Для успешной реализации государственной финансовой политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов – таким фондом и является бюджет.
Бюджет представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы [6, с. 353].
Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования денег.
При раскрытии сущности бюджета используются три основные характеристики: форма бюджета, материальная основа бюджета, экономическая природа бюджета
По своей форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, балансом его доходов и расходов. По своему материальному содержанию – это централизованный фонд денежных средств государства, место их аккумуляции. По своей экономической природе – это совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения доходов, созданных в государстве за год.
Появление и функционирование бюджета напрямую связывается с возникновением государства и развитием государственности, которые требуют централизации в руках правительства определенных объемов средств. Существование бюджета вне государства невозможно.
На трансформацию бюджета влияние оказывают:
1. объективные факторы:
– уровень развития производительных сил
– экономический потенциал страны
– характер производственных отношений
– природные, социальные, географические особенности государства.
2. субъективные факторы:
– тип государственности
– политика правительства
– установленные приоритеты развития
– уровень развития финансовой науки
Воздействие государства на процесс воспроизводства состоит в том, что государственная власть должна создавать и поддерживать правовую и социально-экономическую среду.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется в трех функциях, выполняемых бюджетом: распределительной, контрольной, фискальной.
Содержание распределительной функции государственного бюджета (или функции экономического регулирования) реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджетной системе посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой государством социально-экономической политикой перераспределяются затем как в сферы материального производства, имеющие для страны приоритетное значение, так и в сферу нематериального производства, находящуюся у бюджета на содержании.
Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов протекает не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет является объективным количественным отражением экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики – количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств выступают индикаторами того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от различных хозяйствующих субъектов. Бюджет показывает, соответствует ли размер поступающих в распоряжение государства ресурсов объему его потребностей, являются ли эффективными прямые государственные инвестиции и т.д.
Фискальная функция бюджета состоит в реализации фискальной политики государства – воздействия государства на деловую активность с помощью изменения объема государственных расходов и налоговых ставок.
Распределение чистого дохода – процесс многостадийный. Прежде всего, из чистого дохода выделяется та его часть, которая в соответствии с законодательством в первоочередном порядке направляется на формирование централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. Далее из чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия, вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чистого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.
Бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом, на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения имеют следующие особенности:
– обусловлены функционированием государства;
– связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;
– носят перераспределительный характер;
– опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;
– регламентированы бюджетным и налоговым законодательством [2, с. 15].
Государство является обязательным участником бюджетных отношений, охватывающих все сферы экономики и общественной деятельности, уровни хозяйствования и регионального управления.
По своей сущности бюджет представляет собой совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития. По организационной форме бюджет – это основной финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Бюджет формируется как финансовая база государства, через него перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости [4, с. 84].
Как финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и другие. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Являясь сметой доходов и расходов государства и оказывая влияние на его благосостояние, бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Именно поэтому планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих являются важными направлениями государственной экономики.
Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных, общеэкономических, народно-хозяйственных, региональных пропорций.
С помощью бюджета государство пытается воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы [5, с. 278].
Результативность государственного регулирования с помощью бюджета и налогов достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, методов образования доходов бюджета и их расходования, постоянного контроля за данным процессом.
Как финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и другие. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Являясь сметой доходов и расходов государства и оказывая влияние на его благосостояние, бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Именно поэтому планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих являются важными направлениями государственной экономики.
|