских образований.
Законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов, в соответствии с Законом об адвокатуре, регулируются вопросы:
- п. 3 ст. 24 Закона: вопросы, относящиеся регулирования юридической консультации;
- п. 2 ст. 26 Закона: «оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации» и т.д.
В настоящее время действует Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.[4] В Кодекс включены принципы и нормы профессионального поведения адвоката, а также процедурные основы дисциплинарного производства, которое обеспечивает рассмотрение жалоб и различных представлений на действия (бездействия) адвоката, их разрешение в соответствии с Законом и исполнение принятого решения. Обязанность адвоката соблюдать Кодекс предусмотрена пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре. Принимая присягу в соответствии со ст. 13 этого же Закона, каждый адвокат лично обязуется в своей деятельности руководствоваться Кодексом профессиональной этики адвоката. Контроль над соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики осуществляет адвокатская палата субъекта РФ (п. 4 ст. 29 Закона).[5]
Не представляется понятным, по каким причинам законодательно не закреплены источники международного права в качестве регулятора деятельности адвокатуры. Ведь согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
К основным международным актам в этой области относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г., Основные принципы, касающиеся роли юристов 1990г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотрeбления властью 1985г.
В связи с принятием Федерального закона от 23 февраля 1996г. N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы"[6] есть необходимость сослаться и на такой документ, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г., в соответствии с которой граждане Российской Федерации получают непосредственный доступ к контрольному механизму Конвенции. Протокол N 11 к данной Конвенции, который был открыт для подписания 11 мая 1994г., предусматривает создание единого постоянного суда, призванного заменить существующий контрольный механизм Конвенции. На 31 мая 1995г. Российская Федерация ратифицировала указанную выше Европейскую конвенцию и протоколы к ней, в том числе Протокол N 11 (о Европейском Суде по правам человека), Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.[7]
Вышеназванные документы носят обязательный характер для всех государств-участников Организации Объединенных Наций и имеют прямое, непосредственное действие на территории Российской Федерации.
Завершая параграф, необходимо отметить: российская адвокатура регулируется множеством важных нормативных правовых актах, чётко разграничивающие деятельность адвокатов, которая основывается на «букве закона» и следует им. Неупомянутые в Основном законе источники международного права прямо действуют на адвокатуру и имеют высшую юридическую силу перед перечисленными ранее Законами.
[1] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // СЗ РФ, 2014, N 31, ст. 4398.
[2] Судоустройство: учебное пособие / Т. П. Афонченко, И. Н. Цыкунова, Е. И. Парменова, Ж. Ч. Коновалова; Под общ. ред. Ж. Ч. Коноваловой. – Мн.: , 2007. – с.
[3] Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002, N 23. Ст. 2102
[4] Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003)// Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ, N 2, 2003
[5] Вайпан В.А. Настольная книга адвоката: постатейный комментарий к Федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре М. 2017. С. 965
[6] Федеральный закон от 23.02.1996 N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы"// СЗ РФ.1996. N 9, ст. 774
[7] Вайпан В.А. Указ. соч. С.965
|