Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть – на какие цели направляются аккумулируемые государством средства [4, с. 101].
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и другими факторами.
Доходы бюджета представляют собой поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, за исключением средств, являющимися источниками покрытия дефицита бюджета, бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.
Доходы консолидированного бюджета классифицируются по трём группам:
– Налоговые доходы;
– Неналоговые доходы;
– Безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджета относятся налоги и штрафы за несвоевременную уплату налогов. К неналоговым доходам бюджета относятся:
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
Штрафы;
Другие неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся поступления от иностранных государств, от международных организаций и от другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
В зависимости от условий и способов зачисления доходов различают два вида доходов:
Собственные доходы – это доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено бюджетным кодексом;
Регулирующие доходы – это доходы, которые перераспределяются между бюджетами различных уровней в целях бюджетного регулирования по определённым нормативам.
Если оказывается, что доходы бюджета по каким-то причинам оказались ниже запланированных более, чем на 10%, к расходам бюджета может быть применена процедура, называемая блокированием, которая предполагает временную приостановку расходов бюджета.
Расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовые обеспечения задач и функций государства. [14]
В соответствии с бюджетной классификацией расходы бюджета группируются по следующим категориям:
Функциональные расходы, отражающие финансирование выполнения функций государства (здравоохранение, образование, пр.);
Ведомственные расходы – распределение бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств;
Экономические расходы – отражают их экономическое содержание (расходы на зарплату, на закупку оборудования, на выплату процентов по государственному долгу и пр.);
Программные расходы – расходы на финансирование бюджетных программ и подпрограмм.
В свою очередь экономические расходы делятся можно разделить на две группы: текущие расходы – расходы на обеспечение функционирования бюджетных организаций (на зарплату, питание, лекарств и пр.); капитальные расходы – расходы на прирост имущества в государственной собственности (на строительство, капитальный ремонт, покупку оборудования и пр.).
Среди расходов бюджета особое место занимают трансферты. Трансферты представляют собой это безвозмездные средства, выделяемые из бюджета.
К бюджетным трансфертам относятся:
Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые нижестоящему бюджету для его сбалансированности
Субвенции – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определённых целевых расходов;
Субсидия – бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на текущие цели на условиях участия финансирований для производства или реализации товаров, работ, услуг или частичного возмещения целевых расходов.
Кроме того, из бюджета могут выделяться бюджетные кредиты и бюджетные займы. Бюджетный кредит – это бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на возвратной основе. Бывают платными и бесплатными. Если разрыв кассовый, кредит бесплатный. На осуществление государственной инвестиционной деятельности – платный. Бюджетный заём представляет собой бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам-резидентам РБ и ИП на возвратной и возмездной основе для осуществления целевых расходов.
Не смотря на различия в структуре бюджетов различных государств правительство любой страны в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной, соответствие которых называется «балансом дохода». На практике в процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходами размера доходов, так называемый «бюджетный дефицит», либо наоборот превышение доходами расходов – профицит.
Бюджетный дефицит является проявлением кризиса государственных финансов. Однако следует учитывать, что в отличие от других внутренне присущих экономической системе отрицательных категорий (кризис, инфляция, безработица) дефицит бюджета может заключать в себе и некоторые позитивные импульсы, утрата которых подрывала бы способность системы к разрешению периодически обостряющихся в ходе ее развития противоречий [13, с. 243].
Международной практикой определен оптимальный размер бюджетного дефицита, который не должен превышать 2–3% ВНП или 5% от национального дохода, или 8–10% от расходной части бюджета.
К возникновению и росту бюджетного дефицита приводят:
• частые и продолжительные спады производства;
• чрезмерные социальные расходы: на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, – безотносительно к динамике экономической эффективности;
• усиление влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов;
• расширение «теневой экономики» в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста.
• бюрократизация государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих расходов;
• увеличение затрат на обслуживание государственного долга, что формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов порождает новые долги государства;
• неудовлетворительная организация процесса налогообложения и негативное отношение к ней налогоплательщиков;
• милитаризация экономики: увеличение расходов на ведение «холодной» (гонки вооружений) или «горячей» войны (связанной с ведением активных военных действий) [3, с. 128].
Говоря о сущности дефицита важно уяснить, что речь идет не об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения вновь созданной стоимости через бюджетную систему страны.
Таким образом, планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих является важным направлением государственной экономики. Достижение такого состояния государственных финансов, при котором бы доходы равнялись расходам, является основной задачей всех государств. При этом необходимо учитывать, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом. И не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ.
|