В этом параграфе мы рассмотрим основные понятия нашей темы. Одной из самых актуальных проблем в современном мире является проблема молодежи. Проанализировав множество источников, мы смогли вывести наиболее точное определение. Под молодежью подразумевается большая социальная группа, обладающая специфическими социально-демографическими характеристиками, ценностными ориентациями, мотивацией деятельности, направленностью социальной мобильности, конструированием жизненных планов, что определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое положение и духовный мир находятся в состоянии становления.[1]
Одним из этапов становления будущей жизни молодого поколения можно считать вступление в брачные отношения, а именно создание семьи. Термин «семья», как правило, имеет несколько значений. В первом значении семья выступает в качестве социального института (с точки зрения общественного санкционирования брачно-семейных отношений). Во втором же значении семья – это обладающая исторически определенной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья представляет собой более сложное социальное явление, чем брак, поэтому достаточно сложно объективно исследовать его. Даже американский социолог Гуд отмечал, что современное общество знает о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей.
Основные функции брака и семьи:
Экономическая функция (удовлетворение физических, материальных потребностей, взаимная финансовая поддержка обоих партнеров, получение материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними челнами семьи от других);
Репродуктивная функция (воспроизводство населения, рождение и воспитание детей);
Эмоциональная функция (эмоциональная разгрузка, моральная поддержка со стороны членов семьи);
Социально-статусная функция (образование, приобретение места в социальной иерархии, развитие чувства долга, социальная адаптация);
Функция духовного совершенствования (раскрытие личностного потенциала) и т.п.
Семья благополучна, если осуществляются все эти функции. Неблагополучной считается семья, в которой не реализуется хотя бы одна из функций
Цели создания семьи и брака:
Реализация семейного инстинкта;
Приобретение места в социальной иерархии;
Продолжение социализации в обществе (переход на новую ступень социализации);
Реализация материальных, физических и духовных потребностей и т.п.
Одна из важнейших отличительных особенностей данного социального явления заключается в том, что семья помимо всего прочего обладает характерными чертами малой социальной группы.
Изучать семью как одну из малых групп предложил социолог М.С. Мацковский. Малая группа - совокупность индивидов, вступающих в прямые, непосредственные взаимодействия, обладающая следующими свойствами: (1) постоянство (регулярность) совместного пространственно-временного бытия; (2) осознание своего членства в группе (самоидентификация); (3) признание за этими людьми принадлежности к данной группе со стороны внешнего окружения (идентификация).[2]
Помимо всего прочего, определенные факторы позволяют нам говорить о семье как о социальном институте. Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.[3] Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. Стоит отметить, что некоторые зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт только в том случае, если она характеризуется тремя видами семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии хотя бы одного показателя используется понятие «семейная группа».
Первоначально основу семейных отношений составляет брак – исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их совместную жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.1
Прежде чем перейти непосредственно к более детальному изучению брачных отношений и брака, который представляет собой основу семьи, необходимо поговорить о том, что является главным объектом нашего исследования, а именно о «представлении». Как уже было сказано ранее, данный термин рассматривается в науке как с социологической, так и с психологической точки зрения (См.: Приложение 2, Рис. 1), т.к. происхождение данного феномена прямо связано с сознанием и органами чувств любого человека.
В психологии данный термин определяется в первую очередь как психический или умственный процесс, который происходит в сознании на основе прошлого восприятия человеком той или иной визуальной или вербальной информации. В социологии же «представление» выступает не просто как психическая деятельность, происходящая в сознании одного конкретного человека как уникальный процесс, а как процесс создания стереотипных образов и изображений, возникающих под влиянием различных факторов, таких как: социализация, коммуникация с окружающими и др. Представление не является феноменом, который развивается отдельно от окружающего мира, но включает в себя типичные категории, представленные в каждом сознании в той форме, в которой может позволить сознание каждой личности. Из этого следует главное отличие нашей (социологической) работы от психологической – мы изучаем типичность и степень стереотипизации студенческих представлений о брачном партнере. Также мы изучаем то, как эти процессы, развивающиеся в головах молодого поколения, влияют на их взаимодействие с окружающими, на их решения и поступки, особенно относительно их выбора брачного партнера.
Существует множество определений понятия «представление», однако мы выбрали те, которые в большей степени согласуются с темой нашего исследования. Представление, согласно толковому словарю Ожегова – это некий образ любого предмета или явления, а также некое знание или понимание чего либо. В Большом Энциклопедическом Словаре дается немного иная трактовка этого понятия - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.
Резюмируя, можно понять, что «представление» это некий умственный процесс (осознанный или неосознанный), который воссоздает воспоминание или мысль в нашем сознании, как результат уже пережитого опыта. В основе лежит наше восприятие того или иного объекта, с которым мы, возможно, уже имели дело в прошлом или каким то образом уже затрагивали схожую с ним тему.
Согласно автору оригинальной концепции общественного мнения Уолтеру Липпману все наши представления являются ничем иным как «картинками в наших головах», которые по сути своей являются нашей собственной реальностью, которой живет каждый человек.
К примеру, большинство из нас никогда не были в космосе, однако это не значит, что мы не имеем о нем представления. Мы читали книги и журналы, смотрели о нем кино и, наконец, мы видели фотографии. Наше представление и воображение никогда не появляются на пустом месте. Все это результат нашего жизненного опыта и практической деятельности. Чем богаче прошлое восприятие человека, тем богаче и интереснее представление в его сознании. Также и наше представление о том, какими должны быть наши будущая жизнь, работа, дом, семья и супруг. Однако с последним работа в сознании человека предстоит более тонкая. Все дело в том, что человек рождается уже с набором каких-то определенных физических качеств, а вот его сознание и ум наполняются с течением всей его жизни. Изначально отвечают за эту работу родители и воспитатели, затем учителя и сверстники в школе, преподаватели и друзья в университете, коллеги по работе, знакомые и просто мимо проходящие люди.
Всё и все оказывают мощное влияние на сознание человека, на его восприятие окружающего мира и на его представления о том, какой должна быть его жизнь. И каждый из этих факторов закладывает свой кирпичик в формировании представления о будущем супруге. Воспитание родителей, влияние друзей и учителей, СМИ, уровень образования и даже прочитанные книги воздействуют на воображение, на уровень мотивации человека к чему-либо и на его личные ценностные ориентации.
Представления имеют и свои характеристики: наглядность, фрагментарность, обобщенность, подвижность, моделирование предмета и др. Мы кратко рассмотрим наиболее интересные нам, а именно фрагментарность и обобщенность. Характерной чертой представления является фрагментарность – какая то часть предмета или явления запоминается нам ярче всего, а на другую мы просто не обращаем внимания и потом не можем ее вспомнить. Даже когда мы представляем себе лицо близкого человека, наше воображение выводит только те черты, которые мы помним лучше всего на фоне смутного образа. Обобщенность также характерна для представления. И не только для нескольких предметов, но и для вполне одного конкретного. Степень этой обобщенности может быть различной. Все зависит от того, как выглядит в нашем воображении тот или иной предмет. Неважно сколько раз мы его до этого видели и держали в своих руках, т.к. это зависит от того, как под влиянием окружающей среды и людей устроено сознание человека, и какое значение он придает той или иной характеристике или особенности этого предмета.
Образ в сознании человека, согласно Энциклопедии социологии – это целостное, но неполное представление о каком-либо или каких либо объектах.[4] Как и представление, он является некоей обобщенной формой отражения предмета или явления. Однако образ носит законченный характер и он идеален в воображении индивида. Многие философы говорили, что образы одновременно настолько просты и гармоничны, что способны создать в голове человека пример абсолютной красоты. Словом, можно сказать, что понятия «представления» и «образ» могут употребляться как синонимы.
В нашем исследовании важное место отводится ценностным ориентациям и духовным качествам личности. Ценностные ориентации – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении[5]. То, как относится человек к тем или иным ценностям и каковы его предпочтения касательно духовной составляющей его жизни влияют на его действия и поступки (что считается позволительным или нет, решает только сам человек). Духовные качества определяются в словаре Ушакова как нечто не телесное и нематериальное, относящееся к душе человека, не связанное с повседневными делами. Духовные качества, также как и ценностные ориентации, влияют на сознание человека и на его поступки и помимо этого также являются определяющими факторами в жизни каждого человека, т.к. они латентно направляют его в то русло, которое максимально ему подходит.
Из всего можно сделать следующий вывод о том, что представление о брачном партнере являет собой более или менее осознаваемый образ будущего супруга, с определенным набором качеств, важных для представляющего, в создании которого участвует множество факторов: возраст, воспитание и образование, семья и другие окружающие люди, ценностные ориентации и опыт, общественное мнение и СМИ, а также многое другое.
Теперь уделим внимание таким вопросам как «что подразумевают под собой брачный выбор?» и «что такое брачный рынок?».
Выбор будущего партнера – очень важная сфера человеческой деятельности, которая способна во многом обуславливать характер будущего супружества. Выбор брачного партнера в рамках данного брачного круга (совокупность возможных для данного человека брачных партнеров) являет собой наиболее точную трактовку термина «брачный выбор». На представления о будущем партнере молодого поколения влияют множества факторов: собственная семья (родители, близкие родственники), непосредственно отношения между родителями, традиции и нормы, заложенные в обществе, СМИ, литература и т.п.
Сообразно с этим, необходимо остановится на таком явлении как брачный рынок. Поскольку понятие «рынок» позаимствовано нами из экономики и на сегодняшний день имеет очень широкий объем, выделим то его содержание, которое будет подразумеваться именно в нашей работе. Это совокупность потенциальных женихов и невест в составе взрослого населения. Для брачного рынка, как в целом для любого рынка, характерны понятия спроса и предложения. Есть категории женихов и невест, которые «котируются» высоко или низко. Все, в свою очередь зависит от качества, предлагаемого товара. Единственная проблема может возникнуть в объективности его оценки, ведь у каждого отдельного человека список набора качеств, которыми должен обладать будущий партнер, сильно разнится.
Люди, находящиеся в поиске, выступают как субъектами, так и объектами брачного рынка, начиная с 18 лет (при достижении брачного возраста, начиная с него в РФ разрешена официальная регистрация брака) и более (предел возраста участников брачного рынка неограничен), ведь человек способен всю жизнь находится в поиске своей «второй половинки». Отметим, что на российском официальном брачном рынке могут фигурировать только люди с гетеросексуальной ориентацией, поскольку гомосексуальные пары не подлежат регистрации брака в нашей стране.
Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы снова отметить актуальность проблем молодежи и семейно-брачных отношений в наше время. Сообразно с этим, понятия «брак» и «семья» в обыденной жизни употребляются как синонимы. Их значения в сознании людей взаимосвязаны. Однако это всего лишь пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга. Мы же попытались разобрать различия между двумя социальными институтами. Более того, нами была разработана теоретическая база нашего исследования и начато изучение представлений современной студенческой молодежи о будущем партнере для вступления в брачные отношения.
[1] Социологический словарь проекта Socium, [Электронный ресурс], 2003.
Рабочая книга социолога/ Под общ. ред. и с предисл. Г.В Осипова. Изд. 5-е – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С.459.
[3] Социология семьи: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 «Социология» / Е.И. Зритнева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – С.25.
1 Основы социологических знаний: глоссарий к книге. А. Анурин. [Электронный ресурс].
2 Социология семьи: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 «Социология» / Е.И. Зритнева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – С.72.
[4] Энциклопедия социологии, [Электронный ресурс], 2013.
[5] Большой Энциклопедический Словарь, [Электронный ресурс], 2000.
|